Грампластинка — виниловая пластинка, или просто «винил». Так называют конечный продукт для наших ушей, поразивший эпоху аналоговым звуком. Но не каждый знает, как производят достижение XX века человеком.
Хочу добавить немного истории ….. (взято с ru.wikipedia.org)
Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определенных местах канавки делаются точечные углубления — ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесенных точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издает звук. Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году.
В середине 1877 года молодой американский телеграфист Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф, в котором металлический валик вращался с помощью рукоятки, с каждым оборотом перемещаясь в осевом направлении за счет винтовой резьбы на ведущем валу. На валик накладывалась оловянная фольга-станиоль, к которой в свою очередь прикреплялась стальная игла, связанная с мембраной из пергамента. К мембране был прикреплен металлический конусный рупор. При записи и воспроизведении звука валик необходимо было вращать вручную со скоростью 1 оборот в минуту. При вращении валика в отсутствие звука, игла выдавливала на фольге спиральную канавку (или бороздку) постоянной глубины. Когда мембрана колебалась, игла вдавливалась в олово в соответствии с воспринимаемым звуком, создавая канавку переменной глубины. Основным недостатком метода Эдисона было то, что при воспроизведении дорожка подвергалась повышенным нагрузкам и, как следствие, быстро деформировалась и приходила в негодность. В 1887 году американец немецкого происхождения Эмиль Берлинер предложил использовать поперечные колебания для записи звука на плоский диск. Работая над своей идеей, Берлинер сначала построил и опробовал прибор Шарля Кро, предложенный 20 лет назад, применив вместо хромовой, пластинку из цинка. Белингер заменил валики дисками — металлическими матрицами, с которых можно было тиражировать копии. С их помощью и прессовались граммофонные пластинки. В этом состояло главное преимущество грампластинок Эмиля Берлинера по сравнению с восковыми валиками Эдисона, которые нельзя было массово тиражировать. В отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал специальный аппарат — рекордер, а для воспроизведения звука другой — граммофон, на который и был получен патент 26 сентября 1887 года. Вместо глубинной записи Эдисона, Белингер применил поперечную, то есть игла оставляла извилистый след постоянной глубины. В XX веке мембрана была заменена микрофонами, преобразующими звуковые колебания в электрические, и электронными усилителями. В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита, при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака — воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность — по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины 20 века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми из поливинилхлорида или «винила».
Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США
(rus)
(ENG)
Комментарии
Подписаться