Views Comments Previous Next Search

Robin Rimbaud aka SCANNER

0726
НаписалUNTITLED COMMUNITY 17 мая 2008
0726

Недавно в московском ТерменЦентре прошёл мастер-класс и лекция музыканта Robin’а Rimbaud’а, больше известного как SCANNER. Лекция и мастер-класс плавно переросли в душевное общение о музыке, Ableton, Autechre, Томасе Бринкмане, Max/MSP, железе, и много о чём еще. Робин показывал своё видео, ставил музыку, рассказывал об истории их создания, делился музыкой из своего ноутбука и с удовольствием отвечал на многочисленные вопросы пришедших. Мы хотим поделиться наиболее интересными фрагментами этой беседы, т.к. всё мероприятие целиком заняло порядка 2-х часов… Видео-версию (более полную, с демонстрацией видео и музыки) можно увидеть в новостном блоге сайта www.untitled.su

Вы постоянно используете в своей музыке звуки окружающего мира. Будь то сканирование радиоэфира, записи человеческих голосов, и так далее. Вам никогда не хотелось воспользоваться синтезаторами или другими инструментами?

SCANNER – Почему, я использую VST, но я стараюсь никогда не запоминать, что это был за инструмент, стараюсь делать так, чтоб звуки в моей музыке не имели какой-то истории, чтоб их нельзя было повторить заново. В этом и заключается смысл использования окружающих звуков – каждый из них уникален и неповторим. Поэтому я часто использую голоса незнакомых мне людей. Каждый голос – это как неведомый музыкальный инструмент. Также я люблю использовать всякие древние электронные дивайсы, выкручивать на них ручки, мне кажется они тоже имеют неповторимый звук…

Правильно ли я понял, что эмоциональный опыт вашей аудитории во время ваших перфомансов – это и есть ваша главная цель при создании музыки?

SCANNER – Мне нравится идея играть перед аудиторией, которая не имеет представления о моем творчестве. Которая не знает, чего ожидать от меня. Мне кажется что именно тогда перфоманс получается наиболее эмоционально наполненным. Это не значит что мне нравится шокировать и эпатировать публику. Некоторые музыканты любят во время живых выступлений играть жёстко, агрессивно, перегружая свою музыку и насилуя слух пришедшей аудитории. Мне ближе другой способ, более интеллигентный что ли… Я стараюсь вовлечь аудиторию в мой перфоманс, загипнотизировать её, чтоб они прочувствовали то, что чувствую я.

Все ваши проекты настолько разные, между ними сложно найти что-то общее… При этом все они созданы одним человеком. Расскажите, как так получается?

SCANNER – Я просто не хочу повторяться. Действовать по принципу: «Так, вот эта пластинка хорошо продается, надо сделать еще что-то подобное» – это слишком скучно. Мне как раз наоборот хочется чтоб каждая новая работа была абсолютно не похожа на предыдущую. Ведь гораздо интересней, когда ты сделал танцевальную пластинку и все ждут от тебя еще одну такую же – создать абстрактный саундтрек к фильму. А когда все ждут от тебя еще одного саундтрека – записать 40-минутную нойзовую импровизацию. Я обожаю рисковать, без этого жизнь была бы скучна…

Во время своих живых выступлений какой софт и железо вы используете? И что вы думаете по поводу будущего живых выступлений электронных музыкантов?

SCANNER – Как для электронных музыкантов, так и для музыкантов вообще существует огромное безграничное поле для экспериментов, здесь все зависит от фантазии и изобретательности артиста. Когда-то я использовал во время лайвов катушечные магнитофоны, экспериментировал с плёнкой. В начале 90-х, когда я путешествовал, я перевозил с собой огромное количество оборудования. У меня был большой синтезатор Yamaha, большой сэмплер, очень тяжёлый, и кучу прочего железа. Каждый мой перфоманс сопровождался физической нагрузкой – нужно было таскать всё это, подключать… Я парень худой и маленький, поэтому мне было нелегко. К тому же электронное оборудование при перевозке может выйти из строя. И конечно в этом смысле я рад что сейчас всё это умещается в один маленький компьютер. Хотя конечно существует определённая проблема – когда ты стоишь и играешь на гитаре например – зрители видят как ты это делаешь. Тут всё понятно, это часть шоу… Но когда ты сидишь уткнувшись в монитор – кто знает, что ты там делаешь… Поэтому я всегда стараюсь найти золотую середину. Многие годы я использовал очень маленький и удобный сэмплер Yamaha, недорогой, SU-20 если не ошибаюсь. С маленьким скрэтч-пэдом. Также сэмплер Korg, микрофон, с помощью которого я мог записывать свой голос и делать из него лупы. Я пытался использовать программу MAX-MSP, но из меня ужасный программист… В итоге я стал пользоваться Reactor’ом. Во время своих перфомансов я использую Ableton Live, сэмплер Korg, иногда CD-плеер, также сенсор, работающий по принципу терменвокса. Помоему это очень забавный инструмент… Я всегда страюсь упростить процесс живого выступления. Не выкладывать 100 дивайсов и метаться между ними. И больше всего во время лайвов я люблю импровизацию, непредсказуемость, эксперимент. Не люблю когда всё продумано, подготовлено и выверенно заранее. И ещё кстати, у меня есть один проект – это настоящий рок-бэнд, в котором я играю на гитаре. И это необычное ощущение, скажу я вам – когда ты стоишь на сцене среди других участников… раз, два, три…поехали!… и все начинают играть песню…

Вы пишете песни??? Со словами? А о чём они? Что является предметом ваших текстов?

SCANNER – Ну например это всякий спам, приходящий на имейл… Это же очень забавно порой бывает! Такие письма иногда получаешь… По-моему это достаточно весело! Для меня всё это странно конечно, потому что обычно ты играешь в рок-банде, будучи тинейджером, потом ты растёшь, развиваясь при этом и в творчестве. А я наоборот – вырос – и стал играть в рок-банде… По-моему довольно смешно! Естественно я не зарабатываю этим никаких денег. Но это определенный опыт – играть в такт с другими музыкантами, коллективное творчество, опять же все эти гитарные педальки – это ведь жутко интересно! По-моему скучно всю жизнь быть музыкантом, стоящим или сидящим перед ноутбуком, упёршись в монитор с умным лицом… Это не моя тема, это уж точно.

Более практический ворпос, как вы выпускаете свои релизы? На своём собственном лейбле, или у вас контракт с каким-то лейблом? Или это происходит как-то иначе?

A: SCANNER – Когда вышел мой первый альбом, это было в 1991-м году, я заплатил деньги за то чтобы издали определённый тираж. Это был лейбл Ash International. Конечно сложно назвать это музыкой в привычном понимании этого слова. Здесь нет мелодии, нет гармонии. Это звук, записанный на чёрный ящик авиалайнера. Знаете, в каждом самолёте есть такие чёрные ящики, которые записывают всё что происходит во время полёта. Длительность этого трека – 25 минут. И в нём собственно больше ничего не происходит, только звук чёрного ящика.

После этого я выпустил пластинку, которая называлась Runaway Train. Она записывалась в Канаде, и это был звук уходящего поезда. Отец одного моего друга работал тогда на железной дороге, и мне очень хотелось записать и выпустить этот релиз. Конечно никто не хотел издавать это, но я тогда работал, и я мог заплатить за тираж пластинки, поэтому её выпустили… Я работал в музыкальной библиотеке, в свободное время писал музыку, откладывал деньги и затем на эти деньги издавал свои пластинки. Но постепенно пришло время когда мои пластинки стали покупать… Некоторые диджеи и музыканты приобретали их и делали ремиксы. Например немецкий музыкант и художник Thomas Brinkmann сделал танцевальный ремикс на мой трек с записью чёрного ящика. Довольно забавный. И это было большим хитом техно-танцполов, скажу я вам! Эта пластинка хорошо продавалась, хотя кто бы мог предположить, что люди буду танцевать под звуки чёрного ящика… Никакой мелодии, слов, только звуки самолёта и бит…

На вашем web-сайте располагается плэй-лист, в числе которого сейчас значится последний альбом Autechre. Не могли бы вы сказать несколько слов относительно этого альбома? Как он вам?

SCANNER – Раньше они конечно играли более красивую музыку, с потрясающими гармониями, глубинными, пересекающимися… Как это называется? IDM? По-моему идиотское название! Умная танцевальная музыка… По поводу Autechre я думаю что они любят рисковать. Они могли бы следовать и дальше по выбранной траектории и создавать музыку такую же гармоничную, мелодичную и танцевальную. Но несколько лет назад они решили избрать другой путь. Они ушли в эксперименты с Max-MSP, их музыка стала более холодной, непредсказуемой и более сложной для восприятия. Их выступление, на которое мне недавно довелось попасть, выглядело так – на открытом воздухе, на какой-то огромной парковочной территории, температура воздуха в Лондоне на тот момент была около 0 градусов, выступление длилось 4 часа. В темноте, среди огромного количества народа, ты видишь где-то вдалеке две фигурки… А перед ними играла группа под названием SND – музыка очень похожая на Autechre, и они использовали такой уровень громкости и такой низкий бас, что люди хватались за животы от боли! Люди стояли, держась за животы, и думали – о боже, когда же они закончат… Я не думаю что кто-нибудь из присутствовавших там захочет когда-нибудь прослушать то же самое на CD)

И всё-таки, что вы думаете о последнем альбоме Autechre? Не кажется ли вам что они выпустили его только потому, что их на это вынудили условия контракта с лейблом Warp. Просто пришло время выпускать новую пластинку…

SCANNER – Вы знаете, во-первых большая разница между их альбомом и тем что они играют во время живых выступлений. То что они играют живьем – иногда даже больше напоминает хип-хоп… Autechre достигли такого статуса, когда они могут просто выпустить запись, на которой будет какой угодно звук – и она всё равно будет отлично продаваться, потому что имя уже давно работает на них. И хотя один из самых авторитетных британских журналов об электронной музыке WIRE назвал эту запись гениальной – я лично так не считаю, но я рад что на мэйджор-лейбле (а я считаю Warp мейджор-лейблом) могут выходить проекты, не боящиеся позволить себе любые эксперименты. Делающие то, что хочется им…

Имеет ли для вас значение количество людей, пришедших на ваше выступление, получаете ли вы отдачу от публики, или вас это не особо волнует?

SCANNER – Я играл для 25 человек, и играл перед аудиторией в 2500 человек. И я понял что эти 25 человек пришли действительно послушать меня. А когда я играл перед двумя с половиной тысячами человек на фестивале памяти Штокхаузена – я видел что тысяча из них просто пришли потому что это фестиваль Штокхаузена, что им знакомо это имя. Они толком то не знают кем был этот человек, и уж тем более не в курсе кто Я такой. Но это типа крутое мероприятие, которое обязательно нужно посетить… Я не уверен что кто-нибудь из них придя домой включил записи Штокхаузена, что у него вообще они есть… Поэтому всегда важней играть для людей которые действительно пришли слушать, чем для тех которые просто пришли… Конечно же эмоциональная отдача играет огромную роль для музыканта. Это гораздо важней материальной отдачи, поверьте! Сегодня например я пришёл сюда к вам, общаюсь с вами, делюсь идеями, ставлю музыку, и мне важно то, что вы пришли и слушаете. Музыка имеет очень большую социальную роль. Она является своего рода языком общения для людей, живущих в разных странах, которые не могут общаться при помощи слов. Вот и сегодня у меня прибавилось друзей, это здорово! Поэтому я и продолжаю заниматься тем, чем занимаюсь!

http://www.myspace.com/scanner

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются