Прошли те времена, когда объективная реальность начинающего музыканта выглядела как огромный чан с говном, в котором бултыхается и он и его незадачливые коллеги, а ангел-хранитель, который может вытащить в новую жизнь, – это представитель крупной звукозаписывающей компании.
Музыкальную индустрию лихорадит не первый год. К падению сборов от традиционной продажи дисков приложили руку и Napster, и гиперактивные пираты, штампующие миллиардные тиражи пластинок и покупающие заброшенные нефтяные вышки в нейтральных водах, и даже Стив Джобс со своим iPod и iTunes Music store.
Схема «Раскрутка Артиста по TV – Штамповка диска – Подсчитывание денег» уже начала сбоить, но компании все еще тратят силы своих юридических отделов на запугивание обычных потребителей. Чтобы решить эти проблемы, крупным звукозаписывающим компаниям нужно перестать вести себя как крупные звукозаписывающие компании, а музыкантам — сделать свою музыку бесплатной.
Артист, ранее известный как Prince, роздал свой последний альбом бесплатно, или, скорее, его раздала британская газета Sunday Times. Гонорар, полученный от газеты, остается секретом, но Prince позиционировал сделку как возможность поделиться музыкой с огромной аудиторией ST и помочь с рекламой своих концертов. Впоследствии стало известно, что билеты на все выступления Принца в Британии были распроданы сразу же после анонса.
Илья Лагутенко, по слухам, собственноручно выложил в сеть два последних альбома «Мумий Тролля». «Все прекрасно понимают, что артисту в России сейчас можно заработать только на выступлениях, а кто утверждает обратное – просто лицемерят», – говорит он.
Земфира тоже пошла по необычному пути: отказалась от услуг рекорд-лейблов, выпустила альбом совместно с ИД «Коммерсант» и распространяла диск, приложив его к журналу Citizen K и через «Евросеть».
А теперь поговорим про бесплатную музыку.
Если музыку и так скачивают бесплатно с бесчисленных торрентов и файлообменников, то почему бы не сделать эту процедуру легальной. Если музыка бесплатная — это вовсе не значит, что на ней нельзя заработать.
Глава Apple Стив Джобс считает, что люди на самом деле не хотят воровать музыку, нелегально скачивая ее из интернета – просто так ее легче получить. Стало быть, дав им возможность получить столько музыки, сколько хочется, можно создать что-то, что будет таким же понятным и легальным как покупка диска в магазине и таким же простым как скачивание с сайта. И это что-то — iTunes Music Store который сейчас занимает 85 процентов рынка музыки, продаваемой через интернет. Если покопаться, то даже там можно найти гигантские залежи бесплатного контента.
Группа Radiohead, в прошлом ярый борец против распространения своего творчества через интернет, выпустила свой новый альбом «In Rainbows» исключительно в mp3-формате и самостоятельно, то есть без участия рекорд-лейблов.
Приобрести его можно на официальном сайте группы. И, будто бы в насмешку над звукозаписывающими компаниями, Radiohead сделали свой альбом условно бесплатным — каждый может заплатить за него ровно столько, сколько посчитает нужным, без каких-либо ограничений.
О своей готовности поступить со своими будущими альбомами так же заявили ничуть не менее популярные Oasis и Jamiroquai. Лидер группы Nine Inch Nails Трент Резнор (Trent Reznor) под впечатлением от решения Radiohead решил и вовсе целиком уйти в онлайн, о чем написал на главной странице своего сайта.
Одобрение также высказали многие другие исполнители и их менеджеры, которым уже, очевидно, порядком поднадоело наблюдать беспомощность лейблов на фоне стремительного падения продаж CD в последние годы. Все эти события, похоже, стали для рекорд-индустрии хорошим «жареным петухом». Как пишет журнал Rolling Stone, владелец компании EMI разослал по внутренней почте письмо, в котором советует сотрудникам обратить самое пристальное внимание на интернет и тщательно продумать и оценить перспективы, которые он открывает.
Хотя официальные данные о продажах альбома In Rainbows пока отсутствуют, по некоторым сведениям, за первые два дня группе удалось заработать $6–10 млн.
Заодно ребята из Radiohead решили проблему с пиратством. Не смотря на то, что, в первый день релиза 240 тыс. человек бесплатно скачали альбом через BitTorrent, и как сообщает журнал Forbes, в течение следующей недели то же самое сделали порядка 100 тыс. человек в день.
Согласно медиапорталу The Seminal, за первые два дня продаж (к 12 октября) было «продано» около 1,2 млн. копий альбома. Это больше, чем продажи за первую неделю трех последних релизов Radiohead вместе взятые.
«Продано» — поскольку в качестве эксперимента группа предложила поклонникам скачивать его за любые деньги, в том числе бесплатно. Судя по онлайн-опросу трех тысяч человек, средний размер «пожертвований» за альбом составил $5. Так что Radiohead мог получить около $10 млн. за неделю, — резюмирует The Seminal.
В декабре In Rainbows выйдет на физических носителях. В комплект издания стоимостью £40 войдут, в том числе, два виниловых диска.
Музыкант Jane Siberry продал диск наподобие Radiohead с одной разницей – пользователи могут выбрать сколько они готовы заплатить уже после того как они скачали и прослушали альбом.
Экономия для артиста в выпуске условно-бесплатной музыки очевидна – не надо мучиться с лейблом, не надо тратить деньги на печать дисков и возиться с дистрибуцией.
Сайты.
Открытый недавно SpiralFrog (доступный пока только жителям США и Канады) позволяет пользователям скачивать музыку бесплатно, взамен просматривая рекламу. Более того: сервис требует от пользователей частого присутствия на сайте и просмотра рекламы как минимум одного раза в месяц, иначе скачанная на аккаунт музыка исчезает. SpiralFrog работает на договоре о делении дохода с участвующими лейблами и в настоящий момент предоставляет каталог 800,000 треков и 3,500 музыкальных клипов.
Magnatune — музыкальный онлайн-сервис, построенный на простой идее «плати сколько хочешь». У альбомов есть фиксированная низкая цена, и при желании пользователь может заплатить больше.
Основатель компании, John Buckman рассказывает как фанаты, музыканты и рекорд компании отреагировали на подобную бизнес-модель: «Новые посетители нашего музыкального сервиса видят слоган «мы не есть зло» и справедливо остаются скептиками. Но вопрос «сколько вы готовы заплатить?», который они получают, когда кликают кнопку «купить», настолько шокирующий и непривычный, что зачастую они начинают радоваться и становятся фанатичными верующими в Magnatune-овский метод продаж. Лейблы, конечно, думают, что мы сумашедшие.
Музыканты тоже часто относятся скептически, но лишь до того, как начинают с нами сотрудничать. Вскоре они замечают, что при помощи этой схемы зарабатывают больше денег, чем с фиксированной ставкой в $8".
Buckman также замечает, — те любители музыки, что заплатили в среднем по 5 долларов за альбом, проведя больше времени на сайте, как правило покупают дополнительные альбомы этой группы.
Комментарии
Подписаться