Views Comments Previous Next Search

Илья Чёрт: «В коллективе должен быть Чапаев на коне»

0989
НаписалThankyou Ru6 марта 2012
0989

15-летие группы «Пилот». Интервью с лидером команды.

Илья Чёрт: «В коллективе должен быть Чапаев на коне». Изображение № 1.

Группа «Пилот» уже давно стала культовой в среде отечественной рок-музыки. За многие годы творческой жизни её участники во главе с бессменным лидером Ильёй Чёртом создали огромное количество песен, которые вместе с ними поёт не только сформировавшаяся армия поклонников, но и просто любители качественного, а главное — искреннего и честного творчества. Искренность и честность. Две эти основополагающие вещи всегда присутствовали в том, что делают «пилотовцы»: и в более традиционных роковых работах, и в таких — как «1+1=1», «Содружество». В день рождения коллектива мы встретились с Ильей Чёртом и поговорили с ним о пути, музыке, миссии человека и артиста, о законах Вселенной. 

— Несмотря на то что творчество «Пилота» разных периодов — узнаваемо, всё равно в нём прочитывается вектор движения вверх, вектор перемен, которые так или иначе происходили. Что лично для тебя кардинально изменилось, или наоборот — не изменилось — за 15 лет существования группы?
— Главное, что не изменился дух внутри коллектива. Наблюдая за другими группами, могу сказать, что в их деятельности, как правило, происходят какие-то серьёзные перипетии, пересмотр взглядов. У нас же — как всё происходило на протяжении 17 (на самом деле) лет, так оно и есть сейчас, какое-то мальчишество остаётся у всех участников, и меня это очень радует. При этом всё-таки изменился подход. Раньше мы шли методом проб и ошибок, поэтому всегда случались различные казусы — то песня не получается, то запись не получается. Постоянно возникало много трудностей, потому что всё надо было пробивать своим лбом. Сейчас уже багаж знаний накоплен, и поэтому можно работать спокойно. Друг другу никто не указывает, как играть, все знают своё дело, поэтому есть какое-то тепло, комфорт…

— Как ты считаешь, это связано только с техническим опытом, опытом лет, или есть какая-то внутренняя причина того, почему всё стало идти легче?
— Я думаю, как в семье: в ней всегда возникают кризисные периоды, когда вдруг ни с того ни с сего члены семьи начинают ругаться, и дело доходит чуть ли не до развода. Главное, суметь преодолеть эти этапы, потому что рано или поздно они заканчиваются, и после них люди становятся только более сплоченными. В группе то же самое: дважды за пять лет у нас наступали очень напряжённые времена, когда из группы уходили музыканты, уходил директор. И в течение последнего года, когда в стране был кризис, у нас в команде тоже была очень тяжёлая психологическая ситуация. Но мы прошли через это, пережили все эти скандалы, индивидуальные и общие, как будто сходили вместе в разведку и сразу стали друг другу ближе — что-то в этом роде.

— На твой взгляд, участники коллективов, которые не сумели пережить этот кризис и распались, создавая новые проекты, натыкаются на те же грабли, пока не пройдут переломный момент?
— Я думаю, через это проходит любой коллектив. Если он действительно как семья — его участники преодолевают трудности. Но бывает и такое, когда группа изначально настроена на коммерческую цель и музыканты набираются исключительно на основании профессиональных качеств: неважно, какой человек, главное, чтобы, например, на гитаре хорошо играл. Для нас всегда гораздо важнее был человеческий фактор. Например, когда мы лет 5 или 6 назад брали гитариста — Витьку, у нас было 50 человек на место, из которых двое играли лучше его. И мы взяли именно Витю, потому что когда он вошёл, мы сразу поняли: этот чувак наш, и всё!

— По духу, по настроению?
— Да, потому что нам не только играть, нам жить вместе месяцами: на гастролях, на студии. Повторюсь — группа и есть вторая семья. Поэтому человеческий фактор очень важен в коллективе, это ведь — как годами в одной лодке.

— Последняя работа «Пилота» «Осень» отличается от предыдущих. Если в альбомах «Содружество», «Аудиостихия», «1+1=1» чувствуется жёсткий, прямой посыл к слушателю, посыл — с чётким утверждением и бьющей в точку энергией, то «Осень» — материал, в большей степени «развернутый» к самому тебе, более рефлексивный и одновременно по форме — более близкий к классическим «рок-н-ролльным» пластинкам команды. С чем это связано?
— В какой-то момент я вдруг понял, что у любого артиста, любого коллектива есть некая высшая сакральная цель, и просто почувствовал себя готовым выполнить эту задачу. Именно тогда мы начали писать альбомы «1+1», «Содружество», и всё делалось для того, чтобы пытаться изменить мир, людей в лучшую сторону. Понятно, что эти альбомы стали таким уроком, в прямом смысле слова — как в аудитории. И после такого урока всегда нужна большая перемена, потом что людям надо вздохнуть. У нас лежало в загашнике энное количество дворовых песен, плюс мой близкий друг Виталик из Москвы неожиданно сказал мне: «У меня ещё с юности сохранилось несколько вещей, хочешь послушать?» Я послушал и ответил ему: «Как я написал прямо!». И тогда мы решили вернуться к корням и сделать хороший дворовый альбом, для того чтобы не уронить знамя русского «скамеечного» рока, чтобы людям было что поиграть друг другу на посиделках, поговорить у костра, потому что, мне кажется, это очень нужно людям, очень нужны такие песни… Чтобы собраться ночью на кухне и вдарить по гитаре для души!

— Как ты считаешь, чего не хватает молодым ребятам, которые сейчас начинают профессионально заниматься музыкой, и наоборот — в чем их преимущество перед опытным легионом, если оно есть?
— Мне кажется, есть вещи преходящие, которым можно научиться, а есть вещи изначальные. Это разные категории. Если группа действительно намеревается жить музыкой и достигать серьёзных результатов, во-первых, в коллективе должен быть Чапаев на коне — человек, за которым люди идут, как на флоте за адмиралом, который выезжает, как царь перед армией: «Братья! Все за мной! Во имя Отечества!» и так далее, а все такие: «Батюшка! За тебя — хоть в огонь и в воду!» Вот должен быть такой человек. За которым и публика будет идти, видя его уверенность, искренность, честность — по-настоящему. Сделать это искусственно совершенно невозможно, просто невозможно. Как раз искренность и честность — это второй момент, это самое главное, потому что если в лидере будет присутствовать что-то наносное, всё равно люди это увидят, поймают его на лицемерии и лжи, а лицемеров не любит никто. Должен быть человек, у которого, как говорится, сердце горит и который говорит: «Мы изменим этот мир!». У него должна быть именно такая высшая задача, иначе — зачем?

— По этому поводу Высоцкий писал в своё время: «Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков!» А сейчас ты этих вожаков видишь в среде молодой музыкальной гвардии?
— Мне кажется, что Тэм в группе Lumen отвечает всем этим параметрам, но, по моему субъективному мнению, они слишком следуют моде, и это мешает им стать «всесоюзной» группой. У них очень узкая аудитория из-за этого — и возрастная, и социальная. Я считаю, что музыкант, артист всегда должен чем-то жертвовать ради того, чтобы приблизиться к своим же целям. В данном случае мне кажется, что им следует частично пожертвовать своей музыкальной стилистикой и стать в этом плане ближе к людям. Практически ни одну песню группы Lumen невозможно сыграть на кухне под гитару, а это значит, что громадная, широчайшая часть публики у них сразу же отрезана. Это группа для подростков. Мы в своё время поняли: если твоя высшая цель — донести что-то до людей, а не быть просто реппером, металлистом или альтернативщиком, если твоя высшая цель — нести что-то от Бога и для него, ты будешь всегда жертвовать чем-то ради этого: временем, усилиями, своими собственными желаниями, своими предпочтениями иногда… И это правильно, это хорошо.

— Как ты считаешь, музыкант несёт ответственность перед своей публикой?
— Мне кажется, скорее, есть ответственность перед Богом. В данном случае потому, что ты должен делать своё дело на совесть. У Кастанеды есть прекрасная пословица, описывающая в целом стиль жизни: «Воин должен стараться быть во всём безупречным. Не ради чего-то, но ради самой безупречности». То есть он должен жить так, чтобы быть безупречным для себя, цельным.

— Те утверждения и установки, которые присутствуют в таких твоих работах, как «Содружество», выраженные в разных формах, но передающие одни, общие космические законы, законы Бога, Вселенной, внутри тебя уже срабатывают на автоматическом уровне, или все равно приходится периодически возвращаться назад и что-то повторять самому себе?
— Конечно, приходится. Работа над собой — это постоянная история. Большинство людей думают, что если ты достиг какого-то просветления, то всё: сел как Будда, улыбаешься, всё хорошо, ромашки вокруг тебя, ангелочки летают и всё такое. Ни фига подобного! Должна идти постоянная работа над собой, ты постоянно должен за этим следить. Сознание — как мускулы: они тренируются, но если ты перестаешь качаться гантелями — тут же оплываешь и начинает идти обратный процесс. С сознанием то же самое — его нужно тренировать каждый день, ты должен всё время над собой работать, это постоянная практика, иначе ты опять будешь скатываться: к пивному ларьку, к мультикам, к Comedy Club. Поэтому стараюсь всё время держаться на плаву в плане развития, как и мои друзья, группа «Король и Шут». Летом мы в очередной раз собираемся ехать на буддистскую практику осознанного умирания Пхова. Ребята из «КиШа» тоже работают над собой: они только недавно вернулись из Индии, а я — со Шри-Ланки. Вот такие два паломничества в разные буддистские страны.

— Такие путешествия многое дают по ощущениям?
— Конечно. Это же тоже погружение в определенное состояние, когда ты имеешь возможность, например, посетить очень намоленные места. Мы были в городе Канди, где находится Храм Зуба Будды, священная гора Шрипада, название которой переводится как «Священный след». На ней Будда оставил след своей босой ноги в камне, как знак… Это же всё накладывает на тебя отпечаток, эти вещи в тебе остаются.

— Но, наверное, только в том случае, если едешь туда осознанно, будучи готовым к восприятию…
— Всё равно, даже если обычный человек поднимается на Шрипаду — 5000 ступеней в гору и 5000 ступеней обратно (а спускаться гораздо сложнее), то есть 10 часов пути, вся ночь — к храму и обратно, то само ощущение пути, то ощущение, которое ты испытываешь, приходя к святыне на вершину, всё равно накладывает на любого человека правильный отпечаток. Это меняет сознание, действительно меняет, и я видел это много раз. В Индии я встречал настоящих таких бандитов в прошлом, конкретных, с воровскими татуировками-куполами, с воровскими кольцами на пальцах, которые уже 5 лет живут в храме и занимаются медитацией. Они говорят: «Мы приехали сюда, в город Варанаси, и у нас все в голове перевернулось». Хотя изначально они прилетели в Индию просто потусить с девочками, как говорится, на модном пляже, в итоге — девочек обратно отправили, а сами остались в храме жить. Пять лет прошло — и они совершенно другие люди, светятся… Вот бывает же такое и очень часто!

— А для тебя ощущение в себе энергии и некоей сопричастности Высшим силам, законам стало резким толчком вперед, резкой переменой, или ты шёл к этому плавно?
— Это происходит постепенно, но всё равно чувствуешь сверху какое-то постоянное внимание к себе, которое при этом накладывает на тебя некую ответственность. Ты понимаешь, что тебе больше дается, каждодневным чудом дается, то есть тебя за шкирятник спасают там, где другие не спасаются, и протаскивают через сложные ситуации, помогают там, где другие не справляются. Но за каждый мелкий косяк, который другим прощается, тебя сразу мочат нещадно, вплоть до травматизма, даже до шрамов, до серьёзных травм, а другим это всё прощается… Это обоюдная фишка.

— Знание усиливает ответственность.
— Знание предусматривает ответственность, конечно.

— К разговору об этом факторе и о твоем общении с аудиторией: у тебя периодически проходят встречи, лекции, на которых ты рассказываешь людям о своём опыте, о практиках, которые тебе известны, о знании, к которому ты пришёл. Расскажи про эту часть своей деятельности.
— Ребята просто попросили меня — и я согласился. Им захотелось, чтобы я более широко раскрыл тему. Всё же началось с альбомов «1+1» и «Содружество». И мне написали люди из одного московского института, написали о том, что многие их студенты заинтересовались, хотели бы задать вопросы и послушать то, что я могу им рассказать. Я сказал «ок», приехал в Москву, мы собрали первую группу, в которой, по-моему, было всего человек 30-40, и я провёл с ними встречу. Они сняли её на видео, выложили в интернете, и понеслась! На следующей встрече было уже 100 человек, меня стали приглашать всё чаще. Сейчас у меня на очереди стоят уже 4 города, в которых намечены лекции. Эти лекции платные, и они дорогие. На последних лекциях в Питере и Москве было по 500 человек. Это меня вообще потрясло! В том плане, что очень много людей интересуются такими вещами, причём в целом! Это касается не только моих лекций, но и других занятий тоже, потому что я сам посещаю их и вижу это. Недавно, например, в Питере недавно проходила лекция Миши Радуги по осознанному ясновидению, на которую пришло полторы тысячи человек — зал был набит битком. То, что люди в таком масштабе интересуются этими вещами, очень хорошо.

— После того, как ты делишься с людьми определённой информации в этом направлении, ты чувствуешь резонанс?
— Я всегда говорю: «Если ты просто пришёл меня послушать, вся информация выветрится через три дня». Грубо говоря, я показал тебе, как с гантелями работать, но дальше ты должен делать это сам, за тебя никто мускулы не накачает. Здесь то же самое. Надо идти и сразу начинать заниматься каждодневной практикой. Если ты поддерживаешь эту практику, состояние, которое ты поймал на лекции, ты его будешь удерживать, взращивать, как цветочек поливать водичкой, и ты будешь расти. Таких людей, которые растут, очень много. Они письма пишут, они занимаются, и очень серьёзными практиками, на самом деле, весьма серьёзными! Я знаю, что, например, прослушав лекции, около 200 человек прошли одну и самых сложных практик медитации.

— А кого ты считаешь своим духовным учителем?
— Я не могу назвать имя только одного человека, но могу сказать, что один из важнейших для меня учителей — Александр Хакимов, духовное имя которого Чайтанья Чандра Чаран дас. Саша известный человек, ведический учитель. Я не фанатично предан ведической философии, но я выбрал его учителем для себя, потому что это самый мудрый и разумный человек, которого я встретил в своей жизни. Поэтому я сказал, что я буду внимательно его слушать, стараться следовать его словам, и в большинстве случаев я стараюсь быть в послушании.

— Ты сейчас затронул такое понятие, как «разум». А как ты считаешь, могут ли к чему-то прекрасному приводить безумства?
— Конечно! Главное, о чём говорят все учителя: жизнь — это творческий процесс, она не укладывается ни в какие рамки. Даже люди, находящиеся в рамках одной религии, всегда говорят своим ученикам: «Не думайте, что вы сможете прожить жизнь и стать человеком с большой буквы, только следуя правилам и обрядам — это невозможно». Жизнь больше этого. Указания — только наметки, но ты должен всегда идти сам, чувствовать голос внутри себя, а он часто говорит обратные вещи тому, что является общепринятым. И все великие люди, на которых равняются, всегда совершали безумства, от которых все были в шоке: «Как так?! Никто раньше не делал этого! И вообще это запрещено!» А вот так вот!

— Более того, если брать не разум, а ум, интеллект, он может наоборот мешать человеку совершать какие-то действительно нужные ему вещи и двигаться вперед… 
— Просто все должно быть сбалансировано. Чувства, ощущения каждого момента не менее важны, чем разум. Нельзя опираться на что-то одно — получится табуретка с одной ножкой. Если ты просто тупо следуешь обрядам: читаешь Хари-Кришна-Мантру или ходишь в церковь, соблюдая все каноны, ты не станешь праведником. Бог — это интуиция, творчество, и порой, даже зачастую, Бог требует того, чтобы ты отступил от всех правил и просто следовал за Ним, за ощущением своего сердца. Есть такая книга — Бхагавад-Гита, это свод правил и законов, как нужно жить. В конце её есть прекрасный стих, где Кришна, представляющий ведическую ипостась Бога, говорит: «Оставь все правила и обряды и просто доверься мне. Забудь обо всём: все обряды, правила, религии — брось всё это! Просто предайся мне! Просто иди за мной!» Великолепный стих! Мой самый любимый!

— Возвращаясь к музыке. В последнее время в России стали появляться независимые музыкальные сообщества, участниками которых становятся исполнители из различных групп. Они могут писать музыку, даже находясь в разных точках страны, потом сводить её, создавая самобытное, новое творчество. Как ты относишься к подобным объединениям?
— Я всегда за мир, дружбу, жвачку! Чем больше люди будут дружить и сотрудничать, тем лучше! Меня всегда напрягала в своё время такая позиция в основном молодых музыкантов, которые узнали какой-то секрет и такие: «Вот, мы благодаря этому секрету стали великими и никому ничего не расскажем!» Я могу сказать, что у групп, которые достигли чего-то, как раз совершенно другая позиция. Наоборот, если мы что-то узнаем — какой-то секрет, какую-то фишку, которая может помочь, мы сразу рассказываем всем, потому что мы понимаем, что мы способствуем общему движению музыки, поддерживаем тем самым общее состояние всех музыкантов. Мы стараемся всё рассказывать, делиться всем, потому что пытаемся развить движение в целом, а не только свою группу. Не надо хранить секреты. Секретами надо делиться.

— Какие планы есть сейчас у тебя и у группы «Пилот»?
— Сейчас у нас идет большой, безвылазный и напряжённый тур. Этот год у нас проходит под знаменами фан-клубов, сейчас всё делается для них. Мы даже впервые выпустили плакат группы «Пилот», на котором изображены не мы, а наши поклонники. Мы хотим дать им возможность активно проявить себя в этом году на концертах, помочь реализовать их идеи. Если говорить о планах на будущее, у нас уже формируется новая пластинка. В частности, в её состав войдет песня про наших братьев-байкеров. Мы с ними очень тесно сотрудничали и теперь собираемся сделать для них супер-песняк-подарок.

Наталья Малахова 

Илья Чёрт: «В коллективе должен быть Чапаев на коне». Изображение № 2.

«Пилот» на Thankyou.ru
«Король и Шут» на Thankyou.ru

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются