К концу Второй Мировой войны в США начался закат эры биг-бендов – все чаще вместо них использовались небольшие ансамбли. Электрогитара была важным инструментом подобного ансамбля, поскольку по мощности звука могла заменить целую духовую группу.
В основном, применялись полуакустические гитары, но многие исполнители были ими недовольны. Они хотели, чтобы инструмент был прочнее, дешевле и с более удобным грифом. А главной проблемой была акустическая обратная связь, не позволявшая сделать гитару громче во время выступлений.
Многих недостатков полуакустических гитар были лишены инструменты с цельным корпусом. Они уже существовали к тому времени (например, Les Paul Log, Bigsby Merle Travis, модели компании Audiovox, а также Rickenbacker Bakelite Spanish – корпуса этих гитар изготовлялись из искусственной смолы под названием «бакелит»), однако производились в малых количествах и не отвечали ряду требований. Таким образом, хотя Telecaster не был первой цельно корпусной гитарой, он был первым подобным инструментом, производившимся в массовых количествах. А поскольку выпускается до сих пор, то является еще и самой долгоживущей моделью.
Лео Фендер в то время производил гавайские гитары, усилители и звукосниматели, и первая цельнокорпусная гитара была сделана им не для игры, а для тестирования недавно сконструированных звукоснимателей с отдельными магнитами для каждой струны. На гитару обратили внимание местные исполнители кантри, которые нередко одалживали ее для выступлений, в том числе для съемок в телешоу, где проблемы с обратной связью были особенно не к месту. Нравилось им и звучание инструмента: увеличенный сустейн, а также звонкий колоколоподобный тембр – с выраженными верхними и нижними частотами.
Лео Фендер всегда прислушивался к мнению музыкантов, и их интерес побудил его заняться разработкой новой модели. Одной из основных задач, которую он перед собой поставил, была простота конструкции, что позволило бы облегчить производство и ремонт. В отличие от практиковавшегося большинством других компаний индивидуального производства каждой гитары, компоненты изготавливались массово, а затем собирались вместе на сборочной линии.
Плоские корпуса простой формы с одним вырезом (воспринимавшейся в то время как модерновая) изготавливались не вручную, а при помощи ленточной пилы и фасонно-фрезерного станка. Кстати, хотя гитара и называется цельнокорпусной, очень малое количество экземпляров действительно было произведено из одного куска дерева – обычно корпуса делались из двух или трех частей. Вместо традиционного вклеенного грифа использовался съемный кленовый гриф без накладки, прикручиваемый к корпусу четырьмя винтами через стальную пластину (как на моделях Rickenbacker Bakelite). Электроника была легкодоступна – достаточно снять металлическую планку, тогда как на других моделях приходилось снимать струны и накладку.
Использовался прямоугольный бридж с тремя стальными седлами (по одному на каждые две струны), позволявшими регулировать высоту и попарно мензуру струн. Струны проходили сквозь корпус, что увеличивало сустейн. Один однокатушечный звукосниматель был установлен под углом в блоке бриджа (высоту звукоснимателя можно регулировать).
Такая установка позволила получить необходимый баланс верхних и нижних частот. Бридж вместе со звукоснимателем был накрыт хромированной металлической крышкой, служащей для экранирования датчика, однако в большинстве случаев исполнители все равно ее снимали, чтобы была возможность глушить струны или извлекать звук в этом месте. Трехпозиционный переключатель и два хромированных регулятора располагались на овальной металлической планке. Черная накладка корпуса делалась из бакелита и прикручивалась пятью винтами (все используемые винты имели головки с прямым шлицем).
Don Randall, руководитель фирмы Radio & Television Equipment Company, являвшейся дистрибьютором продукции Fender, предложил для новой модели название Esquire. Пробные экземпляры производились с апреля 1950 года (всего около шестидесяти). Первые экземпляры имели сосновые корпуса, окрашенные в белый цвет (хотя известны несколько экземпляров черного цвета). Однако с началом массового производства корпуса делались из ясеня и окрашивались в желтый цвет (Butterscotch Blond). Кроме того: на большинстве серийных экземплярах использовались латунные седла бриджа.
Гриф новой модели имел 21 лад, на его головке шесть колков были установлены в один ряд. Однако у грифа не было анкерного стержня – Лео Фендер считал, что цельный гриф из горного клена и так достаточно жесткий, а в тех случаях, когда он все-таки деформируется, планировалось высылать покупателям новые грифы, которые те будут устанавливать самостоятельно. Однако через некоторое время выяснилось, что грифы деформируются практически во всех экземплярах, и к началу массового производства было принято решение об установке анкера.
Предполагалось, что основными покупателями недорогой и простой в обслуживании гитары будут начинающие музыканты. В дальнейшем планировался выпуск и более дорогой, предназначенной для профессионалов, модели с двумя звукоснимателями (второй – нэковый, установлен прямо и накрыт металлическим кожухом). Более того, даже многие произведенные экземпляры с одним звукоснимателем имели полость для установки второго и трехпозиционный переключатель.
На моделях с двумя звукоснимателями переключатель работал следующим образом: в первом (переднем) положении включался нэковый датчик с конденсатором для удаления верхних частот, во втором (среднем) положении – нэковый датчик, (заднем) положении – бриджевый датчик с возможностью подмешивать сигнал нэкового датчика одним из регуляторов. Второй регулятор управлял общей громкостью. Инструменты с одним звукоснимателем имитировали звучание нэкового датчика, срезая верхние частоты при помощи конденсаторов.
Когда в конце октября – начале ноября 1950 года фабрика Fender начала массовое производство новых гитар, первоначально выпускались только варианты с двумя звукоснимателями, поскольку Лео Фендер хотел, прежде всего, привлечь внимание профессиональных исполнителей. Чтобы покупатели, уже заказавшие модели с одним звукоснимателем (а их производство началось только в январе 1951 года), не переживали, Don Randall предложил изменить название двухдатчиковой модели на Broadcaster. Под этим названием было произведено около 200 экземпляров…
Комментарии
Подписаться