Главная рок-группа Украины — «Воплi Вiдоплясова» — отмечает свой 25-летний юбилей. В преддверии праздничного концерта на московской площадке Crocus City Hall (он состоится 7 апреля) лидер «ВВ» Олег Скрипка поговорил с корреспондентом ThankYou.ru.
— 25 лет — это же…
— Не шутка!
— Да, офигеть, какой большой возраст. Мне, допустим, ещё 25-ти нет. И для меня осознавать, что существуют коллективы, которые уже на протяжении четверти века отстаивают честь своей страны на самом высоком уровне — нонсенс. Хотелось бы узнать, в течение этих 25 лет всегда ли у вас было ощущение, что это именно та дорога, которую следовало избрать, или всё-таки попадались какие-то кочки, возникали сомнения — был ли это уверенный путь к свету?
— Ну, у меня ощущения как в мотокроссе, то есть ты едешь по кочкам, но нет ощущения, что это неправильный путь. Ты по кочкам едешь, потому что это твой путь, и в этом твое мастерство — объехать эти кочки.
— И удовольствие…
— И удовольствие в том числе. И вся эта грязь, которая летит, этот ветер, дождь, какие-то ветки, которые тебя хлещут по лицу — это всё есть часть твоего маршрута. Ты в конце приезжаешь, там флажок, там тебе дают какой-то приз, 25 лет — и ты порыл дальше. Пусть ездят какие-то там мажоры на трассах разлинеенных, но это не есть интересно, мне кажется.
— На трассах для мотокросса частенько присутствуют трамплины. Какие этапы вашей карьеры вы могли бы назвать трамплинами, и были ли такие? Взять, например, тот же французский этап. Или всё происходило более-менее размеренно в этом плане?
— Конечно, трамплин получился. Мы только образовались, и нас пригласили на первый киевский рок-фестиваль, в 87-м году осенью происходил. Мы только-только собрались, за неделю перед этим отрепетировали песни живьём. Мы сыграли, нам дали первое место, и мы сразу стали модными пацанами в Киеве. На следующий год мы уже собирали какие-то залы, на афишке-ватмане писалось гуашью «ВВ». Рок-концерт. 19:00». И куча, толпа людей сразу приходила. Ну, это были времена такие, специфические.
Потом нас в 88-м году пригласили на фестиваль в Москву, который назывался «Рок-сырок», в этом же году нам сняли клип «Танцi», Артём Троицкий показал его на первом канале Советского Союза и назвал нас лучшей группой года, мы стали сразу по всему Союзу известны. Потом, на этом «Рок-сырке» мы сыграли концерт, приехало много иностранных промоутеров. Одни французы с нами познакомились, они сказали: «Вы крутые, мы вас привезём в Европу». Мы так, послушали: «Да ладно, рассказывайте…».
Но уже через год мы были во Франции, у нас тур по всей стране. Потом, во Франции мы до 96-го года прожили, приехали в Москву, подписали с Gala Records контракт, сняли клип «Весна» на Мосфильме — это следующая веха получилась. В 2000 году мы с «Мумий Троллем» сыграли в «Лужниках» концерт «Весна 2000» — опять какое-то движение.
Я считаю, что сейчас, с юбилейным туром, происходит хорошее событие. Вон, в «Крокусе» будем выступать, это комфортный зал. И у нас первый после Советского Союза большой тур и по Украине, и по России.
— У вас уже в рамках этого тура были Киев, Минск. И каждый из этих концертов, насколько мне известно, отличался какой-то особенностью. Киев — это мощнейший, жирный гала-концерт с кучей гостей. «Ляписы», Ноггано, Олег Гаркуша и другие. В Минске было мероприятие со своим подходом…
— Le Grand Orchestra, там мы с трубами, со скрипкой, с хором народным — очень было мощно.
— Соответственно, грядет Москва. Можно ли раскрыть какие-то секреты?
— Я думаю, мы сделаем что-то среднее между киевским концертом и минским. Я хотел бы привезти Le Grand Orchestra, показать фольклорную часть «ВВ», которую мы никогда в России не показывали — слишком тяжело и далеко было привезти музыкантов с собой. И хотелось бы из друзей кого-то тоже пригласить. Праздник, юбилей, он всё-таки без друзей — не юбилей. В Киеве было столько позитива!
Идея проста: все придумали какие-то подарки нам принести, подарить. И подарки были очень милые. Например, «Бумбокс» подарили нам бумбокс, мыльницу такую здоровую, Panasonic каких-то там дремучих 80-х годов. Одна певица украинская сначала спела «буй-буй-буй-бу-бу-бу-бу-буй-буй», а потом подарила нам буй.
— Может, Баста подарил приставку Нинтендо? Такого не было?
— Баста нам подарил… Не знаю, можно говорить или нет, но он подарил нам нарядный коньяк 25 лет.
— Конечно, можно говорить, даже хвастаться стоит!
— И он, причём, нам не на сцене подарил, он принёс в гримерку и сказал: «Пацаны, я не бухаю, но это вам от всего сердца!»
— Хотелось бы затронуть фестивальную тему и обсудить такой фестиваль как «Усадьба Jazz», где вы с вашим параллельным проектом будете выступать в этом году.
— Да, я в прошлом году играл на «Усадьбе Jazz» в Питере с джазовым оркестром, который называется «Забава», и в этом году меня приглашают в Москву. Это почётно. Для меня всё это игра, безусловно, я есть рокер, но я играюсь в фольклор, я играюсь в джаз. И то, что меня воспринимают как серьёзного джазового исполнителя, который выступает среди именитых американских артистов — та же Нино Катамадзе была со мной на одной сцене — для меня это гордость, естественно.
Я, хотя джазовую музыку глубоко не исполнял, очень её люблю. Для меня это новое, я люблю всё новое. Может быть, моя мульти-инструментальность играет на руку, что меня уже серьёзно воспринимают как джазмена.
— Сайт ThankYou.ru занимается, в числе прочего, поддержкой молодых коллективов…
— Очень правильно.
— Насколько мне известно, вы тоже этим занимаетесь на Украине — в частности, через фестиваль «Країна Мрій». Расскажите об этом фестивале, о его концепции. Жив ли он сейчас, и насколько он сейчас жив?
— «Країна Мрій» — это значит «Страна грёз». Фестиваль проходит уже 8 лет. Мы его провели в центре Киева, в месте под названием «Певческое поле». Концепция фестиваля — 50 на 50. 50% — известные артисты, именитые, интересные, бомбовые; 50% — обязательно новые имена, новые проекты. Либо, когда известный артист что-то делает новое в сотрудничестве с молодыми артистами.
Я даже делал несколько провокаций. Некоторые артисты делали эксклюзивные программы специально для фестиваля «Країна Мрій», и это потом даже было успешно для них. В этом году у меня идут переговоры с группой «Бумбокс», я хотел бы, чтобы «Бумбокс» запели фольклор. Они готовы, они уже созрели. Не знаю, если это выйдет, если смогу их на это спровоцировать, я бы очень был горд.
— А кого из украинской рок-молодёжи вы могли бы отметить? Возможно, и из российских музыкантов тоже…
— Российских я очень слабо знаю, плохо ориентируюсь.
— Хорошо, тогда из украинских.
— На Украине очень много интересных коллективов, которые уже больше 5 лет существуют, но остаются таким альтернативным фоном.
— Хотелось бы услышать ваш совет. Возможно, потом связаться с ними, предложить сотрудничество с нашим сайтом.
— Во-первых, вы можете просто ознакомиться с программой двух фестивалей «Країна Мрій» и «Рок-Сiч». За каждый коллектив, который у нас выступает, я готов подписаться. Это очень сильные команды. А из тех, что сейчас в голову пришли — это даже уже известные, просто в России не известны. «Мандри», «Гуцул Калiпсо», «Хвилю Тримай», «Флайзза», «Бандур Бенд», «ТаРУТА». Надо посмотреть на сайте, их там очень много.
— «ВВ» достаточно давно не выпускали новых полноценных альбомов. Насколько мне известно, сейчас вышел официальный сборник из 7 CD.
— Да.
— Хотелось бы узнать о планируемых релизах, есть ли такие? Что у вас готовится и готовится ли?
— У нас выпуск альбома снова перенёсся на какое-то время. Планировали его выпустить весной, но на весну мы запланировали тур. И недавно я пришёл ещё к такой мысли. Я думаю, что этот факт сильно влияет на то, что альбом пока не выходит. Всё-таки, мы живём в современном обществе, которым движут деньги. И есть такой факт, что записанная музыка себя коммерчески не оправдывает, то есть выпуск альбомов — это чистый альтруизм для такого старого коллектива, как мы. Ты просто реализуешься, удовлетворяешь себя и фанатов. Это не приносит тебе ни денег, ни популярности, ни ротаций. Поэтому очень сложно выпускать альбомы, нет мотивации.
Сейчас мы стояли перед выбором: либо пойти в студию, либо поехать в тур глобальный. Естественно, мы поехали в тур. Мы с фанатами встретились, мы проехались, мы заработали денег, и о группе слышат. Мы засели в студию, записали альбом, его услышит маленькое количество фанатов, потому что все всё равно будут слушать «Весну». Мы на него потратим кучу денег, где-то тысяч 100 долларов в минус, и они не окупятся никогда. Вот такая штука.
— Это, в принципе, следствие смерти музыкальной индустрии в классическом формате.
— Да, тут два фактора: во-первых CD уже не продается, а музыка в интернете у нас пока ещё не продается. А во-вторых, общество катится к тому, что нового артиста, новый материал становится всё сложнее пропагандировать. Люди всё больше обращаются к классике, старые песни слушают. Новые артисты перепевают кавера. Просто произошло насыщение музыкальным материалом, и новую песню уже настолько сложно выложить в уши… Либо мне это кажется.
Мы недавно подсчитали, я сам был в шоке: на нашем сайте задали вопрос — «сколько у вас песен?». Я прочитал этот вопрос и понял, что я никогда не считал, сколько у нас песен. Мы посчитали — у нас где-то 106 или 107 песен, с каверами, со всеми делами, с обработками народных и т.д. 106 песен и ещё 10, скажем, записать… даже в собственный концерт их впихнуть сложно. Ты играешь концерт, в концерте 20 песен. Это значит, что ты вынимаешь какие-то песни и вкладываешь новые песни в концерт. А те песни, они проверены уже, они как бы работают.
— Ценность каждой отдельной композиции, конечно, снижается в последнее время. Усилия прикладываются те же, а по ощущениям слушателя всё уже по-другому.
— Абсолютно верно.
— И как раз к этому я хотел подвести в заключение интервью. Ваше отношение к системе, по которой работает проект ThankYou.ru — пионер, так скажем, этой деятельности в России. Речь о системе «pay what you want» — плати, сколько хочешь, и, главное — по факту. Послушал-понравилось-отблагодарил артиста.
— Я считаю, это гениальная штука! Потому что у нас пока интернет-пиратство сильно развито. И просто если поставить на продажу песни, люди просто не будут качать, не будут платить. Это гениальная система — как в церкви! Если ты веришь, если ты любишь артиста, ты просто инвестируешь соответственно своей любви — в принципе люди становятся инвестором музыки.
Это очень красивая система. Может быть, даже общество будущего так будет работать — кто его знает. По крайней мере, пока мы будем переходить к коммунизму, когда вообще отменим все деньги, а я думаю, что это произойдет рано или поздно. Эта переходная стадия — она прекрасна. Тебе нравится батон? Заплатил! Не нравится — съел, не заплатил.
— Что ж, будем приближать будущее, стараться оказаться там как можно скорее — в этом светлом и…
— И прекрасном! Всё зависит от нас!
— Спасибо за эту беседу, увидимся на сайте ThankYou.ru!
— Спасибо! Thank you very much, everybody!
Беседовал Максим Гну
— «Воплi Вiдоплясова» на ThankYou.ru
— «Мумий Тролль» на ThankYou.ru
— «Ляпис Трубецкой» на ThankYou.ru
— Ноггано на ThankYou.ru
— Баста на ThankYou.ru
— Нино Катамадзе на ThankYou.ru
Комментарии
Подписаться