Фаррелл Уильямс, похоже, один из самых счастливых людей на свете. Его музыка востребована и расхвалена, его одежда в числе самых модных брендов планеты и при всем этом, как кажется со стороны, он ни в чем не стесняет себя, не идет на поводу у кого бы то ни было, скорее, сам тянет сотни тысяч людей за собой. N.E.R.D – это еще одна и довольно важная сфера приложения его гения.
Аббревиатура N.E.R.D, по словам участников проекта, расшифровывается просто: “No One Ever Really Dies”. Или: «Никто на самом деле не умирает». В этом уверены Фаррелл Уилльямс (Pharrell Williams) и Чед Хьюго (Chad Hugo), больше известные как продюсерский тандем The Neptunes, и присоединившийся к ним рэппер Шей (Shay). Это не поза, не умничанье. Это жизненная философия.
«The Neptunes – это то, что мы есть, N.E.R.D – это то, что мы делаем, как мы живем. N.E.R.D – это наша религия, – объясняет Фаррелл Уилльямс. – В душах людей рождается энергия. Когда человек умирает, энергия рассеивается, но не исчезает. Ее нельзя уничтожить. Она попадает на небеса или в ад, а может быть, превращается в туман или еще во что-нибудь нам неизвестное». То есть на самом деле люди не умирают…
На такие темы Фаррелл любит пообщаться. Чего не скажешь о подробностях закулисной жизни, не только настоящей, но и прошлой. Как заверяют пострадавшие журналисты, если начать интервью с вопроса о родителях или школьных годах, разговор может закончиться на первой же фразе. И советуют коллегам не рисковать.
Скудные сведения о детстве и юности участников трио сводятся к следующему: Фаррелл, Чед и Шей жили в Виргиния Бич на соседних улицах, учились в одной школе, знали друг друга лет с семи, играли в одни игры, а в старших классах школы собрались в одной группе. Их пути сходились и расходились, их новые группы меняли названия и дислокацию, но в начале 90-х все трое музыкантов снова встретились в составе виргинской команды Surrounded by Idiots.
Самым активным всегда был Фаррелл Уилльямс, который не только пел, но и брался за аранжировки и продюсирование, писал музыку и тексты. Именно его в 1992 году Тедди Райли (Teddy Riley) попросил написать слова к песне “Rump Shaker” группы Wreckx-n-Effect. Это был один из его первых опытов работы в качестве «наемной рабочей силы» такого уровня, и Уилльямсу это понравилось.
Вместе с другом детства Чедом Хьюго он создал продюсерскую команду The Neptunes, которая год за годом, очень медленно, но упорно поднималась по крутым лестницам шоу-бизнеса, пока не стала одной из самых модных, самых успешных и востребованных продюсерских команд. Из полной безвестности и возни с юными дарованиями Виргинии к концу 90-х тандем выбрался в первые ряды хитмейкеров, имея в послужном списке целые россыпи хитов, причем в самых разных жанрах – от медоточивой поп-музыки и ритм-н-блюза до крепкого рока и рэпа. Вот только наиболее раскрученные треки: Ol’ Dirty Bastard “Got My Money”, Mystikal “Shake Ya Ass”, Jay-Z “I Wanna Love U”, Бритни Спирс “I’m a Slave 4 U”, *NSYNC “Girlfriend”, Usher “U Don’t Have to Call”, LL Cool J “Luv U Better”, Busta Rhymes “Pass the Courvoisier”, Bow Wow “Take Ya Home”, Nelly “Hot in Herre”. Neptunes продюсировали, писали материал или сводили записи Майкла Джексона, No Doubt, Air, Бена Харпера (Ben Harper), Limb Bizkit, Джастина Тимберлейка (Justin Timberlake) и Daft Punk, не говоря уже о десятках малоизвестных артистов.
Хотя сами музыканты уверяют, что их новый проект N.E.R.D не имеет никакого отношения к Neptunes, окончательно отделить одно от другого все-таки нельзя. Пестрота послужного списка Neptunes самым прямым образом отразилась и на материале рэп-рок-группы N.E.R.D. Отличает его в первую очередь, конечно, мастерство отделки, а во вторую – завидное стилистическое разнообразие. Психологически этот шаг понятен: музыкантам надоело обслуживать других звезд или тех, кому они помогают стать знаменитыми, и настал момент, когда захотелось сказать свое слово, не подчиняясь ни прихотям моды, ни рынку, ни требованиям заказчика.
Свой дебютный альбом в качестве трио N.E.R.D ребята начали готовить еще в 2000 году. Свобода была полной. Сами себе авторы, продюсеры и звукоинженеры, они не ограничивали себя ни темами, ни стилями, ни фактурой саунда. Можно было совершенно не обращать внимания на хит-парады и основной музыкальный поток радиоэфира. «Все, что связано с N.E.R.D, несет в себе элемент открытия и исследования возможностей звука, – рассказывает Уильямс. – Нам хотелось отыскать что-то сумасшедшее, нестандартное, но вместе с тем и что-то притягательное, заражающее слушателя».
Промо-копии дебютной записи, сделанной по этому рецепту, впервые были представлены на суд выпускающего лейбла еще в конце 2000 года. Но издание много раз откладывалось. Лейбл не очень понимал, как преподнести на рынке этот пестрый стилистический букет. Не спешили с релизом и сами музыканты, перфекционисты и люди очень ответственные. Во-первых, они отказались от треков, больше всего напоминавших стилистику Neptunes, во-вторых, по несколько раз переписывали и сводили почти все композиции. За это время на руках у меломанов появились уже тысячи пиратских демо-копий.
Осенью 2001 года альбом “In Search Of…” наконец вышел в Европе, где пользовался повышенным спросом, и только через полгода он появился в Соединенных Штатах уже в новом, подкорректированном виде. Саунд расцветили партии живых инструментов, записанные фанк-рок-группой Spymob, подопечными Star Trak Records, собственного лейбла Neptunes.
В текстах песен можно не искать какого-то глубокомысленного послания, о чем честно предупреждают и сами авторы. А вот во всем, что касается мелодий, аранжировок, стилистических зигзагов, плотности и увесистости саунда – тут был представлен «товар» на любой вкус: громкая электроника, хип-хоп, психоделия, фольк-блюз, рэп и металлические гитарные риффы. Ни один критик не удержался от соблазна расхвалить отличный, смелый саунд альбома, даже если к словесной составляющей песен он отнесся с большим скептицизмом.
Поклонников у первого релиза N.E.R.D в Америке нашлось немного, “In Search Of…” поднялся только до 56 строки поп-чарта. На громкий успех это было не похоже, так же, впрочем, как и на полный провал. Гораздо удачливее оказался дебютный релиз Фаррелла Уилльямса и Чеда Хьюго как дуэта Neptunes. Правда, для первого раза они представили просто подборку новых треков других артистов, которых продюсировали. Изданный в 2003 году альбом “Neptunes Present… Clones” возглавил рейтинг Billboard 200 и разошелся уже за первую неделю 250-тысячным тиражом. В том же 2003 году Уильямс рискнул дебютировать сольно и выпустил сингл “Frontin’", который стал радиохитом лета’03 и принес своему автору две номинации BET Awards.
Но и всего этого Уильямсу и Хьюго показалось мало, и они объявили о создании еще одного сайд-проекта Clipse, который дебютировал в начале 2004 года, почти одновременно с выходом второго альбома N.E.R.D “Fly or Die”. На этот раз участники трио решили отказаться от помощи живой группы, а все необходимые инструментальные партии для “Fly or Die” записывали сами – «так будет честнее». Исключение составили три композиции, отмеченные присутствием Ленни Кравица (Lenny Kravitz), ?uestlove, Эндрю Коулмана (Andrew Coleman) и участников Good Charlotte. Даже по приглашенным музыкантам можно судить о стилистических истоках второго альбома. В материале нашли отражение классический рок, битловский поп, старый фанк и новая волна. Не говоря уже о родной стихии ритм-н-блюза, хип-хопа и поп-мейнстрима. Несколько прохладный прием первого альбома в Америке музыкантов не разочаровал. Они привыкли долго и упорно идти к своей цели. В случае с самостоятельным творчеством долго ждать не пришлось. Второй альбом N.E.R.D “Fly or Die” попал в американский Тор 10 (под #6) и отметился в первой пятерке лучших ритм-н-блюзовых альбомов. Появился в активе трио и первый хит: трек “She Wants to Move” поднялся на 6 строку танцевального рейтинга.
Уильямс, Хьюго и Шей, видимо, настолько засиделись на «кабинетной» работе, что им просто не терпелось встретиться со слушателями один на один. N.E.R.D не превратились, как можно было прогнозировать, в сугубо студийный проект. Троица активно гастролирует как по США и Канаде, так и по Великобритании. И продолжает продюсировать других исполнителей. А очередь к ним выстроилась уже на несколько лет.
Последний альбом N.E.R.D “Seeing Sounds” четко продолжает, созданные ими музыкальные традиции, и уже занимает высокие места в многочисленных рейтингах.
Не обращайте внимания на множество сравнений, заимствований, цитат – это N.E.R.D, умеющие из булькания и стучания по мусорным бакам создавать хиты мирового масштаба, люди с открытыми глазами. Группа будто созданная для больших фестивалей и пьянок, два веселых богача, все еще охочие до бесценных эмоций, которые дает им сцена, и их незаметный и незаменимый друг.
“We’re not doing this for the money”, – гордо говорит Фаррелл, и этот тот 1% из ста подобных утверждений, которому действительно веришь.
Информация предоставлена сайтом www.peoples.ru
Официальный веб-сайт группы: www.n-e-r-d.com
Ссылка на музыку и альбомы N.E.R.D: www.myzuka.ru/artists/688/n.e.r.d..html
Комментарии
Подписаться