О возрождении диско в последнее время не говорит только ленивый. Пластинки выходят сотнями, а мягкие ритмы и космические арпеджио постепенно вытесняют из клубов привычные хаус и техно. Однако, уловить тот дух восьмидесятых удаётся лишь единицам. Голландец Мартин Хугендайк, он же Alden Tyrell – едва ли не единственный, кому удалось не только возродить дух итало-диско (неспроста в роли постоянного вокалиста с Алденом выступает самая настоящая звезда итало, Фред Вентура), но и поднять эту музыку на совершенно новый уровень. В преддверии выступления Фреда и Алдена на московской вечеринке Black Jack мы решили расспросить их о музыкальной философии, о связи с корнями, перспективах на будущее и о том, как сделать настоящий диско-хит.
Какие корни у вашей музыки? С чего всё начиналось, что вы слушали в детстве и когда были тинейджерами?
AT: На моей первой в жизни кассете, которую папа нашел на улице, был какой-то поп семидесятых годов. Потом меня захватила электроника, которую иногда крутили по радио – Kraftwerk, Жан-Мишель Жарр. В начале 80-х, когда я учился в школе, я слушал гаагскую пиратскую станцию «Stad Den Haag», где крутили много итало-диско. Ну, к концу восьмидесятых итало уже стало полным отстоем, и я увлёкся хип-хопом. Эволюция хип-хопа мне, впрочем, быстро наскучила, к началу девяностых меня увлекла британская музыка – Black Dog, Autechre. За исключением чикагских и детройтских пластинок, я никогда не любил хаус. Ну а потом я познакомился с I-F, и тогда вернулся фетишизм по поводу итало и старого электро.
ФВ: Я слушал очень много европейской танцевальной музыки. Моими любимыми группами были The Human League, Heaven 17, ABC, Kraftwerk и DAF, но, в то же время, меня очень увлекали аранжировки Bobby O, Патрика Коули и Джорджио Мородера. Идея запеть пришла ко мне довольно поздно, я впервые взял в руки микрофон в 17 лет, но по-настоящему всё началось только в 1981-м, когда я стал вокалистом нью-вейв группы State of Art. Тогда я был под влиянием Яна Кёртиса из Joy Division и Тони Хедли из Spandau Ballet. Это очень разные певцы, но каждый из них по-своему репрезентативен для музыки начала восьмидесятых.
Как возник ваш дуэт?
AT: Мы с Фредом познакомились дома у Ференца [I-f]. Ещё ребёнком я просто обожал его старые хиты вроде «The Streets» и «Body Heat», было очень круто познакомиться с этим парнем воочию!
ФВ: Мы знали и любили музыку друг друга, поэтому когда познакомились, немедленно решили что-то записать вместе. Мне близка гаагская сцена, и я очень благодарен голландским пионерам электро – Ференцу из Viexlexx и Алдену Тайреллу за то, что благодаря ним мне удалось заново открыть это звучание. Наш совместный проект - это новая глава итальяно-голландского сотрудничества, которое началось 22 года назад благодаря фэнзину “I Venti D'azzurro” и первому поколению гаагских фэнов итало-диско, от которых я тогда получил очень мощную поддержку.
Вы сами определяете свою музыку как итало-диско? В чем разница между нынешней гаагской веткой и классическим итало восьмидесятых?
AT: Нет, пожалуй это не совсем диско, скорее смесь разной музыки, которую я люблю. Здесь очень много влияния HI-NRG: Bobby O, Патрика Коули и так далее. Не знаю, как это поточнее назвать, но влияния итало здесь тоже очень много. Мне очень нравится, как звучат арпеджиаторы, играющие вместе с барабанами, а идея итало построена как раз вокруг этого.
ФВ: Да, большая часть моих треков это итало-диско, но без тех попсовых ингредиентов, которые сделали этот жанр таким популярным в восьмидесятые. В то время, по сравнению с другими певцами, я был менее коммерческим, более мрачным что ли. А нынешним голландцам удалось освежить «олдскульный» звук, сделать его более современным, даже футуристичным. Их звучание стало более сырым, туда добавилось чуточку грязи и получилось просто восхитительно!
Alden Tyrell featuring Fred Ventura — Memories
В Голландии и других европейских странах итало-диско стало культовым жанром, а как обстоит дело на родине жанра? Есть ли этот культ в Италии?
ФВ: Увы, в Италии сейчас итало-диско совсем не так популярно. Может быть причина в том, что в восьмидесятые это было слишком массовое явление, хиты играли буквально везде – в клубах, на радио. А сейчас люди считают этот жанр ушедшим в историю.
Есть ли в Италии новая диско-сцена? Всем известны музыканты с лейблов Pigna и Nature, но это все-таки не совсем диско, их звучание более современное, более клубное.
ФВ: Да, кое-что происходит, но находится в глубоком андеграунде. Это, впрочем, не совсем итало – скорее инструментальная космическая музыка. Сейчас это называют спейс-диско. Такое сейчас играют Ajello, The Diaphanoids, Max Essa.
Фред, ты ведь не только певец, но и продюсер. Ты делаешь что-то новое в этом качестве или сконцентрировался сейчас на роли вокалиста?
ФВ: Да, я сейчас продюсирую нескольких итальянских поп-талантов, но занимаюсь этим не слишком активно. Сейчас я слишком занят обдумыванием новых собственных проектов и изданием сборников того материала, что я записал в начале восьмидесятых перед тем, как случился взрыв популярности итало-диско.
Лейбл Clone недавно заявил о своём закрытии. Как это отразится на вашем будущем и на будущем электро-диско сцены в целом? Есть ли какие-то лейблы, способные занять место «клона»?
AT: Я не думаю, что «Клон» кто-то сможет заменить, потому что всему своё время. Clone стали тем, кем они стали потому, что стартовали в нужный момент, когда мы понимали что музыка, которую мы любим, забыта. А сейчас рынок буквально перенасыщен так называемым «электро-диско». Существует множество лейблов, способных поднять сцену на новый уровень, но это будет уже другая история, которую невозможно сравнивать с Clone Records.
ФВ: Я думаю, нам не о чем беспокоиться. Лейбл Clone закрывается, но остаётся их дистрибьюторская сеть, через которую распространяются пластинки многих новых лейблов. Мы будем и дальше выпускать отличные танцевальные треки, я уверен.
Гаагская сцена всегда пропагандировала издание на виниле, но сейчас диджеи всё чаще переходят на цифровые источники. Возможно ли такое, что рано или поздно ваша музыка начнет издаваться исключительно в виде файлов для скачивания или вам кажется, винил все-таки выживет?
AT: По правде говоря, даже не знаю. При нынешнем падении продаж трудно представить себе, что винил выживет. Но мне самому очень нравится держать в руках пластинки в красивых конвертах. В случае с mp3 это полностью теряется – только нули и единицы, совершенно не на что смотреть. Но может быть я просто старый свинтус-материалист, в конце концов, только музыка ведь имеет значение. А в том, что касается диджеинга, мне самому видится масса преимуществ цифровых источников.
ФВ: Мне бы и дальше хотелось выпускать винилы и CD. Я понимаю, что новым поколениям нужны именно цифровые релизы, но мне самому это неинтересно. Я не поклонник mp3 и никогда им не стану. В мире пока еще продаётся множество новых и старых пластинок, поэтому я совсем не боюсь этой так называемой цифровой дистрибуции.
Fred Ventura — When I Let You Down (Alden Tyrell remix)
Мартин, практически всё, что ты записываешь это танцевальная музыка, но при этом в своих топах ты частенько указываешь что-то вроде ранних Autechre. Не было ли желания попробовать себя в жанре «домашней» музыки, может быть записать концептуальный альбом?
AT: Пожалуй, нет. На нынешнем этапе меня не слишком интересуют «саундскейпы» и прочие экспериментальные жанры. Я очень глубоко был погружен в эту культуру в девяностые, но сейчас меня гораздо больше интересует ритмичная музыка. Но это совсем не значит, что я слушаю исключительно техно и прочую «прямую бочку»! Возвращаясь к ритмам, никому не удаётся так ловко управляться с ритмическими структурами, как Autechre. Это касается совсем не только старых вещей, парни постоянно изумляют меня. Это музыка абсолютно нового уровня. Autechre шагнули вперед с того места, где в конце восьмидесятых остановились Mantronix. Вот кому удаётся сейчас делать настоящий «робот-фанк»!
На новых треках, которые можно послушать на твоей myspace-странице, слышно, что ты слегка изменил стиль – появились гитары, попахивает нью-вейвом и пост-панком. Это новое направление или разовый эксперимент?
AT: Даже не знаю. Мне немного наскучили синтезаторы, и я попробовал выбраться из итало-клетки. При этом я всегда ненавидел звук перегруженных гитар и некогда не был фанатом рок-музыки, но сейчас для меня это свежая струя. Посмотрим, что из этого выйдет…
Ты очень редко выпускаешь пластинки, но при этом практически каждый твой новый трек – хит. Как тебе удаётся достичь этого?
AT: Ну… я не думаю, что у меня так много хитов. И, конечно же, нет никакого рецепта, просто так выходит само собой. Когда я сочиняю, я пытаюсь избежать вещей, которые меня так раздражают в современной танцевальной музыке. На мой вкус, слишком много из нынешних танцевальных треков делается так: возьмем танцевальный бит, а поверх него будем двигать ручки на синтезаторе или плагине. Ну а чтобы скрыть отсутствие способностей к творчеству, давайте назовем это «deep», «dark» или «experimental». Это совсем не значит, что я не люблю мрачную музыку – я люблю её, когда она хорошо сделана. Например, «Nights of The Illuminati» Леговельта это одна из лучших пластинок, когда-либо выпущенных в Голландии. Но когда я пытаюсь сам записывать что-то подобное, мне всегда кажется, что это слишком просто.
Я думал об этом много раз. Во многих моих треках есть какая-то светлая эмоция, что, вообще говоря, странно, потому что я довольно угрюмый тип, который вечно думает о всяких мрачных вещах. Для меня магия происходит, когда мелодия или последовательность аккордов застревает в голове. Это даёт энергию, и в конце концов получаются такие вот оптимистичные «hi nrg»-звуки. А в «dark»-музыке важно скорее не найти правильные ноты, а передать атмосферу. А может быть всё на самом деле не так, а «мрачнуха» у меня просто не выходит. Хотя с другой стороны, был же у меня проект EOG, там всё звучало вполне мрачно, ну и даже в The Hasbeens куда меньше оптимизма... В любом случае, хиты наверное получаются именно из-за этих застревающих в голове мелодий. Ну и фильтрация, конечно, тоже есть – многие треки я прячу ото всех потому, что они ужасны. Вот, опять моя тёмная сторона заговорила.
Интервью провёл Ник Завриев
Комментарии
Подписаться