Views Comments Previous Next Search

Lana Del Rey и культура потребления

31202
НаписалАлексеев Егор2 августа 2012
31202

Lana Del Rey и культура потребления. Изображение № 1.

 

Помнится, еще перед парламентскими выборами, в передаче "Вести в субботу" Сергей Брилев брал интервью у Геннадия Зюганова. Визит лидера Коммунистической партии был навеян и обусловлен набирающей обороты предвыборной кампанией, но ввиду главной новости тех дней - смерти Стивена Джобса - разговор начался с отношения господина Зюганова к миру современных технологий вообще и к персоне СЕО компании Apple в частности. По глазам Геннадия Андреевича было заметно, что ни тема, ни персона ему не особо близки, но про Джобса он старался говорить "корректно", то есть возвышенно и проникновенно, чтобы избиратели, не дай бог, не подумали чего лишнего, и не отдали в итоге свои голоса какой-нибудь более прогрессивной партии. Небольшая заминка в слаженной патетике г-на Зюганова, посвященной человеку "изменившему мир" возникла после вопроса ведущего о том, как может сочетаться со статусом "нравственного образца и властителя дум", например, отказ Джобса от благотворительности, после чего Геннадий Андреевич выдал и вовсе беспрецедентную реплику о стремлении Джобса к доступности его открытий и изобретений для каждого человека.

Все это время почившего Геннадий Андреевич именовал не иначе как "Джоб", что вызывало у меня забавные ассоциации с титрами игры "Черный плащ", в которых главный герой, после успешно выполненной миссии, едет на мопеде по хайвею на фоне гипертрофированного слогана "JOB WELL DONE", возымевшего в контексте прослушанного интервью довольно двусмысленный оттенок значения.

В дальнейшем дискуссии по поводу "феномена Джобса" возникали во всех секторах информационно-медийного пространства, от телевизионных ток-шоу до комментариев к блогам, постам и т.п., что, правда, довольно мало меня интересовало, так как пользуясь плодами информационных технологий, я нисколько не претендовал на постижение их технологической и маркетинговой структуры. Поэтому, если подобные обсуждения просачивались в окружающую реальность в виде вопросов, обращенных ко мне, “счастливому обладателю iPad2”, типа, а что действительно даровал Джобс “каждому человеку” и в чем уникальность его изобретений, я лишь пожимал плечами, бормоча что-то про органичность и интуитивность в использовании, комфорт в обращении или отшучиваясь, а-ля Виктор Вард, про JOB WELL DONE, что неизменно вводило в ступор интересующихся. Со временем мне пришлось открыть, что органичность и комфорт будут стоить “счастливому обладателю” вполне реальных денег и немалого терпения в преодолении барьеров программного обеспечения, требуемых для покупки необходимых приложений, их установки и дальнейшего использования. И – как ни парадоксально это ни прозвучит для человека, привыкшего к торрентам, бесплатным программам и безграничной халяве Интернета – я пришел в итоге от вынужденной готовности платить и терпеть к согласию с тем, что “это – нормально”. Когда в пробуждающихся время от времени яблочных прениях ко мне апеллировали еще не знакомые с тезисом JOB WELL DONE люди, я начинал им рассказывать про моральный императив, культуру потребления и необходимость менять приоритеты с социалистических на капиталистические, и что реальная заслуга Джобса в том, что он сумел приучить к этому людей, пользующихся продукцией Apple. Дискуссии очень быстро сворачивались, и, слава мне, больше на эту тему не возобновлялись.

А несколько дней назад я встретил своего знакомого, с которым я сам довольно часто затеваю онлайн дебаты – на темы культурной жизни и музыки в особенности, поскольку при известном совпадении вкусовых предпочтений, его кругозор внушает мне уважение, значительно превосходя мой собственный, и осведомляться о устремлениях его интересов для меня стало так же логично, как и следовать собственным. Он сообщил мне, что произошло “нечто невероятное”: после трех лет бесплатного скачивания музыки и прослушивания ее на многочисленных музыкальных ресурсах, когда сама мысль о плате за нее стала казаться глупой и архаичной – он захотел купить диск. Причем это желание возникло моментально и было сложившимся, то есть не было прихотью, которая пройдет пару часов спустя. Потому он оформил заказ на АМАZON, и побежал проверять близлежащие магазины на предмет наличия в них желанного диска. «Ты знаешь, когда мне пришла в голову мысль о покупке диска, я сразу понял, что это когда-нибудь все равно должно было случиться, - радостно вещал он, и эта радость напоминала мне недавние разговоры, когда от моего энтузиазма критики Джобса либо разбегались кто куда, либо довольно тыкали в меня пальцем, обвиняя в корпоративном прислуживании, - Единственное, что меня смущает, так это скачанный за три года терабайт музыки, который аукнется мне, когда я войду в магазин». На мой вопрос, что же так на него подействовало, он ответил: «Не знаю, что подействовало, но могу написать, какой диск я хочу купить». И написал.

Вернувшись домой, я первым делом отыскал на нужном мне сайте то, что было написано на бумажке, и поставил на закачку. Закачка длилась несколько минут, в течение которых я старался вспомнить, когда я сам в последний раз покупал музыкальный диск, и вспомнил – в 2009, Goldfrapp –“Seventh Tree”. А на бумажке было написано Lana Del Rey – “Born To Die”.

Все это произошло несколько дней назад. Эти несколько дней я старательно избегаю музыкальных магазинов – я думаю о культуре потребления и о тех ощущениях, которые когда-то испытывал, купив в магазине диск с музыкой. Дело не в том, что я вот-вот ринусь в ПУРПУРНЫЙ ЛЕГИОН искать Лану Дель Рей, а в том, что, черт возьми, тоже скачал за эти годы невероятное количество музыки, не терабайт, конечно, но… денег все равно пока не хватит. А если меня в течение этих нескольких дней спрашивали, что я думаю про Лану Дель Рей, я, разумеется, говорил им

JOB WELL DONE

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются