Интервью с лидерами группы — Русланой Султановой и Кристиано Дуарте
A la Ru — новое слово в современной музыке, с одной стороны, слово простое и четкое, с другой — многогранное и объемное, которое можно рассматривать с разных точек восприятия, любуясь гранями и изучая их. Концерты этой команды — это не просто набор композиционно выстроенных песен, а всегда яркие, необычные перфомансы, в которых есть сюжет, образ, всеобъемлющая идея. Да и сами композиции A la Ru похожи на миниатюрные звуковые аудиоспектакли, слушая которые, начинаешь размышлять и фантазировать. 15 июня в питерском клубе Fish Fabrique Nouvelle состоится большой летний концерт группы, на котором её участники представят своим поклонникам не только новую программу, но и новый сингл с готовящегося к выходу альбома. А в преддверии выступления, солистка A la Ru Руслана Султанова вместе со своим коллегой по коллективу, музыкантом и аранжировщиком Кристиано Дуарте ответили на вопросы ThankYou.ru и рассказали нам о творческом видении и его воплощении, о том, почему так сложно определить жанр, в котором они работают, и чего ожидать слушателям от любимых музыкантов.
— Руслана, Крис, расскажите, как возникла идея проекта A la Ru, с чего всё началось?
— Руслана Султанова: Началось всё с Франции. В 2007 году я около трёх месяцев училась в Париже, без музыки было тяжело, я собрала банду, она ещё не называлась A la Ru. В ней играл швейцарец, француз и англичанин. Мы зарабатывали деньги на улицах. И однажды, заработав 49 евро, мы зашли в замечательный парижский книжный магазин Shakespear and Company. Там стоял рояль. После того как мы накупили книг, я села за него играть, и тут же родилась песня. Волей случая там находилась куратор выставок по Украине Ирина Беседина, она услышал меня, и тут же предложила в ближайшее время сыграть в Украине, назначив дату выступления. Я поехала в Украину, набрала мальчишек, назвала свою группу A la Ru. Так как мы были акустическим проектом, мы выступали в музеях, галереях, кофейнях и не выходили на большие площадки. Мы выступали на различных концептуальных мероприятиях и выставках — на Малевич-Party в одной из лучших кофеен Днепропетровска Perfect Café, в Днепропетровском национальном историческом музее на выставке «Погружение в лето», даже на аукционе картин. Концерты часто были театрализированными, программы — подготовленными под конкретные места и события, на которые нас приглашали. Свой первый концерт мы играли с завязанными глазами… Периодически приглашали актёров. Полгода мы слонялись по Украине, по всяким интересным местам, потом поняли, что надо записываться, и перешли к электричеству. Я опять поменяла состав. Тогда появились большие площадки. Первый тур по Украине ещё нельзя было назвать крупными гастролями: нас никто не знал, и на концерт в каждом городе приходило примерно 40 человек. Но мы понравились одним из организаторов, и после выпуска первого сингла поехали во второй тур. Тогда уже всё пошло хорошо.
— Если говорить не об акустической, а о второй, электрической программе, в ней вы использовали театральные элементы, элементы шоу?
— Р.С.: Да. Мы использовали это впервые 25 апреля 2009. Это очень значимая для нас дата, дата выпуска альбома. С того момента мы начали ещё больше фантазировать. Мы презентовали альбом вместе с театром абсурда «Aparte». Режиссёр театра абсурда Диана Айше написала целый сценарий под все композиции A la Ru с нового альбома. Поскольку на альбоме у нас присутствовали чёрный и белый цвета, в постановке участвовали два актёра — один, одетый в чёрное, другой — в белое. Между ними происходил некий диалог, некое взаимодействие. И каждый слушатель, приходивший на этот концерт, должен был быть одет либо в чёрное, либо в белое. Тех, кто приходил в цветной одежде, мы обливали молоком, потому что на обложке было нарисовано молоко, как символ рождения жизни. Там были капельницы, из которых мы стреляли. Люди реагировали замечательно, кто-то специально приходил в красном, чтобы его облили молоком. Кстати, сам диск на физическом носителе приехал к нам только во время выступления — мы сами впервые увидели его именно там, на презентации. После второго гастрольного тура (Одесса — Харьков — Днепропетровск — Киев), на который мы поехали вместе с Театром Абсурда, мы поехали на фестиваль «Соседний мир», и для нашей концертной программы сняли специальное часовое кино. Его героинями были две девочки, «изнасилованные» жизнью. У них была психологическая ломка. Одна находилась в одной комнате психиатрического дома, другая — в другой. У каждой была своя история. Но всё заканчивалось хорошо для обеих. В финале программы мы играли композицию Green Light, символизирующую то, что всегда есть выход, есть зелёный свет, и они выходили на дорогу с улыбками на лицах. Это была идея, которую мы реализовали с моим очень хорошим другом художником Даниилом Галкиным, ставший в этом году одним из лучших художников Украины. В данный момент он является участником киевского биеннале и, возможно, скоро приедет в Москву участвовать в российском. А в качестве актрис в проекте участвовали Ксюша Горобец, один из лучших журналистов Украины, и Александра Великая, которая вдохновила Даниила на одну из его лучших работ под названием «Катарсис». Когда после «Соседнего мира» должен был начаться третий масштабный тур на больших площадках в поддержку альбома, я взяла, отменила всё и переехала в Москву. Начала экспериментировать по-другому. Нашла Криса, нашла остальных ребят. Звук поменялся, он стал более серьёзным. Крис может продолжить московскую историю, у него это лучше получится.
— К.Д.: Я могу продолжить московскую историю, естественно, со своей точки зрения. Изначально я сольно занимался электронным творчеством. Я делал это достаточно давно и больше для себя. Однажды я разместил на одном из музыкальных форумов пост о том, что хотел бы с кем-нибудь посотрудничать, в частности — с вокалисткой или вокалистом. Изначально я планировал создать электронный дуэт с женским вокалом, но с более увесистой электроникой. Я вырос на брейк-бите, и я не рассчитывал, что моё будущее будет связано с A la Ru, но Руслана каким-то образом отыскала меня, хотя я размещал публикацию всего один раз и не обновлял её. То есть Руслана, видимо, занималась основательным поиском. Потом Руслана позвонила мне. Я согласился, с оговоркой на то, что я предпочитаю мощную электронную музыку. Руслану это не отпугнуло.
— Кстати, у вас похожие музыкальные вкусы?
— Р.С.: Наш басист Дмитрий любит фанк, барабанщик и саксофонист любят джаз, они довольно-таки известные люди, которые играли, например, с Бутманом, и довольно тяжело представить их, играющими подобную музыку. Для меня очень важно, чтобы каждый музыкант вносил что-то свое в наше творчество, A la Ru на этом и держится. И я уверена, что вы не сможете точно определить, в каком направлении мы играем. Это эксперимент, это эклектика.
— Когда вы пишете песни, вы идёте от структуры, то есть изначально понимаете, элементы каких жанров должны присутствовать в той или иной композиции, или музыкальная линия формирует себя сама, движется, как течение реки?
— К.Д.: Когда как. У нас есть композиции с чётко выраженной жанровой принадлежностью, такие, как Until I Live. Бывает, мы придерживаемся определённой формы, чтобы придать композиции большую выразительность. А иногда нет, иногда что-то появляется неизвестно откуда, и ты даже не задумываешься о жанровой принадлежности. Если вдуматься, то это особого значения не имеет, и, на мой взгляд, ограничивать музыку какими-то рамками-не совсем целесообразно.
— Р.С.: Могу сказать, что по сравнению со своим прошлым звучанием сейчас проект A la Ru приобрел некую космическую глубину. Раньше мы играли с музыкой, баловались и не особо задумывались, что все станет настолько серьёзно, и нас так затянет.
— Как приняла вас московская публика? Это произошло сразу или нет?
— Р.С.: Два года назад с украинским составом A la Ru на фестивале No Name мы получили четыре награды, в том числе — как открытие года. Тогда всё было так здорово, так легко, сейчас немножко сложнее. Порой на концертах мы видим, что люди, которые привыкли двигаться, танцевать под музыку, останавливаются и начинают слушать. Именно этого мы и добиваемся, наша музыка по большому счёту рассчитана на интеллектуальную публику. Естественно, стадионы собирать мы не будем, да и задачи такой себе не ставим.
— К.Д.: Наша музыка — скорее созерцательная, хотя при этом в репертуаре есть достаточно треков, под которые можно оторваться. Тем более, что во время выступления нас часто пробивает на довольно-таки энергичные импровизации. Одно другому не мешает.
— Р.С.: По крайней мере, в Москве у нас не было ни одного отказа, концерты не срывались. Говорят, что российская столица — достаточна пафосна, нам в этом плане повезло. Здесь с нами с удовольствием сотрудничают. И если мы чего-то не умеем — нам говорят, и мы учимся.
— К разговору об увеличении глубины музыки: как изменилась её идейная составляющая по сравнению с тем, что было в начале?
— Р.С.: Раньше не было логики, а сейчас она появилась. Раньше в моих песнях было некое нагромождение мыслей, эмоций. Сейчас, когда я пишу о взаимоотношении двух или трёх людей, то эта идея развивается от начала и до конца композиции, как законченная история.
— Руслана, ты сама пишешь и музыку, и тексты?
— Р.С.: Я делаю фундамент, а всё остальное мы делаем вместе. Крис помогает мне с инструментальными аранжировками, Дима — с аранжировками ритм-секции, Шамиль, наш перкуссионист, — параллельно битбоксит. Это очень здорово, когда вместе со звучанием джазового саксофона появляется битбокс, появляются космические звуки. Ещё мне нравится, что в музыке A La Ru есть блюз, есть джаз, есть лаунж, и никто из музыкантов не стесняется «промолчать» пару песен, чтобы не портить, скажем, блюз электроникой. Все друг друга слушают и очень уважительно друг к другу относятся. Месяц назад устаканился наш новый состав, в который лично я сейчас очень сильно влюблена. Я нахожусь на эмоциональном подъеме. Именно поэтому у нас сейчас много концертов, записан новый сингл, готовится к выпуску новый альбом.
— К теме логики творчества. Какая она сейчас?
— Р.С.: Депрессивная. Я поменялся ритм — я стала жить в московском ритме. Появилась форма взрослого человека, начался новый жизненный этап, и всё это отражается в музыке.
— Руслана, ты говоришь, что логика твоего творчества чаще депрессивна. Но всё же, есть ли в твоём творчестве надежда?
— Р.С.: У меня не было её полтора года. Три месяца назад всё поменялось. Нужно было не сдаваться, что мы и сделали.
— Какие мысли, какой посыл вам хочется доносить до людей?
— К.Д.: Здесь всё очень непросто. Приходится находить какие-то компромиссные решения воплощения музыкальных идей, совмещать мейнстримовость со звучанием, стремящимся быть особенным, то есть совершать попытки донести уникальную идею до как можно большего числа слушателей. Лично я музыкой в первую очередь пытаюсь передать слушателю энергетику.
— Р.С.: На самом деле мы пытаемся донести только одну идею — мысль о том, что люди должны смотреть дальше своего носа, смотреть по сторонам. Жизнь, любовь, секс, искусство, даже смерть — это те основные составляющие A La Ru, которые будут с нами всегда. Это те составляющие, которые присутствуют в жизни каждого человека. Именно об этом мы говорим тем, что мы делаем. На самом деле всё очень просто, только люди часто не замечают этого в повседневной жизни.
— Расскажите про пластинку, над которой вы сейчас работаете. Какой она будет, чем она будет отличаться от предыдущей?
— Р.С.: На этом альбоме будут чисто джазовые композиции, будет электроника, лаунж, латина, где-то «промелькнёт» рок. Будет больше голосов. В планах — пригласить афро-американских вокалистов и вокалистку. Будет больше экспериментов, и эта работа, надеюсь, станет уже созревшим продуктом зрелой команды.
— Вы будете делать какое-то шоу, перфоманс на презентации альбома?
— Р.С.: Обязательно. Мы сейчас думаем над этим. Для нас это очень важно, и никто из нас не пожалеет сил для воплощения задуманного. Определенно презентация будет проходить в каком-то специфическом, но довольно известном месте. Слушатели смогут полностью проникнуться музыкой. Обязательно будут использованы визуальные эффекты. Раньше наши постановки были построены только на игре живых людей, сейчас мы прибегнем еще и к помощи высоких технологий.
— Есть ли у вас музыканты или представители других сфер творчества, которые вдохновляют?
— К.Д.: Если брать классическую музыку, то для меня это Бах, если брать живопись — то это Ван Гог. Если брать литературу — то это Оруэл и Селинджер. В кинематографе это Милош Форман и Роман Полански. В музыке ранней юности — это гранж с Куртом Кобейном во главе, The Prodigy. Сейчас же — это различный дабстеп под флагом Skrillex.
— Р.С.: А у меня все просто — это Bjork во всех своих проявлениях, Depeche Mode, Фредди Меркьюри, и современная исполнительница, знакомству с которой я очень рада, — Яна Блиндер. Я обожаю с ней работать, люблю ей помогать, и она меня очень вдохновляет.
— Крис, расскажи подробнее о своей работе над аранжировках. Для тебя более важно интуитивное ощущение, применимое индивидуально к каждой вещи, или всё-таки варьирующийся набор уже наработанных приёмов?
— К.Д.: Шаблонность хороша только для создания фундамента, построив который, ты уже работаешь на интуитивном уровне. Ведущие мировые звукорежиссёры говорят: «Если то, что ты слышишь, тебя удовлетворяет, то пусть оно так и звучит, даже если с точки зрения правил создания микса это неправильно». Однако любая креативнось подразумевает некие основы, без которых невозможно движение вперед. Изначально я, естественно, изучил тот опыт, которым владеют люди давно занимающиеся электронной музыкой. И я способен выпустить демо-версию от начала и до конца, но делаю это только для своего развития. До A la Ru, я занимался этим, потому что у меня не было возможности отправить свой трек или демо в дорогостоящую студию. И, соответственно, отсутствие этой возможности помогло мне изучить технику создания аранжировок самому. С появлением A la Ru этот вопрос остается для меня актуальным только с точки зрения саморазвития.
— Крис, сейчас для тебя важнее работа в коллективе или сольное творчество?
— К.Д.: Это абсолютно разные истории. Сейчас для меня важнее работа в коллективе, на своё сольное творчество я трачу только свободное время, но если его не будет хватать и придётся делать выбор, то я без сомнения выберу работу в группе.
— Чем вы сейчас занимаетесь, кроме работы над новой пластинкой и подготовкой презентации? Есть ли у вас другие задумки?
— Р.С.: Сейчас мы активно готовим новую концертную программу. В июле мы уезжаем на месяц в тур, а после уже садимся в студию записывать альбом. На студии у нас есть замечательный звукорежиссёр Игорь Бардашев, он же — барабанщик не менее замечательного коллектива Rekevin, человек, которому мы с Крисом можем довериться полностью. Что касается подготовки концертной программы, стоит сказать ещё об одной важной особенности A la Ru: мы всегда формируем сет следующим образом — половина композиций у нас инструментальная, а половина — композиции с вокалом. Когда ты находишься на сцене полтора часа, наступает момент, когда мозг отключается, и ему нужна передышка. Здесь нам на помощь приходят инструментальные вещи, которые получаются лучше, динамичнее, чем вокальные.
— К.Д.: Просто они другие по энергетике, по посылу. И тут имеет смысл переключать слушателя. Это общепринятый приём даже внутри композиции, а в данном случае мы используем его внутри целого выступления. Как ни крути, в трип-хопе есть элементы депрессивного звука, так что с точки зрения композиционного построения это правильно.
— Р.С.: Сейчас мы серьезно стали задумываться об аранжировках. Я очень рада, что все репетиции у нас записаны на видео и аудио. Я очень рада, что сейчас все в коллективе переживают за то, что делают. Нет ничего хуже, чем равнодушное отношение. Оно для меня не приемлемо, также как и для Криса.
— К.Д.: Несмотря на то, что я учился играть на гитаре и много слушал гитарную музыку, для меня вариант состава «две гитары, бас и барабаны» уже приелся. Мне гораздо интереснее играть в необычном проекте, в котором есть место для фантазии. Я попал в A la Ru, потому что интуитивно искал нечто подобное.
— Напоследок — скажите пару слов о портале ThankYou.ru и модели Pay What You Want. Как вы считаете, насколько эффективно она может работать в России?
— К.Д.: Это абсолютно нормальная практика, которая много лет существует за рубежом, и очень здорово, что в России появилось нечто подобное. Не зря эту идею поддержала группа «Мумий Тролль», которая уже выкладывала свой альбом для свободного скачивания, а потом ещё и умудрилась продать столько экземпляров, что другим и не снилось. Так что я думаю, этот проект очень перспективен.
— Р.С.: Сервисом ThankYou.ru нужно пользоваться, потому что он приятный, ненавязчивый, легальный, предоставляющий человеку выбор, с пониманием относящийся к потребителю.
— К.Д.: Это приятно даже на эмоциональном уровне. Когда благодаришь любимого исполнителя, ты чувствуешь себя причастным к чему-то стоящему.
Беседовала Наталья Малахова
Комментарии
Подписаться