Интервью с гитаристом группы Дмитрием Мусаеловым в преддверии презентации нового альбома
28 апреля в клубе China-Town-Café пройдет презентация нового альбома группы «Китайгород» под названием «Норд», интернет-релиз которого состоится на сайте ThankYou.ru. «Китайгород» — коллектив, играющий интеллектуальную рок-музыку, обогащённую элементами других жанров, насыщенную образами и яркими психоделическими картинками, сменяющими друг друга, как кадры киноленты. Выход новой пластинки команды совпал с её десятилетним юбилеем. По этому случаю мы решили пообщаться с «Китайгородом» лично. На вопросы ThankYou.ru ответил гитарист группы Дмитрий Мусаелов.
— «Китайгороду» исполняется 10 лет. Если посмотреть на всю историю группы со стороны, какие опорные точки и переломные моменты вы можете выделить? Возможно, само десятилетие является для вас переломным этапом?
— Да. Десятилетие, безусловно, переломный момент, это уже тот период, когда становление коллектива должно свершиться, коллектив — приобрести конкретную массу, вес. Моя история в группе «Китайгород» довольно забавная. Я пришёл в команду в 2006 году, отыграл год-полтора, а потом покинул её. Спустя некоторое время я вернулся назад, поэтому для меня было два главных переломных момента, точнее — два этапа. Первый — самый яркий, потому что я очутился в обществе мыслящих и профессиональных музыкантов, второй — возвращение — также был для меня знаковым. За тот период, когда я не играл, ребята очень сильно подросли, и я смотрел на них, как на идолов. Это очень сильно повлияло на меня, они потянули меня за собой, и я стал развиваться.
— То есть вам посчастливилось посмотреть на движение группы изнутри и со стороны.
— Да. Редко кому это удается. Не будучи ещё в новом составе группы, я приходил на несколько концертов, и тогда уже осознал, что потерял! Ещё один из переломных моментов случился в 2009 году, когда весь основной состав группы — басист, саксофониcт, барабанщик — покинул команду, возникли какие-то недопонимания, психологические сложности, люди устали друг от друга. В итоге остались мы вдвоём с Кириллом, и он спросил меня: «Продолжаем или нет?» У меня не было сомнений.
— Кирилл всегда являлся безусловным идейным лидером в коллективе, или вы всё-таки создаете линию движения сообща?
— Если говорить о политике группы и её развитии, Кирилл — безусловный лидер, и я убеждён, что в каждой музыкальной коммуне или любом другом коллективе должен быть такой человек. Я не верю тем сообществам, которые говорят: «У нас демократия», — они никуда не придут просто-напросто.
— Расскажите про создание нового альбома «Норд: как долго шла работа, как она происходила?
— Новый альбом мы начали записывать практически сразу после релиза «Солнечно». Мы сделали «Солнечно», дали несколько очень хороших концертов-презентаций. Материал для следующей работы был накоплен. Он был ещё сыроват, где-то недоработан, но спустя полтора месяца после последнего концерта мы решили, что ждать нечего, надо просто начинать записывать готовые вещи. Так постепенно и велась работа. С момента первой записи до печати тиража прошёл почти год. Мне безумно нравится работа в студии. Музыкантов в основном больше привлекает концертная деятельность, энергетика, драйв, а запись альбома — это скрупулезный, кропотливый труд. Тяжелый период - когда в процесс вступает звукорежиссер, начинается сведение, возникает куча споров — это очень непросто прийти к общему знаменателю, но, тем не менее, хотя и было нелегко, мы прошли этот этап.
— Дмитрий, чем эта пластинка отличается от предыдущих работ?
— Предыдущий альбом «Солнечно» отличался от «З.Е.Д.» повзрослевшей музыкой. Оценивая «Норд», я не могу сказать, что мы все мудреем и мудреем, уходим в дзен-буддизм, здесь, скорее, наоборот — больше рок-н-ролла, хард-рока, на нём присутствуют тяжёлые вещи. Появилось больше свободы, энергии и искренности что ли: мы перестали бояться выходить за рамки заявленного достаточно давно стиля. Мы решили, что нам на это всё совершенно наплевать. Пошёл поп-рок — здорово, всем нравится, — значит, будет попсовая песня; пошёл хард-рок — здорово, будет хард-рок. Этот альбом неожиданно отличился двумя тяжёлыми песнями. Ну и, конечно, исполнительское мастерство тоже растет.
— К теме стиля. На ваших предыдущих пластинках в некоторых треках отчетливо слышатся мотивы Кинг Кримсона, такого классического прогрессив-рока. Это осознанная подверженность влиянию?
— Осознанная. Но это не только Кинг Кримсон. Здесь есть влияние творчества многих других исполнителей, Кримсона — в меньшей степени. В основном всё это происходит благодаря Кириллу, потому что, как человек «наслушанный», начитанный и в принципе очень образованный и умный, он привносит свои художественно-психоделические ноты, оттенки в музыку, которые, например, в моей голове не рождаются. Это какие-то размерности чудные, созвучия. У меня более попсовое мышление, я как раз разбавляю творчество хорошей долей попсы. Сейчас наша музыка становится более понятной людям, но при этом мы требуем от Кирилла, чтобы он привносил в неё вот эти свои свои изумительные вещи, чтобы творчество не ушло в «калинку-малинку», образно говоря.
— То есть можно сказать, что музыка «Китайгорода» — интеллектуальна, и она создана для определенной прослойки людей?
— Абсолютно с вами согласен и надеюсь, что так думает большинство слушателей, потому что я, например, стремлюсь только такую музыку играть.
— Вы говорите о кинематографичности своего творчества. Что вы вкладываете в этот термин?
— Объясняя слова Кирилла, думаю, он имел в виду следующее: тексты и аранжировки группы «Китайгород» изначально были образными и психоделичными, понять и интерпретировать стихи Кирилла без музыки, для которой они написаны, довольно сложно. Мне это очень нравится: песня приобретает слои — слушая текст, человек не «жует жвачку», а пытается всё самостоятельно понять, начинает рисовать какие-то картины в голове. В этом смысл кинематогрофичности нашей музыки: у человека, когда он слушает гармонии и тексты, должны появляться в голове какие-то образы, только так можно понять «Китайгород».
— Склонность к кинематографичности не наводила вас на мысль об участии в каком-либо проекте, где музыка присутствовала бы наравне с какими-то другими формами искусства? Кинопроекты, перфомансы…
— Я хотел бы видеть композиции «Китайгорода» в саундтреках к фильмам. Это, конечно же, должны быть какие-то драмы, триллеры, картины в духе Джармуша, Линча и им подобным. Мне кажется, это один из вариантов применения. Второй вариант связан с активным появлением боевиков и прочих тяжёлых вещей: мы были бы рады рассмотреть возможность включения в саундтреки ко всевозможным компьютерным играм.
— Сейчас развивается ещё одно направление: озвучивание спектаклей, причём в такой форме, когда музыканты не просто создают звуковой фон, а являются полноправными участниками действия наравне с актёрами…
— Это интересная тема. Я однажды ходил на рок-оперу «Иисус-Христос — суперзвезда», во время которой на сцене работала живая рок-группа. И во время исполнения каких-то своих партий они не просто существовали статично, но и контактировали с актёрами.
— Как вы считаете, Дмитрий, интеллектуальной музыкой можно воспитывать аудиторию, или всё-таки думающие люди придут сами, а те, которые ограничены в своём понимании и мышлении, останутся на том же уровне?
— Вы знаете, я, конечно, не занимаюсь статистикой. У меня нет никаких официальных данных, но мои внутренние ощущения говорят о том, что вкусы людей меняются в лучшую сторону. Мне кажется, что людей уже меньше интересует та музыка, которая широко навязывается на крупнейших каналах и радиостанциях. Я толерантен в своих музыкальных предпочтениях, мне нравится очень многое, за исключением самой отвратительной попсы и воровского шансона, блатняка…
— Хотя печально, что понятие «шансон» в нашей стране так опошлено…
— Да, здесь оно не является таковым, каким является исконно, потому что оно не равно блатняку, который у нас в стране называют шансоном. А вообще я вижу, что люди начинают ходить на концерты. Может быть, конечно, мы уже немного подросли и представляем интерес для слушателя, но я думаю, что это тенденция: новое поколение интересуется живой, правильной музыкой. Какая бы она ни была: инструментальная, электронная, она всё равно интересная, я сам слушаю какие-то новые направления в электронике, и мне нравятся многие вещи.
— То есть появляется и почва для того, чтобы люди развивались?
— Да! Я считаю, что всё само по себе идёт в нужное русло.
— Вы позиционируете себя как коллектив, синтезирующий навыки старой школы с новыми тенденциями. Что вы берёте из обоих этих пластов?
— Если говорить о старой школе, все мы были воспитаны на классическом роке 60-80 годов. Перечислять всех мэтров, которые на нас повлияли, бессмысленно. Но при этом мы всегда в тренде и слушаем свежую и современную музыку. Сейчас у нас в коллективе работает молодой и очень талантливый басист Артём, и в этом ключе: свежее мышление — это очень важно. Были бы пять мужиков возраста Кирилла — была бы в этом некая ретроградность. Молодые участники в коллектив всегда приносят новые идеи, новые веяния. Да и я, будучи совсем не старым, иногда придумываю свои тяжёлые риффы, которые вопреки общему сложившемуся представлению о группе и всеобщим ожиданиям всё-таки вклиниваются в звучание и оказываются очень кстати. Мы всегда готовы экспериментировать: например, на новом альбоме можно услышать звучание ситара, а ещё, на нём есть неожиданный ремикс, выполненный в жанре электроники, но в электронике интеллигентной.
— Какие планы намечены у вас в связи с выходом новой пластинки?
— Первое и главное — концерт-презентация нового альбома 28 апреля в клубе China-Town-Café. Начнётся концерт в восемь вечера. Каждому гостю мы приготовили подарок — наш новый альбом на CD! Также на презентации будут присутствовать приглашённые музыканты, которые споют наши песни. У нас уже был такой опыт: это очень интересно, создаётся прекрасная дружеская обстановка, возникает новое прочтение вещей, которое, конечно же, не может оставить равнодушными наших поклонников. В дальнейшем мы планируем дать ещё несколько концертов — в Москве и, возможно, по регионам. Предыдущий альбом, к сожалению, не попал в ротацию радиостанций, но мы будем стараться пустить в ротацию какие-то песни с нового альбома и в дальнейшем продвигать его.
Беседовала Наталья Малахова
— «Китайгород» на ThankYou.ru
Напоминаем, что концерт-презентация альбома «Норд» состоится 28 апреля в клубе China-Town-Cafe. Начало в 20:00. ThankYou.ru проводит розыгрыш билетов.
Комментарии
Подписаться