Views Comments Previous Next Search

Дмитрий Tactics

123051
НаписалКатя Руднер 29 августа 2008
123051

20 сентября 2008 г, в 23.00 на площадке GazGallery впервые пройдет русский финал DMC World DJ Championship. Официальным представителем федерации DMC в России стал диджей Tactics из хип-хоп группировки Flammable Beats. Самый авторитетный эксперт по Turntablism, Scratch, Beat Juggling, обладатель выдающейся прически «Анджела Дэвис», человек, которого видно издалека, рассказал про тонкости своей профессии и поделился подробностями грядущего чемпионата.

Можешь устроить небольшой ликбез по турнтаблизму?

В 2002-м году виниловый проигрыватель был официально признан музыкальным инструментом – я это знаю наизусть. Турнтаблизм подразумевает операции, во-первых, с винилом: замедление, ускорение и любые манипуляции, которые придут вам в голову. И второе – трюки на кроссфейдере, которым диджей режет звук, за доли секунды в корне меняя ритмическую текстуру и звучание. Совмещение манипуляций с винилом и кроссфейдером – это, по сути, и есть Турнтаблизм.

Итак, «скретчинг» – это манипулирование звуком, «биджагглинг» – когда ты реструктурируешь два ритма на двух разных пластинках. Это два базовых приема. Существует трюк «краб», когда перебираешь рукой по пластинке. Есть трюк «флейер». Движение вперед-назад, посередине – разрывная кроссфейдером, щелчок, то есть выключение звука. Есть еще «драмминг», когда из звуков, идущих подряд, ты делаешь свой ритм, будто на барабане играешь. Очень сложно сказать словами, на это нужно смотреть! Шанс же есть!

Есть же еще всякие девиации, типа скретчинга на магнитных лентах?

Да, на flatbeats или на upabove кто-то выкладывал видео диджея, работавшего с бобинами. А существуют мастера, управляющиеся с одной вертушкой. Есть опция командных выступлений: два диджея, шесть вертушек – сколько хотят, столько и берут, а вот технологии Serato и Final Scratch использовать уже запрещено.

Какой трюк удается тебе лучше всего?

Знаю, что хуже всего – драмминг. Хочу сразу сказать, что сам я никогда не участвовал в соревнованиях, но с другими диджеями не раз бился в режиме джема. Играл в качестве скретчера в некотором количестве групп. Выступал с абсолютно разными артистами, начиная с GZA (Wu Tang Clan) и фанковых групп, и заканчивая специальными проектами с Сапуновым и Санчесом, с которыми мне очень понравилось работать вместе! Но DMC – совсем другая история.

Что из себя представляет тренировка Турнтаблиста?

По идее, нужно стабильно тратить на тренинг по 4–5 часов день. Изучение определенной связки или трюка сравнимо с гантелями. Ты понимаешь, что это очень полезно для здоровья и невыносимо трудно для тела, но только каждодневная практика дает мышцам прирост. И вот ты стоишь перед декой, у тебя болят руки, как на фитнесе, сводит пальцы, появляются мозоли. Если объяснять технику словами, кажется, что это несложно, хотя на самом деле это очень точная наука, ловкость рук, которой можно добиться только долгими тренировками.

Учителей или специального образования у тебя не было?

Нет. Я просто послушал кассету, и мне понравилось. Называлась “Sound Bombing” c лебла Rawkus. Я, правда, занимался на фортепьяно, была история… Но в моем случае опыта добавляет то, что я стал диджеем, параллельно учась писать собственные треки. У меня даже есть альтер-эго – Lo-Fi Rumba, под которым я делаю эксперементальную музыку.

Есть ли какая-нибудь сегерегация между диджеями и турнтаблистами?

Ну нет, это в принципе одно и то же. Если ты умеешь сводить, то судьи на чемпионате могут засчитать это за «биджагглинг», ведь сведение бывает не только ритм в ритм, но и по частотам, со смешением… полно вариантов. Турнтаблизм позволяет полностью изменить то, что есть у тебя на пластинке, ты как бы залезаешь в проект и роешься, перебираешь и делаешь перестановку на свой вкус. Наверное, так можно объяснить разницу между обычными клубными сетами и программами, с которыми люди соревнуются за титул лучшего в мире диджея. Представьте, что DMC – это соревнования по игре ваших любимых мелодий, но с новым дыханием, в сверхсильных, мощных и необычайно оригинальных обработках.

Но голый турнтаблизм – это ведь не особо танцевальная музыка? Под Birdy Nam Nam не слишком-то попляшешь…

Ну почему? Просто идеология конкретно этой французской группы не на танцевальную музыку ориентирована. А существует команда C2C, которая просто разрывает танцпол. Их скретч-шоу по энергетике – как концерт живой и очень сильной рок-команды. Есть группа Gunkhole, в их составе барабанщик, четыре вертушки и очень интересные звуки, от контрабаса до перкуссии – настоящий джаз. Вот под нее надо сигару курить в кресле. Вертушка – это музыкальный инструмент, с помощью которого можно выдавать музыку в совершенно разных жанрах. Главное – уметь с ней управляться. А вообще, турнтаблисты могут выступать не только со скретч-шоу. Кто-то приглашает их ради имени с яркими 15-минутными программами, кто-то зовет их просто поиграть сет, что дешевле и легче. А те, кто разбирается в вопросе, комбинируют DJ-Set и Show.

Многие диджеи жалуются, что публика не ценит их мастерство, а просто скачет в пьяном угаре. Можно ли считать, что DMC – такая отдушина для профессионалов, где люди действительно реагируют на мастерство, и оно не ориентировано на массовую аудиторию?

Это очень значимое событие для нашей профессиональной сферы. «Оскар», к примеру, тоже ведь не массовое событие – попасть на церемонию могут только избранные и по приглашениям. Однако по телевизору «Оскара» смотрят все. DMC, разумеется, более доступен, чем церемония награждения Американской киноакадемии: любой может купить билет, посмотреть на соревнования, увидеть чемпионов и оторваться. Еще пример: у барменов есть свои конкурсы, где они херачат коктейли. И, если участник крутой, он от этого не становится не-барменом, просто гонорары больше предлагать начинают. Здесь так же: интересно, ново, профессионально, громко, необычно.

Как складывались твои взаимоотношения с DMC?

На второй год диджеской практики я проводил Чемпионат России под эгидой одной компании, выпускающей вертушки. Тогда я узнал про мировую систему диджейских соревнований, федераций, союзов. Потом глубже залез в эту историю, начал все это двигать без предварительной договоренности с кем-либо, пересекался с ITF, и, в конце концов, в 2002 г. оказался в Лондоне, где познакомился со многими ключевыми людьми и диджеями, с которыми мы работаем сейчас над DMC. То есть меня не нашли на job.ru по поиску соискателей, которые круто делают диджейские соревнования. Я заслужил определенное имя в мировой диджейской среде. Вообще же любой человек, представитель любой страны может провести у себя национальный финал. Для этого надо получить лицензию и подписать контракт.

Для тебя есть какой-то абсолютный король и бог среди турнтаблистов?

Очень сложно выбрать одного, потому что герои очень быстро меняются, растут, и каждый год появляется кто-то новый. Хотя вот в DMC уже закрепилась почти традиция, что чемпионы защищают свои титулы, то есть выигрывают минимум два года подряд, но по правилам стать лучшим можно максимум трижды.

Существуют, разумеется, другие диджейские конфедерации, где ты тоже можешь биться, и там свои кодексы. Но DMC, в любом случае, самая важная. Остальные часто закрываются, открываются какие-то новые. Была вот немецкая ITF – International Turntablist Federation – которая не выдержала конкуренции с DMC, пошла в цифровом экспериментальном направлении и в результате прекратила свое существование.

http://www.youtube.com/v/4NidL7KtCO8&hl=ru&fs=1

Если вспоминать крутых участников DMC, то нельзя не сказать про A-Trak – он выиграл DMC в 15 лет. А там же все серьезно, взрослые дядьки с бородами сидят, и вдруг выходит молодой паренек, ставит вертушки и убирает всех по технике, смешивая семплы с опусканиями «Да пошел ты, и ты, и ты!» И пальцем еще на всех показывает, а придраться натурально не к чему. На DMC порой совершенно разрывные програмы попадаются: один человек играл, например, билиардным кием, другой кидал в пластинку бейсбольный мячик, и это было ещё в восьмидесятых!

По какой схеме оценивают претендентов на победу? Есть же определенные параметры?

12 финалистов будут играть по 3–6 минут, из них выберут лучших, которые займут 1, 2 и 3 места. Оцениваться будут техника, квадраты, креатив, музыкальность плюс общий балл – всего 5 критериев. Перед судьями положат анкеты, куда они впишут оценки – от 1 до 10. Я примерно представляю, что 8–9 – это максимальный уровень. Десятка – это если участник отыграет круче судьи – тогда мы судье ничего не заплатим. Шутка!

Как ты вообще оцениваешь уровень турнтаблизма в России?

У нас есть люди, которые могут соперничать на европейском уровне. И, возможно, на мировом. Многие из них гораздо лучше меня, потому что я больше думаю о музыкальном продакшене и продвижении, а огромное количество людей занимается скретчем специально для таких вот батлов, соревнований и джемов. Вот, например, сноуборд у нас долго развивался, но сейчас уже достиг вполне серьёзного уровня – в России проходят этапы кубка мира по сноуборду. Теперь будет и этап кубка мира по диджеингу. Все в правильную сторону идет: продажи диджейского оборудования в русских магазинах растут, люди покупают вертушки, чтобы тренироваться.

Кстати, сколько стоит минимальный сет-ап, чтобы стать турнтаблистом в домашних условиях?

Необходимы две вертушки, желательно Technics 12 10, пульт, пара игл, два слипмата, которые при удаче идут в комплекте с проигрывателями. Самый простой можно взять долларов за 500, но это будут ременные вертушки, все нервы изведут. Базовый же сет-ап обойдётся примерно в $2100.

Как ты определяешь собственную миссию в деле продвижения DMC в России?

Хотелось бы рассказать всем о DMC и сделать из этого хороший знак качества в России. Главная идея в том, что мы же за музыку вообще, в любом ее проявлении. Как и люди, участвующие в соревнованиях, мы объединяем самый высокий уровень мастерства, безграничную креативность с колоссальной энергетикой! Мы начинаем и уже работаем с партнерами, которые также поддерживают качество и любой вид инноваций!

DMC в мире

Официальный сайт DMC в России

Я пойду!

Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются