Интервью с Vidis: О российской сцене и вильнюсском семействе
Видис основатель и главный идеолог лейблов Silence Music и Best Kept Secret, один из влиятельнейших музыкальных деятелей Литвы, диджей и продюсер. Медленное, но верное покорение музыкального мира его совместного с Марио Басановым проекта “Mario & Vidis” последнее время ускоряется. Литовские музыканты почти каждые выходные выступают за пределами родины. Как выяснилось, больше всего этих выступлений за прошедший год прошло в России. Об их отношении с русскоязычной аудиторией, о вильнюсской хаус музыке, важности работы лейбла и многом другом в интервью с TrifolliumPress.
Последнее время тебя с Марио можно послушать почти в любой точке мира. От Берлина до Cан-Паолу. Это очень круто. Но не меньше, а то и чаще вас можно увидеть и в России, причем в абсолютно разных ее городах, от крупных до провинциальных, о которых вы даже и не представляли. Для хаус продюсеров из Литвы – это впечатлительная география. Вы сами то, как относитесь к такому вниманию со стороны русскоязычного слушателя?
Честно сказать, для нас это был сюрприз. Мы подсчитали, что за последний год у нас было 12 выступлений в России, неговоря уже о странах СНГ. Если подсчитать в среднем, то получается по одному выступлению в месяц. Я думаю, что это реально много. И это, действительно, сюрприз. С одной стороны мы живем в мире и в эпохе интернет коммуникаций, поэтом Youtube и другие интернет ресурсы они везде – и в России, и в Австралии, но с другой стороны, ты никогда не знаешь, где эти твои фаны на самом деле находятся. Конечно, ты можешь посмотреть в Youtube аккаунте географию и демографию твоей аудитории, и понять, где, в какой стране тебя слушают, но мы реально не думали, что в России и в странах СНГ получится у нас такая своеобразная success story. Весь наш бюджет мы тратим на промо в Западной Европе, но как-то так случилось, натурально что ли, что люди в России нас тоже знают и любят нашу музыку. И Джазу, когда мы впервые взяли ее с собой на выступления в Новосибирск и Томск, она была очень удивлена, и не могла поверить, что в середине России люди не то что знакомы с нашим творчеством, но еще и подпевают. Это был для нее приятный шок. К этому времени мы уже с Марио все это пережили, со всем этим уже столкнулись, но для Юсте это было неожиданностью. Мы с ней вместе, втроем, приезжаем очень редко. Вот недавно в Минске и Петербурге были. Джазу опять испытала это удивление, потому что девушки стояли в первых рядах и пели вместе с ней. Ну да, понятно, что это просто эра интернета, нет никаких стен. Если ты что-то поставил, свою музыку или свое видео в интернет и оно стало доступным всем, то где-то успех приходит абсолютно натурально. Мы на российском рынке, если говорить о каком-то профессиональном промо, пока что еще не потратили ни одного лита, рубля или евро. Это и удивляет, и, конечно, очень приятно. Я иногда думаю из-за чего все это случилось. И самое основное, что пришло на ум, так это наверное то что, наш аспект меланхолии близок восточным территориям, потому что в Польше у нас тоже много фанов. Во всех странах, у которых, особенно есть славянские корни, у нас много слушателей. Я думаю это может быть что-то такое северное меланхолическое в наших песнях. Northern Melancholia. Это моя такая теория.
Я знаю, что когда вы приезжали в Россию первый раз, вы ехали в общем-то не представляя, как там поживает местная электронная и диско сцена. Сейчас учитывая многообразие ваших выступлений, наверняка сформировалось общее впечатление, появились важные знакомства, может быть уже какое-то сотрудничество. Расскажи о том, как за эти годы сложились ваши отношения с так скажем, другой, не западной частью вашей аудитории и людьми, которые там занимаются такой же деятельностью. Это не только касается России, но и Белоруссии, Украины.
Марио делал ремикс уже для несколких ребят. И для D-Pulse, и для The Saint-Petersburg Disco Spin Club, и для Acos Coolkas. А вот мы с Марио, как дуэт пока еще в этом плане не сотрудничали. Возможно, потому что наша стилистика больше к house музыке, а Марио знаком больше, как new disco продюсер. Про сцену что-то знали, конечно, какие-то определенные имена продюсеров. Даже до отъезда знали тех же D-Pulse, An-2, Антона Zap, Нину Кравиц, ну и вообще хорошие имена disco, deep house сцены.
Когда в Литве зарождалась новая электронная сцена в начале 90-ых, то тогда даже был реальный контакт с российскими диджеями и музыкантами, потому что на все эти первые мероприятия привозили таких ребят, как DJ Санчес, DJ Фонарь и артистов из Петербурга. У нас в общем был полный контакт с тем российским движением. Потом просто стали ориентироваться больше на европейское звучание. А сейчас с уже другой, совершенно новой стороны, со своим творчеством, мы как-то вернулись обратно на эту территорию. И это, конечно, интересно. В Новосибирске играли, теперь остался самый дальний город в России – Владивосток.
В целом, я бы сказал, что в России все более менее работает также, как и в других странах. В больших городах, в мегаполисах это, конечно, самая интенсивная и продвинутая сцена. Чем дальше отъезжаешь от столиц, тем все это немножко не успевает со временем и надо играть в городах музыку более хитовую т.е. приходится подстраиваться под публику. Тут наверное причина в том, что они не знают эту самую новую музыку, но зато в таких городах есть определенный момент искренности. Такая энергетика и вибрации, когда ты забываешь про все тренды, новые треки, unreleased demo и т.д Просто играешь музыку, может быть не такую продвинутую, но зато вечеринка и атмосфера очень хорошие. И это мы прочувствовали в Перми, в Челябинске, в Минске вообще мы чувствуем себя суперзвездами. Ну и, безусловно, всегда любим играть в Москве и Петербурге.
Костя из Acos Coolkas недавно открыл лейбл What’s in the Box, где успел выпустить ремикс Марио Басанова на питерскую группу The Saint-Petersburg Disco Spin Club, про который ты уже упоминал. Как ты смотришь на перспективу такого сотрудничество и по отношению к продюсерам из России и стран СНГ. У тебя ведь тоже есть отдельный лейбл Best Kept Secret. Или ты там намерен продвигать только vilnius house и выпускать исключительно литовских музыкантов ?
Идея обоих моих лейблов развивать свою музыкальную семью, потому что я в это очень верю и какие-то мои примеры, мои музыкальные авторитеты – многие из них свое творчество и свои рекорд лейблы делают, как семейное дело. И я думаю, что это очень важно, потому что это немножко по другому работает. Это не только компания которая выпускает треки, а это уже больше работает, как своеобразная маленькая сцена или движение. И я думаю, что это дает какое-то другое качество, поэтому главная цель, конечно, продвигать литовских артистов. Но тем не менее я вижу еще такой вариант, что буду выпускать не только литовскую музыку, но и ремиксы зарубежных артистов на наши треки и наоборот, брать что-то у других артистов и делать на них ремиксы. В общем вводить в один контекст и одних, и других. Мы живем во время, где самое главное уникальное содержание. Когда оно есть, стоит задача с этим работать и все это продвигать и растить, чем я и занимаюсь.
В Литве я знаю только два лейбла выпускающих house музыку. Это Silence Music и Best Kept Secret. Есть еще?
Это вопрос больше философский. У нас есть лейблы ориентирующиеся на разную электронную музыку, но вся их деятельность, если говорить глобально не вполне серьезна. Они не выпускают пластинки, не делают международный промоушн и многое другое. Этих лейблов можно и насчитать, конечно, но все они окажутся интернет лейблами или совсем другого уровня. Уровня Silence Music и Best Kept Secret на данный момент нет ни одного лейбла, даже в поп музыке. Ни один лейбл не имеет worldwide distribution, а у меня это есть.
Получается, что конкуренции у тебя никакой и нет. Тебе то самому, как владельцу двух лейблов, здоровой конкуренции не хватает?
В Литве на самом деле я был бы только рад появлению такого уровня лейблов, потому что это будет полезно всем, всей нашей сцене, а вот когда ты выходишь на европейскую или мировую сцену, то тогда все самые большие и лучшие лейблы сегодняшней house музыки становятся моими конкурентами. Потому что я сейчас в одном магазине c Crosstown Rebels, HotCreations, Running Back и другими. Это очень большая конкуренция, поэтом работать приходится очень много.
Как думаешь, а что нужно делать, для того, чтобы молодым и перспективным музыкантам, было одинаково выпускаться на литовском лейбле или на каком-нибудь зарубежном? Я так понимаю ты как раз знаешь этот секрет.
Ну не то, чтобы я знаю. Если смотреть со стороны только музыкального бизнеса, то, конечно, издаваться на международном и известном лейбле артисту лучше, потому что он сразу станет виден большому количеству аудитории, а в наше время, когда нет реальной прибыли с продажи треков, самое главное, чтобы артиста все видели. Но если смотреть с перспективой, если семья будет расти красиво и перспективно, то лучше, конечно, не отдавать свой материал и артистов другим, а растить у себя. Просто иначе получится так, что будешь создавать для того, чтобы другие использовали. А если все остается дома, то с этим можно сделать что-то большее. Все хорошие лейблы, они работают, повторюсь, как семья, как сцена, потому что каждый хороший лейбл – это маленький community. И нам надо тоже вырастить это community, чтобы люди знали. Мы придумали так vilnius house. Не знаю, может кто-нибудь другой что-нибудь придумает еще, какой-нибудь термин того, что мы делаем, но в любом случае было бы очень хорошо, чтобы нас идентифицировали и различали от других артистов.
Кстати, vilnius house, это условное название или, действительно, в этом подстиле есть своя музыкальная особенность. Чем он к примеру отличается от другой house музыки ? Назови какие-то отличительные ингредиенты.
Ну это наверное тот самый момент меланхолии, момент pop feel, в том смысле что наша музыка, говоря очень грубо, не такая уж андерграундная. Один из ее феноменов – это то что ее слушают люди, которые в жизни не интересуются электронной музыкой. Я бы еще сказал, что один из аспектов vilnius house музыки, это такая наивность. Наивность в хорошем смысле этого слова, потому что мы находясь на периферии европейского сцены, всегда хотели делать также хорошо, как наши музыкальные кумиры и вот стараясь сделать хорошую копию, мы сделали что-то уникальное. Поэтому я думаю, что эта наивность тоже одно из характерных качеств нашей музыки.
Ты слышал этот трек? Как тебе кажется это влияние той самой вильнюсской хаус музыки?
На самом деле это не то, чтобы мы придумали это. Например, те басс линии, которые характерны для нас с Марио – это реально большое влияние Metro Area. Это стилистика присуща им, такой bass и delay – чисто их фишка. Мы никогда даже не старались не то чтобы отрицать, но говорить, что это мы выдумали или изобрели. В наших хитах Changed, I’ll be gone, Test - басс такой же самый. Может быть то самое влияние Metro Area мы как-то актуализировали и может это теперь чувствуется в творчестве кого-то другого. Музыка всегда кормит сама себя, особенно танцевальная музыка кормится историей. House музыка родилась из того, что начала семплировать диско и соул, просто делая электронную версию диско. А теперь мы берем старый хаус и старое диско, и делаем тоже самое. В итоге получается, что мы настолько хорошо пережили в своем творчестве влияние Metro Area, что наш саунд который получился под их воздействием, теперь вдохновляет других музыкантов. Это, как змея есть свой хвост. Neverending.
Я бы не сказал, что в данный момент, когда мы с тобой говорим у нас хорошая клубная сцена. Просто, когда пришел кризис, мы потеряли такие места, как Gravity и Woo в Вильнюсе и т.д. Если сравнить последние 5 или 7 лет – то говоря о клубной ночной жизни, сейчас все понемногу пошло вниз. С другой стороны то небольшое количество вечеринок, заставило нас всех поработать в студии, а не проводить время слушая тех артистов, которые к нам заезжают из-за границы. В итоге у нас появилась сцена музыкальная, когда ушла сцена клубная. Такой вот парадокс и если хочешь, литовский феномен. Казалось бы, когда нет клубной сцены, не должно быть и клубной музыки. Но произошло так, что сейчас в творческом плане жизнь в Литве на пике и я надеюсь, что это только начало и, что все еще пойдет вверх. Столько музыки и столько разнообразия еще не было никогда: Beats, bass, dubstep, nu-disco, house, indie, все что хочешь. Для такой маленькой страны и для такого маленького города, потому что основное течение проходит в Вильнюсе, где полмиллиона людей – это очень насыщенно. Тысяча тусовщиков, которые ходят каждый выходные на вечеринки тоже неплохо. Если иметь в виду ту же Россию, самую большую страну на карте мира и такие города, как Москва и Петербург, то там, учитывая величину страны, пронцетально очень мало артистов опеределенного уровня. К примеру, я уже приводил сегодня артистов, которых знаю и люблю, те же D-Pulse, An-2, Acos Coolkas, Moonoton, Anton Zap, Lipelis, Nina Kraviz, Pompeya, т.е артистов 10 я могу назвать. А в Вильнюсе мы тоже бы нашли столько же артистов или побольше, которые продвинуты, которые что-то делают, которые выпускают музыку на международных лейблах и это только все начинает зарождаться.
Давай вернемся к твоей музыкальной семье. Недавно на премии М.А.М.А: Mario Basanov стал лучшим продюсером, Leon Somov & Jazzu группой, Jazzu певицей. Все они из Silence Family. Kак ты относишься к этому успеху на родине. Это означает, что качественную электронную музыку стали признавать даже среди массовой аудитории ? Понятное дело, что это наверное не ваша цель, но тебе, как для главного идеолога Silence, вообще важен этот факт признания?
Я, если честно не верю наградам в искусстве. Искусство не спорт и здесь метрами, секундами и очками не измеришь талант, гениальность и оригинальность. Это очень все субъективно. Поэтому, с одной стороны, нет разницы сколько и какие награды будут получать мои артисты и я сам. Помимо прочего, М.А.М.А – это всего лишь мероприятие представляющая маленькую часть интересов литовского шоу бизнеса, телешоу для массы. С другой стороны, да – любое признание и оценка очень важна, это важно всем людям занимающимся творчеством и самовыражением, выходящим на сцену. Наш успех на родине на самом деле нас удивил. Я еще до сих пор не могу поверить феномену нашего хита I‘ll Be Gone в Литве. Эта одна песня поменяло все. За одно лето все мы стали национальными звездами: Jazzu вокалисткой номер один, Mario известнейшим продюсером, а я самым влиятельным house диджеем. Не можем этому не радоваться.
Помимо диджейства и продюсерства ты еще и менеджер. С этой управленческой стороны, можешь сказать, какие усилия ты прилагаешь, для того, чтобы ваш творческий капитал проекта Mario & Vidis, ваша музыка, успешно конвертировалась в популярность и деньги, учитывая всю ситуацию с пиратством и другими проблемами музыкальной индустрии?
Я мотор проекта и делаю, на самом деле, почти всю основную работу. В музыкальной бизнесе 70 процентов это то, чем занимаюсь я, лишь 30 процентов это музыкальный материал. Поэтому работать приходиться очень много. Все, что связано с international промо, видеоклипами, лейблом, booking agency – все на мне. Мои инвестиции, контакты, деньги, идеи и энергия. Это такой вызов, с которым мы справляемся. А тот факт, что мы находимся на периферии, заставляет работать еще больше и еще больше стараться, потому, что мы живем не в Берлине и не в Лондоне, не в центре движухи и финансовых ресурсов. Нам сложно в клубе встретиться за пивом с менеджерами, коллегами, продюсерами и т.д В Вильнюсе этого не хватает, несмотря на комфортную жизнь. Понятно, что общая ситуация в музыкальной индустрии: до минимума упавшие продажи, комерцилизация электронной сцены, выросшая конкуренция и большой коммуникативный шум – также диктуют свои условия. Мы должны подстраиваться, чтобы выжить.
Кстати, еще одна важная тема, которую хочется поднять на последок. Как-то незаметно улеглись все страсти по поводу законов ACTA И SOPA, которые ты активно поддерживал, и которые буквально недавно всех так сильно тревожили. Зная, как ты переживаешь по поводу будущего музыкальной индустрии, можешь сказать, почему все затихло?
Я просто нетерпимо отношусь к неправде – так уж воспитан. Поэтому мне не нравится, когда люди говорят „мы всего лишь делимся музыкой и фильмами“. Делись музыкой с друзьями, а не с миллионами тебе незнакомых людей. Массовый „file sharing“ – это преступление. Я лишь хочу, чтобы люди это знали и признавали. Может и не будет найден способ все это контролировать и скорее соответствующе поменяется определение и понимание интеллектуальной собственности, но это не должно заслонять тот факт, что это кража, между прочим, одна из крупнейших краж в истории. У музыкантов не должны забирать право решать: кому, когда, как и за сколько они продадут или отдадут свое творчество. Если мы толерантно относимся к кражи интеллектуальной собственности, почему законы должны охранять и все остальное имущество? Пускай люди крадут одежду, автомобили, техники и т.д. Искусство и творчество это одно из нескольких вещей, ради которых стоит жить на этой планете, а на нем навариваются люди, никак с этим несвязанные – интернет поставщики, такие “user generated content” платформы, как Youtube, Vimeo, Wikipedia, изготовители телефонов, компьютерной техники и другие. А самая дискуссия притихла из-за большого количества людей, ворующих творческий контент и реакции компаний наживающихся на этом контенте – пока что выигрывает масса, а не справедливость. Грустно, но правда.
Специальный микс Видиса для Follow Me с неизданным ремиксом Марио Басанова на группу Pompeya и свежим релизом от Silence.
Официальные страницы в ВКонтакте: Mario & Vidis/Mario Basanov/Vidis
Комментарии
Подписаться