14 и 15 сентября на "Платформе" Кирилла Серебренникова состоятся последние в этом году показы спектакля "Рожденный заново. История солдата". Мы решили показать, какой путь проделали дьявольские мотивы в партитуре Стравинского до музыки стальных прутьев и милицейских сирен одного из ведущих современных композиторов Алексея Сысоева.
В разгар Первой мировой войны, оказавшись без средств к существованию и возможности оставаться в России, Игорь Стравинский задумывает произведение о мировых конфликтах и выбирает для этого один из самых популярных литературных сюжетов – сделку человека с дьяволом. Заручившись поддержкой Вернера Рейнхарта, «покровителя искусств и артистов», композитор начинает работу над произведением, в основу которого легли мотивы народных сказок из сборника А.Н.Афанасьева. Адаптацию и художественную обработку древних историй о беглом солдате и чёрте Стравинский доверил своему другу – Шарлю Рамюзу, либретто которого стало известно публике под названием «L'histoire de soldat» или «История солдата».
В автобиографической книге «Хроника моей жизни» Игорь Стравинский подробно говорит о роли танца, чтеца и о выборе инструментов для исполнения этой сказки, а также признается: “«L'histoire de soldat» остается моей единственной вещью для театра, имеющей отношение к современности”.
Спектакль «История солдата» на «Платформе» сохраняет в произведении принцип актуальности и злободневности темы 1918 года, но выбирает для этого свежий художественный язык. Переосмыслить Стравинского взялся композитор Алексей Сысоев, который рассказал «Платформе», какими звуками можно воссоздать присутствие дьявола на сцене, и насколько радикальной может быть электро-акустическая музыка:
«Жесткий ритмический пульс - это главное, что я оставил от Стравинского в спектакле. Есть и цитаты. Танго, рэгтайм и вальс — один большой обнажённый ритмический каркас музыки Стравинского, который я заполнил своим материалом. В процессе общения с хореографом Гаем Вайцманом я понял, что от меня ждут довольно радикальной музыки. Так в спектакле появился лейтмотив милитаристской угрозы, образ агрессивного марша, который перекликается с триумфальным маршем чёрта, с его дьявольской пляской, известной по произведению Стравинского.
Во время создания партитуры «Истории солдата» Стравинский сильно увлекся американским джазом, и это довольно серьезно повлияло на музыкальный стиль всего произведения. Несмотря на то, что я посвятил джазовой музыке больше десяти лет, я не стал в этом смысле идти за Стравинским и отдал предпочтение экспериментальной электронной музыке.
Стравинский — это всегда ритм. Поэтому в своей версии"Истории Солдата" я использовал только ударные инструменты. На сцене находятся четыре перкуссиониста. Как и оригинальное произведение Стравинского, моя партитура очень сложна для исполнения и требует от музыкантов больших физических затрат. При этом они как бы поддерживают и продолжают ту физиологическую энергию танца, которая исходит от танцоров.
Современная постановка «Истории солдата» потребовала жёсткой электроники и нестандартных акустических инструментов. Я использовал железные кровати, пилы, милицейские сирены, стальные прутья, моторы, электробритвы и прочие предметы. При этом у меня не было задачи треском и скрежетом шокировать публику. Здесь нет никакого эпатажа или пафоса. Не стоит относиться к этой музыке как к какому-нибудь звуковому террору. Нужно понимать, что музыка везде, стоит только попытаться ее услышать.
Билеты на спекаткль "Рожденный заново. История солдата" в кассах Винзавода и на BigBilet.Ru. Для студентов творческих вузов стоимость билета - 100 рублей.
Комментарии
Подписаться