Репортаж с музыкальной конференции Thankyou.ru
Сегодня в 20.00 в клубе China-Town-Café пройдет первая вечеринка проекта Thankyou.ru THANK YOU FOR LOVE. А недавно одни из участников грядущей вечеринки, Иван Старцев из группы Mars Needs Lovers и DJ Imago Иван Жбанов, стали гостями офиса Thankyou.ru, где прошла конференция с молодыми исполнителями, работающими в разных жанрах, но объединенными одной общей константой – все они играют независимую музыку. Их акты творчества – самобытны, они совершаются без оглядки на моду, толпу и те псевдо-правила успеха, которые так или иначе работают в мейнстриме и в сфере российского шоубизнеса. На конференции мы поговорили о том, чем живет и дышит независимая музыка вместе со своими создателями, как она проникает в другие сферы искусства и чем отличается сознание русского человека от сознания западного. Кроме Ивана Старцева и Ивана Жбанова, в беседе приняли участие лидер сообщества SANSARA Александр Гагарин и его соратник Сергей Данилов, пресс-атташе группы – Ксения Поль, Егор и Татьяна Шаманины, а также Геннадий Лагутин из команды Guru Groove Foundation и основатель Red Samara Automobile club Феликс Бондарев.
Вот, что у нас получилось.
Какое место занимает инди-музыка в России, и на каком уровне развития она сейчас находится?
Иван Старцев: Инди-музыки сейчас много. Как и в начале 90-х годов, когда появлялись различные клубы и тусовки, так и сейчас - появляется довольно много музыкантов, с которыми мы, в частности, пересекаемся на фестивалях. Чаще всего с такими группами, как «Обе Две», Narkotiki, Moremoney. Но проблема в том, что сейчас нет такого, человека, каким был, например, Михаил Козырев для свердловских и питерских рокеров, который собрал бы всех музыкантов и повел их на телеканалы, радиостанции, стал бы продвигать их.
Александр Гагарин: Мне кажется, не стоит употреблять именно понятие «инди». Просто есть независимые музыканты, которые делают качественную музыку, параллельно работая на других работах, не зарабатывающие музыкой на жизнь, но при этом имеющие большое желание заниматься ей.
— Ксения, вопрос к вам, как к человеку, не первый год работающему в сфере музыкального менеджмента: каким образом можно продвигать такую музыку, какие механизмы для этого использовать?
Ксения Поль: Это практически невозможно, даже используя финансовые вложения. Невозможно широкую аудиторию заставить слушать эту музыку, если она этой аудитории не нравится. А если говорить об основном двигателе процесса в целом, о том, почему и за счет чего развивается такое творчество, то, конечно, любовь является основой всего.
Сергей Данилов: Вот так и получается: любишь и ждешь, может – ответит деньгами…
Александр Гагарин: Мне кажется, при желании можно продать что угодно. Но главное: все - в сознании людей, в сознании отдельных исполнителей, в их отношениях с обществом. Вопрос в том, готовы ли они сами к чему-то или нет, какие у них проблемы, тараканы в голове – все это очень индивидуально.
— Творчество группы Guru Groove Foundation – один из ярких примеров проникновения музыки в другие сферы искусства: кино, показы, перфомансы… В чем смысл подобных действий?
Геннадий Лагутин: Это может существенно расширить аудиторию. Многие люди, случайно услышав музыку группы, скажем, в кино или на показах, становятся ее поклонниками. Мы сделали пару саундтреков, играли на различных показах, на которых присутствовали люди, наверняка не знавшие нас, но захотевшие прийти на концерт после этих выступлений, узнать творчество Guru лучше. Мы получили достаточно много отзывов. Та же история происходит и с кино: если фильм с саундтреком музыканта показывают по какому-либо каналу, это сразу вызывает резонанс. Мне кажется, это важно.
— Но не всегда легко получить возможность поучаствовать в подобных проектах…
Геннадий Лагутин: Достаточно сложно сотрудничать с кино и телевидением, потому что нужно полностью менять сознание редакторов и всех людей, которые занимаются там музыкальной составляющей. Сделать это очень трудно, потому что в своей массе те, кто работает в этой индустрии, стремятся к быстрой наживе, причем часто заявляют об этом напрямую.
— Кроме создания своего самобытного творчества и написания музыки для около-музыкальных проектов, многие из вас работали с зарубежными профессионалами. Феликс, я знаю, что ты сотрудничал с лидером американской команды The Brian Jonestown Massacre Антоном Ньюкомбом и записывал несколько треков для его альбома…
Феликс Бондарев: Мне было 19 лет… Тогда еще был жив ресурс под названием MySpace. Я придумал себе шугейзинг-группу, как-то назвал ее и скинул на MySpace видеозаписи. Спустя небольшой промежуток времени мне написал Ньюкомб, который был для меня избранной фигурой, фронтменом моего любимого бэнда. Честно говоря, я схитрил и дал альбому название одной из его песен, которая еще не вышла на тот момент. За этим последовала реакция. Буквально во втором письме Ньюкомб предложил мне прилететь в Берлин на запись альбома «Who Killed Sgt. Pepper?», и я отправился в Берлин. Мы работали где-то 10 дней, в процессе которых были записаны композиции «Bruttermania» и «Детка», а также - партии бас-гитары еще для нескольких треков пластинки. Кроме того, за это время я успел перезнакомиться с кучей интересных людей, типа Брайана Молко и Sigur Rose.
— Феликс, а чем, на твой взгляд, отличается работа с музыкантами за рубежом и в России?
Феликс: В России больше переживают за качество материала и при этом получают некачественный продукт. А за рубежом люди могут создавать достойную музыку не из самых гениальных mp3-файлов, изначально записанных в плохом качестве, но в доработке превращающихся в хорошие вещи.
— Существует довольно большое количество российских независимых музыкантов, которые популярны на западе и неизвестны у себя на родине. С чем это связано?
Ксения Поль: Массовая публика крайне не любопытна. Ей приятно слышать только то, что находится на поверхности,
Феликс Бондарев: Дело в том, что русские люди почему-то изначально начинают слушать музыку, уже имея к ней какие-то претензии. На Западе все по-другому: люди воспринимают музыку с чистого листа, потому что это интересно, потому что это искусство. Люди на Западе доверяют музыке, в отличие от наших слушателей
Ксения Поль: В России же, скорее, внимание уделяется не самому творчеству, а информации, которая крутится вокруг конкретной фигуры, человека…
— Современная независимая музыка крайне разножанрова. Феликс, какое-то время назад ты называл то направление, в котором работаешь, дискокором. Что это?
Фелик Бондарев: На мой взгляд, довольно аккуратные диско-песенки, с которыми за полтора года я добился того, что меня не пускали выступать ни в один клуб Питера. Но это, кстати, не единственная линия движения. Были и другие забавные опыты. Однажды я даже записал металлический альбом на финском языке, после чего представил все это так, как будто пластинка создана некой группой из пригорода Хельсинки, и выложил ее на одном из финских интернет-порталов. Через полтора месяца ко мне через интернет стали ломиться разные люди, писать всякую чушь, финские менеджеры - звать на фестивали. Когда мне надоело читать все это, я признался: «Ребята, я не тот, за кого вы меня принимаете, никакой группы не существует, все это сделал один парень из России, отстаньте!»
— К теме географии, внутренней и внешней, где, по вашему мнению, следует искать корни инди-музыки, независимой музыки?
DJ Imago Иван Жбанов: Я считаю, что музыка пришла из Африки, потому что для меня ее основой, особенно основой инди-музыки, является барабанный ритм танца, на который уже накладывается все остальное.
Феликс Бондарев: А я думаю, что у музыки разных культур – различные основы. В Америке танцуют под мелодию, в Европе - под ритм, а в России под слова. У нас, даже если ты сделаешь классный трек, всем будет все равно, если в нем не будет словесного содержания. Чтобы создавать действительно качественный продукт в нашей стране, мало быть хорошим музыкантом, нужно еще быть личностью со своим мышлением и обладать достаточным словарным запасом, чтобы суметь воспроизвести фигуры своего мышления в стихах.
Александр Гагарин: Если говорить о корнях инди-музыки в России, сразу вспоминается сборник «Аквариума» «Радио Африка», записанный с участием Курехина, еще молодого Бутмана и множества других альтернативных музыкантов. В рамках той культуры, которая существовала тогда в стране, это было более чем инди-творчество.
— Саша, вопрос к тебе. Группа «Сансара» всегда была постоянно меняющимся организмом. С чем связана такая тяга к переменам?
Александр Гагарин: Мне в этом смысле нравится образ игры: когда дети играют во что-то, а правила не меняются, в какой-то момент им перестает нравиться процесс. Чтобы интерес поддерживался, нужно постоянно менять правила игры, вводить что-то новое.
— Какую реакцию публики ты при этом замечаешь?
Александр Гагарин: Я уже не замечаю ее, потому что, на мой взгляд, неинтересно и неправильно постоянно оглядываться по сторонам. Хотя я прислушиваюсь к мнению людей достаточно часто, но это нельзя назвать специальным наблюдением за публикой.
— Что больше всего вдохновляет и поддерживает вас?
Александр Гагарин: Меня вдохновляют те музыканты, которые участвовали вместе со мной в создании творчества SANSARы. Я вижу, что делает для проекта группа Mars Needs Lovers, что и как делает для проекта Феликс, как поет Галя Чикис...
DJ Imago Иван Жбанов: Меня всегда поддерживают талантливые люди вокруг, которым мне хочется помогать и быть полезным. Моя миссия – это быть полезным.
— Если говорить о пользе и миссии, сайт Thankyou.ru создан, чтобы доносить до людей качественную легальную музыку и переводить отношения «музыкант-слушатель» на более цивилизованный уровень, используя схему «плати, сколько хочешь». Человек может послушать и скачать вещь абсолютно бесплатно, а если она понравится ему, то поблагодарить любимого исполнителя, нажав кнопку «спасибо» и перечислив на его счет любую сумму денег. Как вы считаете, насколько верно поддерживать музыкантов и пробуждать сознание людей таким способом?
Егор Шаманин: Мне кажется, позиция «плати, сколько хочешь» - самая верная для России. Это не насильственная система, человеку дается выбор, он может задуматься и сам решить, поблагодарит ли он артиста за его творчество или нет. К сожалению, у нас еще не сильно развито понимание того, что труд должен быть оплачиваем, и творчество должно быть оплачиваемо, потому что это тоже труд. Это печально, когда люди начинают писать тебе с формулировкой «дайте скачать альбом», лишь бы поскорее заполучить себе новые песни, даже не задумываясь, сколько сил и средств было потрачено на то, чтобы их записать.
Иван Жбанов: В этом ключе схема «плати, сколько хочешь» для России – единственный способ начать воспитывать сознание людей.
Александр Гагарин: Причем именно в такой форме: в форме призыва сказать спасибо.
Егор Шаманин: Тогда происходит естественный обмен, потому что у настоящего музыканта внутри всегда заложен позитивный и созидающий посыл к своему слушателю. Например, если человеку было плохо, он пришел на концерт, и у него поднялось настроение, ему стало хорошо, значит исполнитель действительно занимается своим делом, и делает это не зря.
— Как вы считаете, какое будущее ждет независимую музыку в нашей стране?
Иван Старцев: Хочется верить, что больше телеканалов и радиостанций все равно перейдут на сторону нового талантливого поколения.
Геннадий Лагутин: Если, конечно, для музыкантов не придумают другие рамки…
Наталья МАЛАХОВА
— Фоторепортаж с музыкальной конференции ThankYou.ru
Комментарии
Подписаться