Views Comments Previous Next Search

Влияние пород дерева на звук электрогитары

9101056
НаписалПавел Ермаков13 ноября 2008
9101056

Влияние породы дерева на тембр звучания гитары часто недооценивается. Звук передается от струны звукоснимателям, так? Ну…. да, конечно! Но это только малая часть теории. Это правда, что звукосниматели улавливает колебания струны, но на эти колебания влияет чуть ли не каждый участок инструмента. Разные участки резонируют по разному, усиливая тем самым одни частоты тембра и фильтруя другие. Кроме того, звукосниматель улавливает и чисто акустическое звучание гитары, которое суммируется с основными колебаниями. Влияние дерева деки распространяется практически на всё звучание, но больше всего на фазу после звукоизвлечения (сустэйн) и затухание звука. На атаку (первичную фазу ноты) больше влияет то, из какого дерева накладка грифа, если конечно гриф не целиковый. Гриф же больше всего влияет на длину сустэйна (но не его характер) и, частично, на атаку. Тип и качество струн, медиатора, и даже индивидуальные особенности звукоизвлечения, играют определенную роль в тембре инструмента, но лишь приукрашивая его или наоборот.

Не надо забывать также, что каждый кусок древесины в своём роде уникален – даже два куска одной породы будут отличаться друг от друга по характеристикам. Более того, у каждого музыканта (или слушателя) разные представления о хорошем звучании. Поэтому все приведенные здесь описания пород дерева и их влияние на звук имеют скорее обобщающий и отчасти субъективный характер.

Агатис – можно назвать бюджетным «красным деревом». Относится к семейству сосновых, растёт во многих азиатских странах. Агатис дешев, легок в обработке и дает достаточно стабильные результаты. Используется в производстве недорогих инструментов. Описать его тембр можно как близкий к красному дереву, но более плоский, и не такой сложный.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 1.

Ольха имеет довольно тесно расположенные поры, примерно как у липы, но с более чётким “зернистым” рисунком. Ольху иногда можно спутать с ясенем по схожести рисунка, но у ясеня более контрастные и ярко выраженные волны годовых колец. Большая зернистость делает ольху крепче и прочнее по сравнению, например, с липой. Ольха имеет желтовато-коричневый цвет с розоватым оттенком. Она темнее по сравнению с ясенем, но линии колец не настолько ярко выражены. Ольха имеет сбалансированный тембр, без преувеличения в какой либо области спектра частот, за исключением слегка более выраженной верхней середины. Благодаря этому звук четкий и читаемый. Ольха достаточно хорошо резонирует, имеет сложные характеристики и хороший динамический диапазон. Не смотря на то, что ольха прославилась благодаря блюзовому и роковому звучанию, гитара с декой из ольхи весьма универсальна и применима в любом стиле музыки.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 2.

Существует два разных вида ясеня: северный твердый ясень и ясень болотный. «Мягкий южный» или «Болотный ясень»: Растет на болотах юга США. В процессе роста, внушительная часть ствола дерева находится под водой в результате чего древесина имеет пористую структуру и легкий вес. Многие гитары Fender в 50х годах 20 века были сделаны из этой породы. Болотный ясень отличается открытыми порами и жесткими зернистыми линиями между более мягких слоев. Болотный ясень легок, что позволяет отличить его от твердого ясеня. Дека стратокастера обычно весит менее 2,3 кг.

Текстура ясеня имеет схожую с ольхой зернистость, желтовато-коричневый цвет, но отличается более жирными и темными волнами годовых колец. Это очень музыкальное дерево, сочетающее яркость и в то же время тепло звучания при большом динамическом диапазоне. Ясень имеет чистые, звенящие, колокольные верха, немного проваленную, но сложную середину и мощные, плотные низы. Характеристики средних частот довольно сильно разнятся от куска к куску, в результате чего гитары из ясеня больше отличаются друг от друга по звучанию, по сравнению с другими. Ясеневые гитары обладают очень быстрой атакой при ударе по струне и очень динамичны. Они очень хорошо резонируют по всему спектру частот. Их звучание, особенно на чистом или слегка перегруженном звуке, очень детальное и сложное.Северный, твердый ясень: Эту породу (ее иногда называют “бейсбольным ясенем”) схож с болотным ясенем, но достаточно тверже, плотнее и тяжелее. Дека Стратокастера из него весит более 2,3 кг. Плотность этого дерева делает звук гитар ярче и дает больший сустейн.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 3.

Американская липа очень легка, имеет плотную зернистость и однородный рисунок. Цвет варьируется от светло желтого до желтовато-коричневого, иногда с прожилками зеленого цвета не очень приятными на вид (минеральные примеси). Экземпляры получше – по цвету темнее и более однородны, но все же не очень хорошо выглядят, если покрыты прозрачным лаком. Американская липа – очень мягкое дерево и оно легко проминается, поэтому для её покрытия используются более твердые лаки, например на основе полиэстера. Однако из за мягкости дерева, отверстия для винтов легко разбалтываются и они со временем начинают прокручиваются, если слишком туго их затягивать.

Такая же проблема может коснуться и винтов, на которых держится тремоло, особенно если активно работать рычагом. Говоря о преимуществах, мягкость липы облегчает её обработку. Благодаря своей мягкости высокие и сверхнизкие частоты спектра смягчены, что дает ярко-выраженную середину и выделяет у нот частоту основного тона. По сравнению с ясенем или ольхой, тембр не слишком сложен, динамический диапазон несколько ограничен. Смягченные верха компенсируют склонность некоторых тремоло систем и порожков с зажимом акцентировать высокие частоты. В результате, дека из липы хорошо подходит для Металла и Рока, т.к. выдвигает звучание гитары с дисторшн в группе на первый план. На чистом звуке гитары из липы склонны к некоторой стерильности, недостатке характера.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 4.

Бубинга – очень тяжелое, прочное дерево, которое преимущественно используется в изготовлении грифов и дек бас-гитар. Для электрогитары, больше всего подходит в качестве шпона (или топа), что объясняется весом. Имеет приятный красновато-коричневый цвет, иногда имеет текстуру, напоминающую пчелиное крыло, что дает легкую трехмерность.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 5.

Кокоболо – относится к семейству палисандровых и растет в Мексике. Это одна из самых тяжелых пород семейства, но имеет неплохие звуковые характеристики схожие с другими представителями палисандровых. К сожалению, это дерево используется далеко не часто, т.к. пыль от него вызывает аллергическую реакцию, и оно очень плохо поддается склеиванию.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 6.

Коа – экзотическое дерево среднего, иногда тяжелого веса, которое растет только на Гавайских островах. Это стандартное дерево для гавайских гитар и банджо. Оно также используется для изготовления задних дек и обечаек дорогих акустических гитар. Это дерево с очень красивой текстурой медово-коричневого цвета. По глубине и трехмерности рисунка, фигурный Коа превосходит любую другую породу. Становится все более сложно найти Коа хорошего качества, оно быстро растет в цене, приближаясь к стоимости бразильского палисандра. Коа имеет теплое звучание и сустейн схожий с красным деревом, но все же немного плотнее и ярче, с более слабыми низкими частотами.

Как и палисандр, Коа маслянистое дерево, за счет чего высокие частоты немного смягчаются, но не настолько как у палисандра. В общем, звучание ярко выражено в диапазоне средних частот, высокие частоты смягчены и компрессированы, низкие звучат чисто, но слабо. В результате, Коа имеет усиленную частоту основного тона нот и довольно узкий динамический диапазон, а так же звучит более компрессировано по сравнению с другими породами. Но звук приятен, особенно если играть громко и выразительно. Это дерево часто используют при изготовлении полу-акустических гитар, т.к. их конструкция компенсирует недостаток низких частот и увеличивает как резонанс, так и динамический диапазон.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 7.

По текстуре и звучанию Корина похожа на красное дерево, хотя не настолько плотное. Gibson первоначально использовал это дерево для изготовления своих Explorer и Flying V. У этого дерева есть все хорошие черты красного дерева, к тому же оно более динамично и благозвучно в диапазоне средних частот. Есть два варианта Корины: белая и черная. Черная Корина оливкового цвета с черными прожилками, имеет средний вес. Белая корина – зеленовато-желтого цвета, бывает выше среднего и тяжелого веса.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 8.

Лайсвуд – Австралийское дерево среднего веса. По настоящему сложное дерево, поверхность которого похожа на змеиную кожу. Его текстура имеет красновато-коричневые полосы, окружающие более светлые и мягкие участки древесины. Так же как и клён, часто используется как шпон для покрытия более мягких пород и придания необычного вида. По тембру похоже на ольху, но ярче. Низкочастотный диапазон плотный, весьма сложная середина и яркие верха.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 9.

Махогони отличается изящным рисунком с большими порами. По текстуре слегка напоминает ясень, но с более ровным рисунком. Это дерево плотнее и тяжелее ольхи (дека стратокастера обычно весит более 2,3 кг.), но легче клёна. Цвет красно-коричневый, хорошие куски, покрытые прозрачным лаком, имеют золотистый отблеск. Имеет хорошие показатели в низкочастотном спектре, компрессированную середину со слегка акцентированной низкой серединой и мягкими высокими частотами. В целом, тембр теплый, полный, как будто немного гнусавый. По динамическим качествам, махогони имеет достаточно хорошую атаку и сустейн. Благодаря этому, гитары из цельного куска хорошо подходят для рок-музыки, а полуакустические инструменты обладают теплым звучанием, необходимым в джазе. Его часто совмещают с клёном в виде шпона или грифа, чтобы добавить немного верхов и артикуляции. Отдельной особенностью является то, что возраст оказывает положительное влияние на махогони. Бытует мнение, что с каждым оно звучит интереснее. Оно также очень стабильно (особенно дерево из Гондураса), менее подвержено изменениям с возрастом по сравнению с большинством других пород.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 10.

Существуют два вида клёна: восточный твердый и западный мягкий. Клён белого цвета, с плотными порами и тонкими линиями. Мягкий клён часто имеет выразительный узор. Клён знаменит своим свойством добавлять яркости в звучание инструмента. Он также способствует тому, что каждая нота в аккордах звучит отчетливо, а не размазано. Твердый клён. (Также восточный, скалистый или «сахарный» клён): Эта разновидность клёна, как говорит само название, очень жесткая и тяжелая. Из за этих качеств, чаще всего используется для изготовления грифов, нежели дек. Твердый клён имеет обладает достаточно ярким звуком, с плотными, выразительными верхами и верхней серединой. Не смотря на то, что низы у этой породы не так сильны, они достаточно хорошо читаются и при использовании подходящего звукоснимателя, при правильной настройке усилителя, гитара с кленовым грифом может звучать просто великолепно. Еще одна важная особенность твердого клена – это длинный сустейн. Это отличное качество, необходимое практически в любом стиле музыки. Благодаря хорошая читаемости в низкочастотном диапазоне твердый клен используется в изготовлении как гитар, так и бас-гитар. Мягкий клён. Обычно гораздо легче, чем твердый клён но имеет такой же цвет и их легко спутать по виду. Дает инструменту яркий звук и хорошую атаку, но всё же не на столько звонок по сравнению с жестким кленом или другими твердыми породами дерева. Тем не менее эта порода придает звуку певучесть на верхах и плотность в низкочастотном спектре.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 11.

Падук имеет яркий фиолетово-красный, иногда оранжевый оттенок, который со временем немного темнеет. По структуре древесина напоминает палисандр. Приятное не только на вид, но и на ощупь – кажется будто оно покрыто воском. Тембрально это дерево яркое, больше похожее на клён. Чаще всего его используют для отделки и украшения, но иногда и для изготовления деки целиком.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 12.

Тополь – еще один представитель традиционных пород для изготовления гитар. В прошлом использовался гораздо чаще, в том числе фирмой Fender. Древесина весьма однородной фактуры с зеленовато-серым оттенком. По весу и звучанию тополь очень похож на ольху, но не настолько популярен из за своего цвета. В целом, подходящее дерево для недорогой и универсальной гитары.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 13.

Красное дерево – очень твердая, плотная порода с коричневато-розовым оттенком. Иногда имеет очень выразительный волнистый рисунок. Чаще всего его используют как шпон (топ). По звучание ближе всего к клёну, но немного больше резонирует и звучит теплее.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 14.

Не смотря на то, что это Палисандр чаще используется для изготовления накладок грифа, иногда из него делают и деки электрогитар. Существуют три основных разновидности этой породы: индийский, бразильский и африканский палисандр. Африканский значительно светлее по сравнению с двумя другими. Это одна из самых тяжелых пород гитарной древесины – дека стартокастера будет весит более 3 кг. Его текстура довольно красива, имеет темно-коричневый цвет иногда с красноватыми или фиолетовыми прожилками. Это очень плотное, стабильное дерево, которое хорошо резонирует по всему звуковому спектру. Однако из-за своей маслянистой структуры высокие частоты слегка приглушены, что делает эту породу одной из самых теплозвучных.

Ель активно используют в изготовлении верхней деки акустических гитар. Это очень мягкая и довольно легкая древесина, но при этом она весьма упруга. Как и ясень, плотность ели не постоянна от места к месту. Цвет – желтовато-белый. Ель имеет очень широкий частотный диапазон, даже больший чем у ольхи, с акцентированными средними частотами. Из-за своей мягкости ель приходиться покрывать очень твердым лаком, чтобы защитить древесину от вмятин и повреждений. Иногда её используют как ламинат (шпон или топ), покрывая твердые породы, которые имеют более компрессированный звук.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 15.

Грецкий орех – плотное, средней твердости дерево с текстурой больше похожей на ясень, но более постоянное по плотности, как махогон. По тембральным характеристикам грецкий орех тёплый, с ярко выраженной нижней серединой и даже более сложной серединой по сравнению с махогоном (по сложности ближе к ольхе). Диапазон верхних частот достаточно яркий, но не очень акцентированный. Достаточно тяжелая порода, дека стратокастра весит обычно около 2,5 кг.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 16.

Венга – твердое африканское дерево с черными или шоколадного цвета полосами. По внешнему виду и звучанию похоже на зебровое дерево, но гораздо темнее.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 17.

Зебровое дерево – тяжелое дерево с текстурой из крупных полос разных оттенков от песочного до темно-коричневого цвета. Из-за своего веса чаще всего эту породу используют для ламинирования (шпона, топа), а не изготовления деки целиком. По звучанию и весу больше всего оно похоже на твердый клён.

Влияние пород дерева на звук электрогитары. Изображение № 18.

Порода коричневого цвета, переходящего в черный с объёмной текстурой, напоминающей паутину. Зирикот отличается большой плотностью и маслянистостью, что делает его похожим по звучанию и ощущениям на палисандр. Из-за тяжелого веса чаще всего используется для ламинирования (шпона, топа), а не изготовления деки целиком.

Информация взята с сайта: www.progita.ru

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются