Views Comments Previous Next Search

Гитарная болезнь или воплащенная иллюзия

273039
Написалcaptain_coconut16 февраля 2008
273039

К концу Второй Мировой войны в США начался закат эры биг-бендов – все чаще вместо них использовались небольшие ансамбли. Электрогитара была важным инструментом подоб­ного ансамбля, поскольку по мощности звука могла заменить целую духовую группу.

В основном, применялись полуакус­тические гитары, но многие исполнители были ими недоволь­ны. Они хотели, чтобы инструмент был прочнее, дешевле и с более удобным грифом. А главной проблемой была акусти­ческая обратная связь, не позволявшая сделать гитару гром­че во время выступлений.

Многих недостатков полуакустических гитар были лише­ны инструменты с цельным корпусом. Они уже существовали к тому времени (например, Les Paul Log, Bigsby Merle Travis, модели компании Audiovox, а также Rickenbacker Bakelite Spanish – корпуса этих гитар изготовлялись из искусствен­ной смолы под названием «бакелит»), однако производились в малых количествах и не отвечали ряду требований. Таким образом, хотя Telecaster не был первой цельно корпусной гитарой, он был первым подобным инструментом, производившимся в массовых ко­личествах. А поскольку выпускается до сих пор, то является еще и самой долгоживущей моделью.

Лео Фендер в то время производил га­вайские гитары, усилители и звукоснима­тели, и первая цельнокорпусная гитара была сделана им не для игры, а для тести­рования недавно сконструированных звуко­снимателей с отдельными магнитами для каждой струны. На гитару обратили внима­ние местные исполнители кантри, которые нередко одалживали ее для выступлений, в том числе для съемок в телешоу, где про­блемы с обратной связью были особенно не к месту. Нравилось им и звучание инстру­мента: увеличенный сустейн, а также звон­кий колоколоподобный тембр – с выражен­ными верхними и нижними частотами.

Лео Фендер всегда прислушивался к мнению музыкантов, и их интерес побудил его заняться разработкой новой модели. Одной из основных задач, которую он пе­ред собой поставил, была простота конст­рукции, что позволило бы облегчить про­изводство и ремонт. В отличие от практи­ковавшегося большинством других компа­ний индивидуального производства каж­дой гитары, компоненты изготавливались массово, а затем собирались вместе на сборочной линии.

Плоские корпуса про­стой формы с одним вырезом (восприни­мавшейся в то время как модерновая) из­готавливались не вручную, а при помощи ленточной пилы и фасонно-фрезерного станка. Кстати, хотя гитара и называется цельнокорпусной, очень малое количество экземпляров действительно было произ­ведено из одного куска дерева – обычно корпуса делались из двух или трех частей. Вместо традиционного вклеенного грифа использовался съемный кленовый гриф без накладки, прикручиваемый к корпусу четырьмя винтами через стальную пласти­ну (как на моделях Rickenbacker Bakelite). Электроника была легкодоступна – доста­точно снять металлическую планку, тогда как на других моделях приходилось сни­мать струны и накладку.

Использовался прямоугольный бридж с тремя стальными седлами (по одному на каждые две струны), позволявшими регу­лировать высоту и попарно мензуру струн. Струны проходили сквозь корпус, что уве­личивало сустейн. Один однокатушечный звукосниматель был установлен под углом в блоке бриджа (высоту звукоснимателя можно регулировать).

Такая установка по­зволила получить необходимый баланс верхних и нижних частот. Бридж вместе со звукоснимателем был накрыт хромированной металлической крышкой, служащей для экранирования датчика, однако в боль­шинстве случаев исполнители все равно ее снимали, чтобы была возможность глушить струны или извлекать звук в этом месте. Трехпозиционный переключатель и два хромированных регулятора располагались на овальной металлической планке. Чер­ная накладка корпуса делалась из бакели­та и прикручивалась пятью винтами (все используемые винты имели головки с пря­мым шлицем).

Don Randall, руководитель фирмы Radio & Television Equipment Company, яв­лявшейся дистрибьютором продукции Fender, предложил для новой модели на­звание Esquire. Пробные экземпляры про­изводились с апреля 1950 года (всего око­ло шестидесяти). Первые экземпляры имели сосновые корпуса, окрашенные в белый цвет (хотя известны несколько экземпляров черного цвета). Однако с началом массового про­изводства корпуса делались из ясеня и окрашивались в желтый цвет (Butterscotch Blond). Кроме того: на большинстве серий­ных экземплярах использовались латун­ные седла бриджа.

Гриф новой модели имел 21 лад, на его головке шесть колков были установлены в один ряд. Однако у грифа не было анкер­ного стержня – Лео Фендер считал, что цельный гриф из горного клена и так дос­таточно жесткий, а в тех случаях, когда он все-таки деформируется, планировалось высылать покупателям новые грифы, кото­рые те будут устанавливать самостоятель­но. Однако через некоторое время выяс­нилось, что грифы деформируются прак­тически во всех экземплярах, и к началу массового производства было принято решение об установке анкера.

Предполагалось, что основ­ными покупателями недорогой и простой в обслуживании гитары будут начинающие музыканты. В дальнейшем планировался вы­пуск и более дорогой, предназ­наченной для профессионалов, модели с двумя звукоснимателями (вто­рой – нэковый, установлен пря­мо и накрыт металлическим ко­жухом). Более того, даже многие произведенные экземпляры с одним звукоснимателем имели полость для установки второго и трехпозиционный переключа­тель.

На моделях с двумя звуко­снимателями переключатель ра­ботал следующим образом: в первом (переднем) положении включался нэковый датчик с кон­денсатором для удаления верх­них частот, во втором (среднем) положении – нэковый датчик, (заднем) положении – бриджевый датчик с возможностью подмешивать сигнал нэкового датчика одним из регуляторов. Вто­рой регулятор управлял общей громкос­тью. Инструменты с одним звукоснимате­лем имитировали звучание нэкового дат­чика, срезая верхние частоты при помощи конденсаторов.

Когда в конце октября – начале нояб­ря 1950 года фабрика Fender начала мас­совое производство новых гитар, первона­чально выпускались только варианты с двумя звукоснимателями, поскольку Лео Фендер хотел, прежде всего, привлечь внимание профессиональных исполните­лей. Чтобы покупатели, уже заказавшие модели с одним звукоснимателем (а их производство началось только в январе 1951 года), не переживали, Don Randall предложил изменить название двухдатчиковой модели на Broadcaster. Под этим на­званием было произведено около 200 эк­земпляров…

Рассказать друзьям
27 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются