Артемий Троицкий: "Музыкальный прорыв года - несомненно, Pussy Riot"
Известный музыкальный критик с активной гражданской позицией рассказал о том, каким образом он заполучил звание «Почетного удмурта», раскрыл карты последней премии Муз-тв и прелести жизни в Северной столице на второй встрече в рамках проекта «Открытая библиотека» (http://vk.com/open_lib) в Санкт-Петербурге.
Честно говоря, собираясь на встречу с Артемием Троицким в Библиотеке им. Маяковского, я мало представляла себе, на что именно иду. Просто в новостной ленте контакта промелькнули его имя-фамилия - и я без каких-либо раздумий отправилась внимать профессионально-музыкальным, как я на то надеялась, речам.
Интерес к политической ситуации в стране со времен первой Болотки во мне давно поугас. Телевизор я не смотрю уже несколько лет, Эхо Москвы не слушаю, в твиттере сидеть перестала, и даже пресс-конференция с Юрием Юлиановичем - уже относительно дела давно минувших дней… Да и вообще я всегда являлась, не побоюсь этого слова, политической амебой, так как просто не понимаю того бардака, что творится вокруг. Поэтому, собственно говоря, не особо была в курсе политических активностей данного персонажа. И, конечно же, была немного огорчена тем, что гвоздем программы стала не музыка, а именно политика. Но, тем не менее, речи Троицкого оказались довольно занятными, воодушевляющими и позволили немного в другом ракурсе взглянуть на состояние современной культуры нашей необъятной.
С самого приветствия Артемий задал белоленточное настроение: представил книгу Алексея Терехова «Немцы», название которой, по его словам, призвано символизировать политиков-оккупантов, которые «мерзким образом давят нашу прекрасную страну своими железными пятками»; продемонстрировал всем свои белоснежные одежды и майку, призывающую освободить Pussy Riot и, как и предполагалось, вступил в диалог с гостями книжного храма.
Благодаря Артемию Кивовичу, я как-то более благосклонно стала относиться к тому что происходит на сегодняшний день в постсоветском культурном пространстве. Я это прекрасно осознавала и прежде, так как сама имею дело с молодыми музыкальными талантами, но, видимо, на каком-то подсознательном уровне. А ведь действительно, все не так уж и плохо. И в плане литературы, и музыки, и кино…
«Не такой уж у нас и плохой кинематограф», - высказывает свое мнение на этот счет Троицкий, - «Я время от времени хожу в кино, смотрю наш арт-хаус, и он мне нравится! Взять хотя бы «Возвращение», «Елену» Звягинцева. Интересный, кстати, молодой человек, изъясняется, будто из 19-го века явился… «Волчок», «Сумасшедшая помощь», «Как я провел этим летом»… Проблема в том, что эти фильмы мало кто видит! По телевидению и на широком экране показывают патриотические ходульные фильмы, комедии, в которых все крутится вокруг того, что кто-то пукнул… Исключением является «Закрытый показ» Гордона. Опять же, если судить о состоянии нашей музыки по тому что показывают эти ублюдские федеральные каналы, то вся наша музыка - это Коля Басков и Фабрика. Понятно, что это убогие халтурщики, творчество которых вообще нельзя назвать музыкой. Это звуковой продукт, сделанный на потребу телевидения и корпоративов. В то же время у нас имеется много другой музыки, интересной, талантливой. Она просто живет в менее доступных местах. На телевидении и жутких радиостанциях типа «Русского радио» ее нет. Так что я не совсем плохого мнения о сегодняшнем состоянии нашей культуры».
Единственный телеканал, к которому более или менее благосклонен Троицкий – «Дождь». Да и там есть программы, которые его определенно раздражают. Говоря о Дожде и последней записанной программе со своим участием, Артемий вспомнил о скандале на Муз-тв. «Если каждый маломальский казус подобного рода будет встречать такую бурную реакцию, то, надеюсь, цензуры будет чуть меньше. Это держит в тонусе власти и масс-медиа. Муз-тв я в жизни не смотрел, никогда не был на их премиях, поэтому приглашение на юбилейную церемонию стало для меня сюрпризом. Отказываться не стал, думаю, раз уж пригласили, нужно использовать это в своих протестных целях. Всем гостям было предложено самим выбрать номинацию, премию в которой они будут вручать. Мне понравилась номинация «Прорыв года». Прорыв года – это, несомненно Pussy Riot, группа, которая в мгновение ока прославилась так, что ни Пугачевой, ни Стасу Михайлову это и не снилось. Весь мир знает о них, о них пишут журналисты, а рок-музыканты выступают в футболках с надписью «Pussy Riot». На сцене я собирался сказать о том, что настоящий прорыв – это, конечно же, Pussy Riot, но, так как они не могут прийти, награда достается группе такой-то. Задумал, сидел и помалкивал, и у меня бы это получилось. Но возникла история с Собчак, которую по понятным причинам отстранили от ведения премии. Мы договорились о том, что я зачитаю небольшой текст Ксюши, совершенно невинный, без лозунгов, вроде «Ребята, будьте честными, говорите то, что думаете». И то ли нас прослушивали, то ли она взболтнула, хотя она утверждает обратное, меня взяли в оборот и на сцену так и не пустили, так как молчать я не намеревался».
Совсем не ретроградские, я бы сказала, у этого дядечки взгляды на тему «Русские должны петь на русском»: «Раньше я был большим противником этого явления, считал, что если уж ты живешь в России, то должен петь на русском. Здесь все-таки не Швеция или Голландия, где все знают английский, как родной. И если ты поешь по-английски, значит, тебе нечего казать, и нет у тебя никакого мессиджа. Сейчас я гораздо лояльнее отношусь ко всему этому. Тем более, если раньше наши пели на английском, что хоть стой, хоть падай, и все это было конъюнктурно и неубедительно, то сегодня есть музыканты, которые делают это абсолютно фирменно и с хорошим саундом, делают здорово. Опять же, слава богу, последние полтора года и в роке, и в поп-музыке зародился восьмидесятнический дух протеста, гражданского и социального. И это меня очень радует». В этой связи Артемий упомянул о создании «Белого альбома», презентация которого состоится 12 июня в рамках очередного марш-протеста в Москве и завершится концертом. И призвал всех музыкантов, вне зависимости от их музыкального вероисповедания, присылать свои треки (в формате МР3 с пометкой Белый альбом, а также краткую информацию об исполнителе Василию Шумову на zasvoboduslova@gmail.com. Контактный телефон: +7 (916) 118 14 41), и тем самым выразить солидарность с основными тезисами белоленточного движения, которые гласят: «Свободные выборы! Свобода политзаключенным (в том числе нашим бедным девчонкам)! И жуликов и воров на нары!».
К моему удивлению, Троицкий очень положительно отозвался о Бурановских бабушках. Как оказалось, он был одним из первых слушателей этого музыкального коллектива. Поклонник рок-музыки, Артемий, по достоинству оценил их каверы на «Город золотой» и «Звезда по имени солнце» и еще тогда, 5 лет назад, в шутку предложил, мол, вот кого нужно посылать на Евровидение. Вероятно, в благодарность за это, был торжственно посвящен в «Почетные удмурты». Что произошло потом, вы и сами прекрасно знаете. «Я считаю правильным то, что на Евровидение послали именно их. Ведь сам конкурс довольно анекдотичный, и относиться к нему нужно легко и весело. А не так, как у нас «Ляжем под Сталинградом!».
Почти коренной житель Москвы, Артемий, судя по всему, фанатом родного города вовсе не является. Еще бы, ведь уже года полтора как он убежал от столичной суеты в леса под Зеленоградом. «Помните, что все познается в сравнении. По сравнению с тем что случилось с Москвой, у вас здесь просто божья благодать. Москва - город, в котором нельзя находиться. Москва чудовищна, она просто перестала быть моим городом. Поверьте мне, в Петербурге гораздо лучше. И темп жизни более человечный, и люди нормальные, и пробки щадящие. Но не стоит обольщаться. Все движется к тому же, и от вас зависит, позволите ли вы верхушке сделать то же самое со своим городом».
В общем, много еще было разговоров о твиттере как об одном из инструментов оппозиционного движения, бедняге Ходорковском и незамысловатом определении политических предпочтений Троицкого... И я в очередной раз убедилась в том, что я все-таки так далека от политики...
Фото 1 - timeout.ru
Фото 2 - Софья Кушева
Фото 3 - Александр Чамур
Комментарии
Подписаться