Хедлайнером второй вечеринки Zhurka стал Жан-Батист де Лобье, более известный как Para One. Он был одним из основателей парижского лейбла Institubes, продюсером и участником культовой рэп-группы TTC, а многие представители новой волны French Touch называют его в числе передовых французских продюсеров электронной музыки. Advanced Music решили не упускать случая затащить Жана-Батиста в наполовину покрытый фальшивой позолотой коридор клуба Circus, превратившийся, благодаря двум занавескам, в импровизированную гримёрку, чтобы разузнать, за что его так ценят коллеги. Компанию нам составил столик с бухлом и сиротливая табуретка.
Расскажи о своём детстве, получал ли ты где-то музыкальное образование?
Началось всё с того, что я учился играть на пианино и органе, когда был ребёнком. Потом я забил на всё это на несколько лет, но позже открыл для себя хип-хоп. Тогда я и решил организовать группу.
А когда ты впервые занялся продьюсингом?
Всерёз — только когда переехал в Париж в 1997 году.
А где жил до того?
В провинции у французских Альп. Ну знаешь, горы такие. Я переехал в Париж, потому что должен был изучать кино в киношколе. Там я познакомился с некоторыми людьми и понял, что могу делать свою собственную музыку и создать собственный лейбл.
По ходу, так ты и поступил.
Ну да, хахаха.
В 93-м году ты собрал хип-хоп-группу Paradox H, сам продюсировал все песни и писал тексты. О чём они?
На самом деле, они были очень политическими..
А как же оружие, тёлки и кокаин?
Кокаин был с TTC. Всё связанное с цыпочками и наркотой было с TTC. Но до этого я был очень заинтересован политикой.
Политическая музыка популярна во Франции?
Ага, очень. На самом деле весь французский рэп всегда был в какой-то мере политическим. Но мне это наскучило, я просто пресытился. И пошёл дальше.
Как считаешь, политическая музыка оказывает какой-то эффект на саму политику?
Думаю.. Это сложно. Когда я занимался такой музыкой, когда все занимались такой музыкой в 90-х, это был странный период для Франции. Пригородные территории был охвачены насилием, а люди вели себя так, словно ничего не происходит, так что кто-то должен был говорить о том, что там происходило. Мне кажется, в этом и есть смысл рэпа.
А что с этим сейчас? Ребята из клипа Justice всё ещё там?
Да, так и есть. Вокруг очень много насилия, и оно очевидно. Дело в том, что его вытолкнули за пределы города, и теперь оно просто не так заметно. Если ты приедешь в Париж, ты не заметишь ничего. Но каждый день — это противостояние с насилием. Я уверен, что здесь в России, в Москве каждый поймёт, о чём я говорю.
Как ты встретился с Teki Latex?
Ха, ну, вообще-то, я познакомился с ним на интервью, прямо как мы с тобой сейчас. Мы подружились, а, благодаря тому, что жили неподалёку друг от друга, нам было очень просто вcтречаться и делать что-то вместе.
Получается, вы начали работать вместе просто потому что были соседями?
Ну да! То есть.. нет, вообще-то у нас ещё и есть много общего в отношении к музыке. Поэтому вместе со всей командой TTC в 2001 мы и создали Institubes.
Так ты партнёр по бизнесу или просто музыкант на лейбле?
Просто музыкант. Я решил не влезать в бизнес, потому что.. Не знаю.. Меня устраивает такое положение, потому что я всегда могу сказать то, что думаю, я могу влиять на лейбл, но мне не обязательно им заниматься. К тому же, я всегда могу пропасть на какое-то время и заниматься кино.
Вы чувствуете себя тусовкой, типа как Ed Banger?
Кто? А, ну да, всё точно так же.
Почему, по-твоему, Ed Banger вдруг стали так популярны.
Ну, у них есть свой характерный звук, и они знают как угодить публике, знают как продавать записи. Institubes более маргинальный, мы больше экспериментируем и пробуем делать вещи, которые люди наврядли ожидают.
Мне кажется, что Ed Banger больше для тусовщиков, а Institubes — для людей, которые хотят от музыки большего.
Да, я вижу это так же.
Расскажи, как ты нашёл Surkin?
Мы проводили конкурс ремиксов и нашли его работу довольно хорошей. Она была не лучшей, но хорошей. Это был ремикс на песню «Catalogue», со второго альбома TTC. Мы уже знали, кто он такой, потому что он ходил на наши вечеринки ещё ребёнком, и я считал его кем-то вроде младшего брата. Поэтому мы просто сказали ему: «Давай ты что-нибудь спродюсируешь, и если получится хорошо, то мы это выпустим». И получилось хорошо, так что мы сдержали обещание. Он всегда делает очень грувовый звук, смело смотрит на вещи. Знает как построить концепцию.
Расскажи поподробнее о своих занятиях режиссурой и успехах на этом поприще
Сейчас я работаю над своим первым полнометражным фильмом. Я собираюсь закончить его до конца 2008го и, надеюсь, он выйдет в 2009ом.
О чём он?
Я даже не знаю, не я сценарист. Серьёзно не знаю. Но я хочу снять правдивый фильм про людей моего возраста в этом мире сейчас.
Тебе нравится фильм Mr. Oizo «Steak»(в российском прокате — «Смени лицо» -прим. АМ)?
Только некоторые места.
Большинству русских кажется, что все французские фильмы — комедии. Как считаешь, это хороший имидж для Франции?
Ну блин, простите, хаха. Вообще французское кино может быть великим, но может и откровенно сосать. Кстати, мой фильм не будет комедией. Он будет очень... На самом деле, на меня сильно повлияло русское кино.
Дай-ка угадаю. Тарковский?
Не Тарковский. Нет, ну, конечно, Тарковский тоже. Каждый, кто учится кино, называет Тарковского, я знаю. Но мне больше нравится Довженко, знаешь его?
Ну разумеется.
Конечно ты знаешь его, но если бы я спросил об этом у француза, он сказал бы: "Это ещё что за хрен?"
Расскажи немного о саундтреке, который ты записал к фильму Naissance Des Pieuvres.
Этот фильм снял мой лучший друг. Но я бы не стал писать музыку даже по просьбе друга, если бы мне не понравился сам фильм. А он очень странный, и понравился мне этим, так что я написал к нему саундтрек в духе такого поп-извращения.
Ну а сам ты снял документальный фильм «One More Song» о туре Institubes по Северной Америке. А что думаешь об аналогичном фильме Justice?
Вообще-то я его не видел. Сам я просто снимал всё подряд во время тура, и только потом решил собрать из материала фильм. Так что «One More Song» — это не то же самое, что и «A Cross the Universe». У меня не было сценария, не было плана. Я сделал его просто так, не ради денег. И всё в моём фильме происходит случайно, он более экспериментальный, как и музыка Institubes.
Кстати, фильм Justice выглядит довольно фальшивым. Особенно тот момент, когда Ксавье разбивает о голову какого-то чувака бутылку, а потом, типа, ему надо играть сет, после которого он натужно изображает страдания. Они не слишком стараются?
Конечно, это было не по-настоящему. Я знаю, что это было не по-настоящему. Это выдуманный случай, фальшивая бутылка и бутафорская кровь. Если ты сравнишь эту историю с эпизодом с пальцем в конце «One More Song»... Это дурацкая история, ничего важного, но тот чувак из Guns'n'Bombs действительно плачет из-за того, что Orgasmic чуть не отрезал ему палец. Это действительно случилось, но этого не было в концепции фильма, всё произошло случайно. И именно за это мне нравится мой фильм. Да я и не считаю «One More Song» фильмом, это что-то совершенно другое.
Тебе не кажется, что Justice сейчас уже просто гребут деньги?
Думаю, они пытаются быть очень, очень, очень крутыми, это так.
Не завидуешь им?
Вовсе нет. Я очень подверженный стрессам человек, так что с таким уровнем популярности и славы я бы просто сошёл с ума. Мне нравится уровень, на котором я сейчас, он идеален. Я каждый день вижу новые места, играю, пробую разные вещи, но люди при этом не ожидают от меня слишком многого.
Но всегда нужно куда-то расти. Ты не можешь просто остановиться на том уровне развития, на котором ты сейчас.
Да, но я пытаюсь всё время экспериментировать и каждый раз идти в новом направлении.
Каким ты видишь будущее Institubes?
Мне кажется, что у нашего лейбла сейчас новый имидж. Мы подписываем новых людей, и они переводят нас на новый уровень, делают лейбл другим. И мне кажется, что он становится более значимым, потому что лейбл должен быть сильным. Раньше мы просто делали разные странные вещи, причём довольно беспорядочно. Теперь у нас есть понимание, уже пару лет мы знаем, в каком направлении двигаться. И это хорошо, ведь нужно структурировать всё, что делаешь.
И какова твоя роль во всём этом?
Я сейчас работаю над новым альбомом. Но это не только мой продакшн, потому что это наша общая запись с одним певцом из штатов.
Он известен?
Ну, типа, да. Он выпустил альбом 2 или 3 года назад. Его зовут Сан Серак.
О, Сан Серак! Я как раз послушал альбом Stereo Image (совместный проект Сан Серака и Джонни Дарка из Junior Boys) сегодня.
Серьёзно? О, ну тогда ты понимаешь, о чём речь. Он приезжал ко мне на пару недель, и мы записались вместе. Альбом выйдет в 2009, думаю, весной. Это отличная запись, я очень ей доволен. И она вполне представляет собой то, каким будет новый Institubes. Мы пресытились клубной музыкой и теперь хотим делать что-то более изощрённое. А Сан Серак — это синоним изощрённости. У него отличные идеи, он делает хороший продакшн, он чувствителен.. Так что думаю наш альбом станет отличным примером.
А тебе понравился альбом Stereo Image?
Да, я его обожаю, во многом из-за того, что я большой фанат Junior Boys.
Альбом получил не особенно высокие оценки у критиков..
Да мне насрать.
Что ты делаешь, чтобы не затеряться в огромном потоке новой французской музыки.
Честно говоря, я только что тебе это рассказал. Я работаю над новым проектом, который будет совсем другим. Это способ сбежать, потому что это музыка, которой люди не ожидают. Это хорошо, потому что оставляет тебя в трезвом уме.
Однако это опасно.
Да, но мне насрать на это. Мы начали Institubes, когда ещё не было ничего подобного, так что теперь успех меня не волнует.
Вопросы: Андрей Зайлер, Саша Липский
Комментарии
Подписаться