Взяв инструментальную музыку за основу, музыканты Silence Kit сумели добиться совершено особенного, неистового звучания, парализующего и завораживающего. Берущий своё начало в 2002 году коллектив неоднократно обновлялся, но продолжает поражать поклонников, с каждым новым альбомом открывая новые грани своего творчества. Множество специальных эффектов, которыми пользуются музыканты, создают неповторимый конгломерат звуков упорядоченных четкой ритмической структурой.
В композициях Silence Kit сочетаются и атмосфера и внезапная резкость, которая дает ту самую остроту свойственную рок-музыке. Начиная с сугубо пост-рокового звучания группа все больше раздвигала рамки своего творчества. Сами же музыканты называют несколько стилей на данный момент характеризующих их творчество – эмбиент, метал, инди-рок. Silence Kit – уважаемая в России группа, которая по прошествии лет пронесла неутолимую жажду к экспериментам и слушается по прежнему свежо и необычно.
Как прошел концерт с Sigur Ros? Как ощущения?
Сергей Богатов (С.Б.): Я ещё до концерта сказал, что вот он еще не прошел, а для многих людей выступление Sigur Ros – уже лучший концерт в их жизни, а разогрев в топку! Так в принципе и было. Хотя, на мой взгляд, мы сыграли очень даже неплохо, и звук был хороший, и свет. Мы подготовились, привезли свои усилители, попросили звукача знакомого порулить.
Борис Белов (Б.Б.): Да ладно – отличный был концерт! Sigur Ros удивили размахом. Все почти шикарно – декорации, свет, звук, техников человек 30, все собрали, отстроили, после концерта разобрали и оперативно уехали. Музыкантов привезли только перед самим выступлением, на автобусе на которых футбольные команды топ-класса разъезжают. Естественно такое количество вложенного бабла увеличивает зрелищность в несколько раз. Наша задача была хорошо настроить звук, выйти на сцену и хорошо сыграть, а потом от души повеселиться. По-моему все так и вышло!
Евгений Франкевич (Е.Ф.): В целом все понравилось, особенно их стейдж-менеджер!
Что вы вообще думаете об этой группе? Считаете ли вы ее музыку «пост-роком»? Если да, то, как вы расцениваете вклад Sigur Ros в популяризацию этого жанра?
Б.Б.: Sigur Ros безусловно повлияли на наше творчество, но только в самом начале становления группы. Можно назвать их одними из учителей. Альбом Agaetis Burjun переслушан не один десяток раз. Я его даже на день рождения дарил другу со словами: – слушай и больше не позорься!!! Но потом они резко пошли в гору, стали более доступны большим массам слушателей. А на данный момент их легко можно поставить в один ряд с Radiohead, Coldplay, Muse и Plaсebo. Послушай новый альбом – очень жизнерадостный, свежий, легкий, воздушный, нравится мамам и бабушкам… пост-рок? Н-е-е-т!!! Настоящие пост-рокеры только в Канаде остались.
Е.Ф.: Sigur Ros это вполне самобытная группа и причислять их какому-либо жанру, мне кажется, не стоит. Для меня это просто хорошая группа, которую приятно слушать, прогуливаясь ранним утром в районе трех вокзалов.
Вы сами-то как охарактеризуете музыку, которую играете? Это пост-рок?
Б.Б.: Было бы неплохо вообще этот термин не слышать. Сейчас это отвратное модное словечко. В нашей стране под это определение попадают все группы, не играющие классический рок, панк и метал, хотя с последним тоже неразбериха – если метал без вокала то тогда тоже пост-рок, пожалуй! Мы не исключение и видимо Silence Kit это пост-рок!
С.Б.: Я не воспринимаю музыкальные термины именно как музыкальные. И для меня пост-рок – это не «мы выгнали вокалиста». Это скорее религиозное течение.
Е.Ф.: Я до сих пор не могу понять, к какому жанру относится музыка, которую мы играем. Если термин пост-рок так прочно завис над Silence Kit, может быть так и есть. Хотя не нам вешать ярлыки, пусть этим занимаются музыковеды и журналисты, у них это лучше получается.
У вас есть любимые исполнители в этом жанре? Команды, которые на вас повлияли в какой-то мере? Какие?
С.Б.: На меня как на басиста повлияли Питер Хук из “Joy Division”, Гизер Батлер из “Black Sabbath” и Дэйв Александр из “Stooges”. Я включал их пластинки и играл под них на гитаре как на басу.
Б.Б.: Естественно, на нас влияли музыканты, группы и даже целые течения, но если начать рассказывать, то придется делать отдельное интервью. Мы сами друг на друга влияем последние пару лет.
Е.Ф.: Что касается пост-рока, а точнее экспериментального рока – этот термин мне больше нравится – то я бы отметил Tortoise и Del Rey. Например, Mogwai конечно в свое время я очень любил, сейчас я, правда, меньше слушаю такую музыку. Сейчас мне ближе всего тишина.
В конце прошлого года у вас вышел третий альбом – The Great Red Spot. Как проходила работа над альбомом? Сказался ли уже немалый опыт студийной работы на творческом процессе?
С.Б.: Мы писали альбом на базе на Павелецкой (которая этим летом, кстати, сгорела), и можно сказать, выступали в роли подопытных кроликов. На нас тестировали эту студию. Были, естественно, ошибки. Много брака при записи, который пришлось чистить на этапе сведения.
Б.Б.: Этот альбом, как и два предыдущих, был рожден в эксперименте. Конечно студия была не фонтан, как говорится, но зато у нас была уйма времени – делай, что хочешь, экспериментируй со звуком, строй пирамиды усилителей, педалей. А захотел – отдохнул, и потом взял и все что не понравилось переписал. Звук получился странным, но и не банальным. Такая музыка просто так не делается, мы это как-то сразу уяснили.
Вообще показалось, что по сравнению с предыдущими работами альбом вышел более тяжелым, даже мрачным по звучанию. С чем это связано? Жизнь тяжела или это планомерное развитие музыкальных взглядов?
С.Б.: Такое чувство, что этому альбому что-то мешало появиться на свет. Плюс у нас же было много мрачных и печальных событий. Хотя вот странно – альбом был сочинен еще до них. Может это отражение будущего? Нет, слишком сложно. Не знаю, так совпало.
Последние свои альбомы вы издаете на собственном лейбле Lemonsmellstreet. То есть пишетесь на свои деньги. Вы сознательно не имеете дела с более крупными издателями или нет спроса?
С.Б.: Вот интересно – а у нас в стране кто-нибудь вообще пишется не на свои деньги? Я знаю, что лейблы не выделяют никакого бюджета. Тут подход простой – если уж мы записали альбом, а это 80 процентов труда и средств, то уж оставшиеся двадцать процентов мы уж как-нибудь можем добить.
А как вы относитесь к возможности бесплатного скачивания музыки в Интернете? К файлообменным сетям, например? Не нарушает ли несанкционированное скачивание музыки авторские права музыкантов, которые тратят немалые средства на запись альбомов?
С.Б.: Я качаю музыку, ты качаешь музыку, все качают музыку. И не только музыку. Ищут книги, фильмы, сохраняют себе фотографии. Хорошо это или плохо – уже неважно. Это просто объективная реальность. Я могу не любить дождливую погоду, но куда я денусь? Одену куртку! Вообще, не находишь, что это идиотизм – покупать альбом, чтобы потом сграбить его с диска в свой мр3-плейер? Лично я вижу проблему в другом. Сам с ней сталкивался. Понимаешь, люди качают музыку ради самого процесса. «Сколько там процентов осталось»? Такое чувство, что некоторые ее и не слушают. Так, потыкали по трекам, и в архив. То есть внимание распыляется. Это не как раньше, когда я был подростком, и покупал одну пластинку раз в два-три месяца, копил на завтраках в школе, или подрабатывал там. К покупке надо было относиться очень и очень ответственно, потому что это ж мои деньги! В магазине просил поставить пластиночку. И даже если альбом сначала не очень нравился, я слушал и слушал его дальше, пытаясь разглядеть, докопаться, что там крутого. Именно так я слушал, скажем, Питера Гэбриэла или Кейт Буш. Понимаешь? А сейчас примерно так – альбом не понравился, так я его удалю и все. Я стараюсь волевым решением себя от такого подхода ограждать, но тяжело это все-таки.
Е.Ф.: Это вполне эволюционный процесс, с которым надо просто смирится, и скорее всего от этого страдают не музыканты а сама музыка, слишком доступна она сейчас, причем во всех ее проявленияx.
На ваших выступлениях у вас за спиной всегда белый экран, на который проецируется видеоряд. Вы сотрудничаете с такими независимыми режиссерами, как Павел Руминов, Андрей Беренов – что вам дает общение и работа с ними?
Б.Б.: С Павлом Руминовым мы знакомы давно, и мы большие друзья. Очень часто бываем у него в гостях. Он прекрасный собеседник, исключительно умный и эрудированный человек, настоящая творческая личность. Общение с такими людьми не может проходить бесследно. Нам очень нравятся его работы, мы полностью ему доверяем и готовы на любые эксперименты. Когда Паша делает нам новое видео, и приносит на концерт, мы никогда не знаем, что именно будет происходить на экране. Элемент случайности делает наши выступления неподдельно живыми. Забавно наблюдать, как сменяются планы и ракурсы в такт нашей музыки.
Вы вообще кино смотрите? Какое больше нравится?
С.Б.: Я никогда не относил себя к киноманам, а потом купил DVD-проигрыватель, и сейчас у меня неплохая коллекция кино. Плюс, конечно же качаю фильмы из Интернета, ну там всякое «другое кино», «Люсия и секс», «Кен Парк» и прочее. Или вот суперский фильм “Wassup Rockers”.
Как считаете, какова ваша аудитория? Некий собирательный образ вашего слушателя можете составить?
Б.Б.: Мыслящий, в меру загадочный, романтичный, но не плакса, честный перед самим собой, уверенный в том, что все только начинается, кое-что знает о строении вселенной или догадывается, замечает и любит красоту вокруг, но иногда желает все это разрушить, слушает разную музыку. Как-то так!
Команда существует с 2002 года. За это время что-то изменилось в России в музыкальном плане? Как развивается аудитория страны?
A: С.Б.: Конечно же, многое и многое изменилось. Кто сейчас помнит такие места, как «Крейсер», «Даймонд», «Р-клуб»? Клубы изменились, наверно в лучшую сторону. Хотя Молодежь играет по всяким местам «с выкупом билетов». А уж в провинции иной раз прямо дежавю – Москва-2000, ха-ха-хха.
Скорее техника ушла вперед. Любая команда может записаться на свой домашний компьютер. Инструменты хорошие есть, примочки всякие не такой дефицит как тогда. Опять же – западные команды едут косяками, любая приличная наша группа кого-нибудь разогревала. Следующий шаг – это налаженный канал поездок наших групп в Европу, на Запад, чтобы все было регулярно и часто.
Где, по-вашему, находится грань между стремлением иметь свою публику, которая ценит и любит вашу музыку, и жаждой славы?
С.Б.: В головах. Три «С» – самоирония, самокритичность и скромность.
Вы производите впечатление открытых людей. Вы общаетесь с другими группами? С кем из коллег по цеху наиболее теплые отношения?
Б.Б.: Друзей музыкантов очень много и чтобы кого-нибудь не забыть назову одну группу, отношения с которой у нас самые близкие – Lost Weekend.
Е.Ф.: Практически со всеми группами, с которыми нам приходилось играть, у нас хорошие отношения.
Кого-то из молодых российских команд можете выделить?
С.Б.: У меня наберется список групп из 30–40 легко. Но мы сами для многих тоже молодые и начинающие (особенно много их пришло на концерт Sigur Ros).
Е.Ф.: Мне понравилась пластинка группы «Белые флаги зажигайте медленно».
У вас в группе три гитариста. Это дань некой пост-роковой моде (Mogwai, Godspeed You Black Emperor, Iron Maiden) или же вам действительно необходимы три гитары в группе?
Б.Б.: Если нужно будет – возьмем и четвертого! Ведь чем больше человек в семье, тем веселее! Если вспомнить – нас всегда было пятеро, и даже было время, когда в группе одновременно играли 6 человек. Когда мы остались вчетвером, после трагедии с Яриком, стало как-то пусто и грустно, даже скандалить стали чаще. К тому же, как ни крути, чувствовалась необходимость в еще одном инструменте. Все произошло абсолютно случайно – встретились с Женей Франкевичем в подземном переходе, перед концертом группы Белые Флаги Зажигайте Медленно, и тут же предложили ему попробовать поиграть с нами. И не ошиблись – Женина манера игры на гитаре нам очень подошла. К слову, знакомы мы были и до этого. Не раз ходили на концерты его группы «Тайна Третьей Планеты», так что представление о Жениных музыкальных способностях мы имели. А про Iron Maiden ты правильно заметил! У них есть чему поучиться. Мы с Богатовым, к примеру их фанаты еще с 80-х. Вот кто точно на нас повлиял так это Iron Maiden!
С.Б.: Ха-ха-ха, Женьку взяли, чтобы я перестал изображать из себя гитариста на басу!
У вас уникальное, по крайней мере, для российской сцены звучание. За счет чего удается достичь такого саунда? Все дело в примочках? Или тут уже метафизика?
Б.Б.: Оборудование тут не при чем совершенно. Можно собрать полный комплект, допустим, Silence Kit, учитывая толщину струн и медиаторов, которыми мы играем, исполнить с точностью компьютера наши композиции, и все равно это будет другая группа. На этот вопрос нет однозначного ответа. Кстати, в классической музыке одно и то же произведение исполняется разными оркестрами. Один оркестр играет мягко, с душой, так, что каждый звук обволакивает и уносит далеко от мирского хаоса. Ничего не хочется делать, только слушать. Другой играет то же самое, но более экспрессивно, уснуть под такое не получится. А третий оркестр профессионально исполняет все четко по нотам, льётся музыка, но чего-то не хватает, и очень быстро становится скучно. Во! Я только что придумал определение пост-року… пост-рок это когда играют все три этих оркестра по очереди!!!
Е.Ф. Метахимия наверное.
После выступления с Sigur Ros на одной из крупнейших клубных площадок страны, есть к чему стремиться, куда расти? Потолок еще высоко?
Б.Б. Расти всегда есть куда. До тех пор пока мы записываем альбомы потолок недосягаем. Как только почувствуем его приближение нажмем на паузу.
26 сентября этого года в культурном центре «Дом» состоится долгожданный концерт Silence Kit. Группа выступит на одной сцене с другой легендарной экспериментальной формацией «Я Слева Сверху».
Полная информация о концерте: http://www.lookatme.ru/event/ya-sleva-sverhu-silence-kit
Слушать: http://www.myspace.com/silencekitmoscow
Смотреть: Silence Kit – Ritual March Of Psychoparasite
Silence Kit – Aurora Borealis
Комментарии
Подписаться