Views Comments Previous Next Search

Post-Rock: After The Rock

455245
Написалlok-n-roll1 апреля 2009
455245

Post-Rock: After The Rock. Изображение № 1.

Что ж, этот стиль становится всё популярней и популярней. В папках с музыкой накопилось порядочное количество альбомов, на сценах Москвы и Питера (и со скрипом Киева) всё чаще играют зарубежные и местные коллективы. Я один из тех, для кого эта музыка стала очень близкой и любимой. В 2007-ом я написал первый вариант этой статьи и постепенно её дополнял. Данный вариант, который я хочу предложить вам для обсуждения и ознакомления, является версией 3.0 =) Не сочтите за графоманство, просто подошел более-менее серьёзно.

Что же такое пост-рок? Пост-рок, в первую очередь, - это полная свобода в музыкальном плане. Отказ от наработанной годами структуры композиций, консервативного подхода к рок-музыке, надоевших и заезженных идей.Это направление стало глотком свежего воздуха для всей музыки, ибо на начало 90-х годов уже можно было констатировать неактуальность и «смерть» рока. Но пост-рок смог показать, что реинкарнация существует даже в музыке. Но опять же при всём при этом эта свобода очень ограничена. И ограничивают её сами музыканты. Да, у них есть широкое поле действия, казалось бы, они могут делать что угодно, смешивать фичи разных стилей, придумывать новые, но на деле мы имеем очень стандартные группы, с однообразным материалом. Что бы заметить это нужно переслушать большое количество материала, т.к. слушателю неопытному каждая новая группа будет казаться откровением, со своим неповторимым стилем. Очень и очень немногие коллективы смогли распорядиться этой свободой. Большинство, поймав «свой звук», продолжало использовать его во всех своих релизах. Конечно не спорю, что такие группы звучат очень хорошо и приятно, просто слушателю обидно, что группа, имея достаточный потенциал и мастерство, сковывает себя «фирмой». 

Идеализируя можно сказать, что у музыкантов нет никаких жестких стилистических рамок, есть только вектор, вдоль которого должна развиваться музыка. Точкой приложения которого является стандартный роковый набор инструментов: бас, ударные, гитара, вокал. Но опять же, эта точка довольно расплывчата, основной удар был нанесён вокалу – в большем количестве случаев его нет. Нужно заметить, что гитары, ранее задававшие ход всей композиции, в пост-роке задают её фон, не акцентируя на себе внимания. Очень часто используются звуковые «примочки», почти вся музыка идёт на процессорах, эффектах перегруза и т.д. Само построение композиции не придерживается какой-либо четкой структуры, нет куплетов, припевов, нет однообразия. Тема может развиваться на протяжении всей композиции, достигая свой кульминации в конце или достигая несколько раз, или же вообще начиная с самого яркого момента, а потом сходит на нет. Гитарные и ударные партии постоянно меняются. Часто они могут быть зациклены. На самом деле, как я уж говорил, невозможно представить схему пост-рок трека. Также существует много экспериментов на тему вариаций набора инструментов, очень сильно применяется электронные средства, использование  которых породило добрую половину пост-рок групп второй волны. Наравне со стандартными инструментами используется огромный  набор второстепенных: скрипки, фортепиано, трубы, саксофон и т.д. Для многих групп использование второстепенных инструментов является своеобразной «фишкой», от которой уже отталкивается всё остальное музыкальное направление. Вообще довольно редко стили музыки пост-рок групп соответствует чистому звучанию, каким его представили группы первой волны. Очень быстро пост-рок группы взяли себе на вооружение ambient, idm, math-rock, prog-rock, metal, dark hardcore (neocrust) и т.д. Что собственно позволяет группам постоянно экспериментировать со звучанием, находить что-то новое в схождении нескольких стилей. Но на деле очень часто мы видим повторы, самоповторы, вторичность. И сейчас стала очень сильно прослеживаться тенденция к проникновению пост-рокa в другие стили, но об этом позже.

История. Как в любой музыке в пост-роке существуют волны. Мы имеем дело с двумя четкими по звучанию и размытыми по времени. Даже не волнами, а почти направлениями: пост-рок и after пост-рок. Конечно, по идее можно выделить ещё одну «нулевую волну», состоящую из групп первопроходцев, например, Bark Psychosis (собственно к их альбому «Hex» в 1994 году в издание«The Wire» впервые был применён термин пост-рок), Talk Talk, Slint. Но эти группы, наверное, всё-таки больше первопроходцы, нежели представители направления. Они открыли будущим музыкантам глаза на то, что можно сделать с обычной музыкой. На самом деле такие эксперименты были ещё давно, например Pink Floyd или Frank Zappa в своё время.

Первая волна. По моему мнению, открывателями тут является группа Tortoise, которыая является переходом от «нулевой волны» к непосредственно пост-року. У них довольно сильно выражены все присущие ему черты и идею. Фундаментальным камнем является их одноимённый альбом. Можно сказать, что это Библия направления. Второй значимой группой являются Godspeed You Black Emperor! (Godspeed You! Black Emperor – в последствие). Они заложили основу эмбиентного пост-рока. Но, как и в любой легенде, должен быть третий слон, на котором держится земля. И тут я задумался, кто же является этой группой. У меня есть три кандидатуры: 65DOS, Sigur Rós и Explosions in the Sky. И наверное я не определюсь с выбором, ибо взнос каждой из этих команд в в последующее развитие направления очень велик, в большом количестве групп второй волны можно услышать их идеи. Также нельзя не упомянуть такие группы как A Silver Mt. Zion (пост-проект несравненных Godspeed, который является совершенно неповторимым экспериментом), Do Make Say Think, Oceansize. Первая волна стала фундаментом для дальнейшего развития стиля, но, в тоже время, она не канула в лету. Многие группы подхватили их идеи и стали использовать их без изменения.

Вторая волна. Любая вторая волна в любом направления становится причиной многих споров, огорчений и разочарований, новых находок и ярких открытий. Импульс, заданный отцами-основателями, был подхвачен тысячами разных молодых групп, ищущими своё звучание. Некоторые, как уже было сказано, приняли его в первозданном виде, но очень многие продолжили эксперименты и подарили миру музыки гениальнейшие альбомы. Но, в тоже время, некоторые упростили звучание, сорвались в обычный рок, какой его играют в наше время. Многих очень сильно стало напрягать огромное количество повторов и похожесть материала, его типичность, вторичность, отсутствие новых и свежих идей. Стало труднее находить и выбирать из всей массы что-то стоящее. В основном, группы второй волны были созданы после 2000-2002 года, а их большая часть в 2005 году. На данный момент большое количество групп имеет в своём арсенале всего лишь по одному альбомы или ЕР, или же просто какие-либо демо-версии. Благо с распространением Интернета доводить свою музыку до слушателя стало легче – многие просто не издают свои релизы в виниле или в CD-формате, а выбрасывают их в сеть. Основным «домом» стал сайт myspace.com, в котором музыканты могут представить максимальное (а чаще минимальное) количество информации о своей группе. Групп представителей второй волны сотни. Так, субъективненько назову десяточек тех, кого, по моему мнению, стоит послушать. Burn Rome In A Dream, God Is An Astronaut, If These Trees Could Talk, M83, School Of Emotional Engineering, This Will Destroy You, Ulan Bator, Ultraviolet Makes Me Sick, Yndi Halda, Youth Pictures of Florence Henderson

На постсоветском пространстве дела с данным направлением обстоят не так уж печально. Есть группы, которые уверенно играют эту музыку, при том делают это качественно и красиво. Опять же не все, а несколько команд: Coala Pascal, I Am Above On The Left, Klever, Silence Kit, Verba, Белые Флаги Зажигайте Медленно, Satori Ray, Хробак. Но опять же боюсь того, что из-за модности направления в ближайшее время появиться очень большое количество групп-клонов, ничем не примечательных, но с гордым ярлыком пост-рок. 

Как уже говорилось ранее, отдельно хочется уделить внимание такому явлению, как проникновение/смешение с другими стилями. Таким словом как post-metal уже никого не удивишь. Данный стиль можно охарактеризовать как пост-рок, приобретший тяжелое грузовое звучание гитар, более медленную ритмику, мрачную атмосферу, гроловой или скримовый вокал. Или же с другой стороны это припостроченый sludge, боле мягкий, мелодичный, «чистый». Всё зависит от того, с чего начинала группа, как менялось её звучание. Часто post-metal называют просто sludge’м, но я склоняюсь к мнению, что это неправильно. У sludge есть довольно таки четкое звучание и исторически он идёт от hardcore и stoner. Т.е., такие группы как Isis, Jesu, CoL, Neurosis, по моему мнению, лучше классифицировать как post-metal, но это мнение очень спорное. Очень часто команды, которые начинали играть в одном направлении, применив хоть в одном альбоме построковые приёмы, после окончательно переходили на этот стиль. Например, те же Neurosis, играя post-metal, неожиданно выдают построковый альбом «The Eye Of Every Storm», но через 3 года возвращаются к своим истокам. Или же Shora, начинающие как chaotic hardcore группа, свой последний альбом исполняют в типично построковом ключе. Очень сильное влияние прослеживается в emo (не той, что челки) музыке. Плохо это или хорошо сказать сложно. Главное, чтоб в меру, а с этим у команд часто бывают проблемы.

Почти вся пост-рок музыка придерживается DIY концепции, то есть, группы не имеют контактов с мажорными лейблами, не имеют продюсеров и менеджеров. Они сами записывают свои альбомы, сами их и распространяют. Зачастую диски групп - это потрясающие образцы хэнд-мейда, которые очень украшают музыкальную коллекцию. Иногда более успешные группы помогают другим, иногда они образовывают конгломераты для совместного издания релизов, но их музыка никогда не станет доступной коммерции, так как коммерциализация лишит их духа свободы – основного фундамента направления.

Ещё хочется заметить, что пост-рок является одним из самых «субъективных» стилей, то есть, каждый видит в композициях что-то своё, и это мнение меняется от человека к человеку. Не раз я замечал в наших беседах, что каждый при поиске похожих музыкантов выдаёт разные группы, но при этом, каждый по-своему прав. Главное, не зацикливаться и не стоять на одном месте, экспериментировать, и, наверное, просто любить эту музыку, просто слушать её, пропуская через всё тело, становясь на мгновения её неотъемлемой частью.

Post-Rock: After The Rock. Изображение № 2.

Рассказать друзьям
45 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются