Dälek– два суровых темнокожих рэпера из Нью-Джерси, американские корифеи некоммерческого хип-хопа. На последнем пикнике «Афиши» они по праву считались хедлайнерами малой сцены, а 23 октября дали сольный концерт в «Икре», для большей мощи прихватив с собой гитариста и клавишника.
Расскажи про своё детство.
Я вырос в Нью-Джерси, мои двоюродные братья были диджеями, поэтому сколько себя помню, я был окружён хип-хопом. Начал сводить пластинки лет в 13, а потом дорос до MC, cтал писать песни.
Как вы с Октопусом объединились в Dälek?
Мы вместе учились в коллежде. У него была своя студия, и он предложил мне записаться. Сначала я был простым клиентом, а потом уже начались какие-то совместные гулянки, обмен опытом. И хоть ни один из нас не хотел становиться участником группы, всё как-то само собой получилось.
А откуда взялось название?
Это просто транскрипция слова “dialect”. Ещё так называются мутанты в каком-то английском сериале, но мы к ним никакого отношения не имеем.
Раньше с вами играл диджей. Куда он пропал?
Он проработал с нами года три, а потом мы его уволи. Вскоре появился новый, продержался пять лет и тоже был уволен. У нас с Октопусом особое понимание музыки, посторонние люди не приживаются. Сейчас мы всё делаем вдвоём и иногда кого-нибудь приглашаем на записи. Кстати, гитарист и клавишник, с которыми мы сегодня играем, уже давно с нами работают, просто раньше не участвовали в выступлениях.
При этом вы очень часто записываетесь с другими коллективами.
A: Это отличный способ расширить свой кругозор. Если будешь записываться только с похожими артистами, никогда не откроешь для себя новое звучание, новую технику.
Благодяря этим коллаборациям у нас выходит ни на что не похожий компот из хип-хопа, нойза и экспериментального рока.
В одних интервью вы говорите, что делаете хип-хоп, а в других — что ваша музыка вне стиля.
A: Вообще это, конечно, хип-хоп. Я вырос в этой культуре, знаю её насквозь. Даже если я буду играть на банджо, это всё равно будет хип-хоп, по крайней мере для меня.
Наша музыка — хип-хоп не столько по звучанию, сколько по способу изготовления. Ведь когда этот стиль столько зарождался, его отцы вдохновлялись блюзом, роком, и из всего этого создавали хип-хоп. Мы делаем так же: черпаем идеи и из Рublic Enemy, из My Bloody Valentine. В общем, мы смешиваем кучу звучаний, но делаем это в лучших традициях настоящего хип-хопа.
Ты считаешь, ваш хип-хоп более настоящий, чем тот, что делает, скажем, 50 Сent?
Я считаю, он такой же настоящий, как музыка Фифти. Если его песни звучат по MTV и в рекламе макдональдса, это ещё не значит, что ими хип-хоп ограничвается. 50 Cent, конечно, коммерциализирован донельзя, но крутизны у него это не отнимает.
А тебя коммерция не интересует?
A: Нет. Меня в мейнстримовом хип-хопе огорчает то, что публика не слышит всего многообразия стиля. Бриллианты и гангста-тема — вот за что ухватились продюсеры, когда начали продвигать хип-хоп в массы. На самом деле среди рэперов такие люди встречаются нечасто, но благодаря МTV у многих эта музыка ассоциируется теперь с побрякушками и грудастыми девочками. То, что сейчас зовут хип-хопом, — это уже не бунтарская музыка, а изнеженная, вялая субстанция.
Но это не значит, что я весь такой андеграундный и презираю мейнстрим. У каждого своя аудитория, и соревноваться тут незачем. Моя музыка не каждому придётся по вкусу. Многих она просто бесит, и это прекрасно. Я бы вообще с удовольствием запретил большинству людей покупать наши пластинки.
Ваша музыка не из лёгких…
A: Ну а что мне, о цветочках петь? В мире куча негатива, боли, зла. Может, на сцене я и выгляжу суровым громилой, но в жизни всё не так. Просто всю свою злость и горе я вкладываю в музыку. Рассказываю о том, что видел, через что прошёл, освобождаюсь от негатива. Поэтому наша музыка такая свирепая и горомкая.
После выступления слух ко мне возвращается примерно через сутки. И это при том, что в ближайшие две недели нам предстоит играть по концерту в день — и все в разных странах.
Такое ощущение, будто вы только и делаете что гастролируете.
A: Мы постоянно в разъездах, потому что нашу музыку не услышишь по MTV, и гастроли — единственная взможность прославиться. Живём в таком режиме уже 12 лет, и по-другому не можем. Dalek не студийная группа, нам очень нравится выступать, мы готовы делать это хоть бесплатно.
Не пойми меня превратно, я люблю деньги. Но в данном случае мне платят не за концерты, а за все эти переезды, вечный недосып и тоску по дому. К тому же без гастролей я бы в жизни не очутился в Москве или в Израиле. Американцы вообще мало путешествуют и, наверное, поэтому они в большинстве своём ограниченные и тупые люди.
Но ты ведь сам родом из Америки.
Знаешь, во время гастролей по Европе нам часто приходится выслушивать: «американцы – то, американы – сё». Я в таких спрорах всегда говорю: «Ребята, вы обвиняете меня во всех смерных грехах, а ведь эта страна меня даже не любит». Наивно полагать, что в Америке нет расизма.
Наверное поэтому твои тексты очень политизированы?
A: Да, я стараюсь открыть людям глаза на тот кошмар, что творится в мире. Буш и его подельники – худшее что могло случиться с этой страной. Более безмозглого и вредоносного президента не придумаешь. То, что они творят в Ираке, расизм, на который они закрывают глаза в Америке – переходит все границы.
Хотя проблема не лично в Буше. Он лицо этой уродской системы, при которой народ лишён прав и живёт в иллюзии американской мечты, которая, честно говоря, тоже фуфло полное.
Комментарии
Подписаться