Единственным на сегодняшний день критерием классификации синтетических звуков является марка синтезатора. Очень полезно отличать звучание одного синтезатора от другого, как в плане общего музыкального развития и повышения музыкальной культуры, так и в смысле получения новых тем для музыкальных размышлений.
Аналоговые синтезаторы прошлого кажутся анахронизмами только недалёким пользователям программ категории. Несмотря на то, что каждый год появляются новые цифровые технологии, аналоговые синтезаторы не теряют своих качеств. Богатство тембра, красота звучания, цельность и актуальность сохранились до сих пор.
Поиск нового звучания заставляет смотреть не только вперёд, но и назад, использовать то, что уже забыто. И старинные аналоговые синтезаторы – огромное поле для деятельности.
История синтезаторов началась в конце позапрошлого века. Американский изобретатель Элайша Грей в 1876 году придумал «музыкальный телеграф» с рояльной клавиатурой в две октавы и встроенным динамиком. Практического значения это изобретение не получило, поскольку являлось концепт-инструментом, демонстрирующем возможности электричества.
На фото: Сохранившийся музыкальный телеграф.
Через двадцать лет, в 1897 году другой американский изобретатель, Тодеус Кахилл , создал первый электромузыкальный полифонический инструмент, который считается прообразом современных синтезаторов — «Телармониум». Самый потрясающий момент в истории синтезаторов – весил первый синтезатор двести тонн. Большая часть веса приходилась на 145 динамо-машин. Что это была за студия, где находился такой инструмент, представить трудно.
На фото: Похожий на алтарь античного храма Теларомониум.
Следующая дата в истории электронного звука. Отечественный учёный Лев Термен при поддержке советского правительства (указ В. И. Ленина) сконструировал терменвокс — синтезатор, который управлялся движением рук в зоне чувствительности специальных датчиков. Это устройство очень чувствительно к движениям рук музыканта, и по чувствительности конкуренцию ему способна создать только, пожалуй, скрипка. На некоторое время об этом инструменте забыли, но сейчас наблюдается настоящий бум терменвоксов. Очень многие музыканты используют его при записи альбомов.
Hammond
В 1935 году появился первый промышленный клавишный электромузыкальный инструмент — орган Hammond. Он позиционировался как недорогая альтернатива церковным органам, и как инструмент для домашнего музицирования. В тридцатые годы телевидение было ещё не достаточно распространено, и средний класс развлекался музицированием, поэтому рынок музыкальных инструментов был большим.
Изобрел инструмент Лоуренс Хэммонд, американский изобретатель, и назвал его, соответственно, собственным именем. Первая модель, которая называлась очень просто – «А», поступила в продажу в 1934 году, хотя официальной датой ее первого появления считается 15 апреля 1935 года, именно тогда изобретатель представил Hammond A на выставке, проводимой в Чикаго. Орган был небольших размеров, что могло бы послужить его популярности. Принцип формирования звука основывался на вращающихся с определенной частотой дисках, по одному на ноту. Диски приводились в движение с помощью двигателей, а напротив их находился магнит с обмоткой. Таким образом, скорость вращения и количество выступов на каждом из дисков влияли на высоту генерируемого тона. Революционным было то, что в органе Хэммонда уже использовался принцип добавочного (аддитивного) синтеза — тембр можно было менять за счет добавления к основному тону до восьми дополнительных гармоник (обертонов). Уровень гармоник устанавливался с помощью специальных регистров. То есть, по большому счёту, в середине тридцатых годов человечество уже имело полноценный аналоговый синтезатор. Аддитивный синтез используется в большинстве современных синтезаторов.
На фото: Лоурен Хэммонд и его изобретение.
Дальнейшее развитие модельного ряда органов Hammond по неизвестному для того времени направлению - добавление эффектов (реверберация, вибрато, хорус) и имитация различных акустических инструментов. Например, в модели Novachord (одной из самых успешных коммерческих моделей), выпускавшейся в период с 1939 по 1942 были попытки синтеза таких инструментов как пианино, клависин, духовые. Генерировались и собственные звуки.
На фото: Орган Хэммонда модели A.
В 1955 году в модели В3 для формирования тембра был добавлен перкуссионный звук с резкой атакой, который поныне считается неотъемлемым для классического звучания органов Hammond.
Модельный ряд Hammond – это инструменты, наиболее часто используемые в индустрии звукозаписи начиная с самой зари рождения электроинструментов. Это полноценные универсальные инструменты, которые не привязаны к определённому времени, они используются и сейчас. Настоящее признание пришло к органам Хэммонда в эпоху рок-музыки: его звук хорошо известен по классическим альбомам ELP и Procol Harum и Deep Purple. А музыку последней группы вообще невозможно представить без Hammond и Leslie.
Кстати, о Leslie. В 40-х годах Дон Лесли работал в фирме Hammond и предложил заменить эффект тремоло, применяя вращение рупора высокочастотного динамика для получения амплитудно-частотной модуляции. Его предложение тогда не имело успеха в рамках корпорации, и выпускать свое устройство Дону пришлось уже не в фирме Hammond, а самостоятельно. Но и сегодня мы говорим Хэммонд, подразумеваем Лесли, и наоборот. Первый Лесли был выпущен в 1949 году, после этого много раз видоизменялся, но концепция оставалась прежней.
На фото: Одна из моделей Lesie.
Хэммонд и Лесли обладают ярко выраженными акустическим характером. Известен случай, когда производители духовых органов потребовали, чтобы Федеральная торговая комиссия запретила Хаммонду называть свои устройства органами. После экспертизы, в ходе которой выяснилось, что отличить на слух звук Hammond от звука духового органа никто не может, требования удовлетворены не были. Звучание первых электронных инструментов было похоже на звучание неизвестных акустических инструментов. В этом на орган Хэммонда похоже пианино Родеса.
Rhodes Piano
Звучание этого инструмента неповторимо и давно уже стало классическим. Без него невозможно представить рок, поп, хаус и эйсид-джаз и много других музыкальных направлений. Звук классического образца можно слышать в записях Passport, Incognito, Crusaders, Weather Report, Earth, Wind&Fire, Чика Кореа , Херби Хэнкока, Джорджа Дюка.
Изобретатель Гарольд Родес сначала был прекрасным учителем музыки. В 20-летнем возрасте он основал «всеамериканскую» сеть музыкальных школ, в чем немало преуспел: «метод Родеса» по обучению игре на фортепьяно до сих пор заслуженно востребован.
Но с началом Второй мировой войны он записался добровольцем. Руководство решило использовать талант педагога и Родесу поручили обучать музыке пациентов военных госпиталей. Для таких учеников нужен был особенный миниатюрный инструмент, дешёвый и надёжный. В 1942 он году создал такой: первые экземпляры в условиях военного времени собирались из запчастей отслуживших самолетов. «Пианино ВВС» (Army Air Corps Piano) представляло собой акустический инструмент: «струнами» служили алюминиевые трубы из гидравлической системы самолетов, выпрямленные и нарезанные на отрезки соответствующей длины, подобно ксилофону. Клавиатура в две с половиной октавы была сделана из древесины хвойных пород, звук извлекался ударом деревянных молоточков о трубы. Было выпущено несколько тысяч таких устройств.
,
На фото: Концертный вариант одной из классических моделей начала 70-х.
После войны Родес решил повторить успех, но с коммерческим расчётом. В новом трёхоктавном инструменте Pre-Piano в качестве генераторов звука использовались камертоны (выпускаемые на фабрике игрушек) диаметром около 1 сантиметра; самый низкий был длиной приблизительно 20 сантиметров. В инструменте были установлены электростатические звукосниматели; он был снабжен усилителем и встроенным 15-сантиметровым громкоговорителем. Эта модель стоила недорого (99 долларов), но спроса на неё не было. Причина – низкое качество звучания и ненадёжность. Через два года предприятие закрылось. Однако через некоторое время компания Wurlitzer, чья продукция известна и сейчас, разработала собственный инструмент на базе изобретения Родеса. После неудачи с Pre-Piano Родес начал работать над клавишным инструментом с 72 клавишами, корпус которого напоминал кабинетный рояль. Во время рекламного турне по Америке инструмент привлек внимание Лео Фендера, автора легендарных гитар и усилителей Fender. В 1959 году Родес и Фендер стали партнёрами. За шесть лет была выпущена только одна модель Piano Bass (басовое пианино). Сотрудничество оказалось неплодотворным, и Родес ушёл в компанию CBS. В 1965 появилось Rhodes Piano.
На фото: Гарольд Родес на фабрике, 1982 год
Струнами Rhodes Piano служат камертоны. Как объяснял сам Гарольд Родес: «Источником звука являются модифицированные камертоны с неравными ножками. Представьте себе закрученный стальной стержень, сдвоенный в месте расположения зубцов. При ударе по нему возникает звук, подобно камертону. Суть моего изобретения состоит в том, что я добавил зубцы с другой стороны камертона, благодаря чему его можно настраивать, перемещая пружину вперед или назад. Зубцы, выполненные из толстой рояльной струны, также более чувствительны к удару молоточков».
Последней из классических, полностью аналоговых по методу формирования звука моделей Rhodes Piano была выпущенная в 1984 году Stage 2А. Музыканты, а особенно импровизаторы, до сих пор ценят модели Rhodes Piano невозможность дважды сыграть две одинаковые ноты.
Гарольд Родес умер в 2000 году, а Rhodes Piano уже не выпускаются. Хотя в каждом синтезаторе есть банки похожих на Rhodes Piano звуков. Иногда они называются «электропиано». Родес придумал звучание, которое стало музыкальным достоянием двадцатого века, и котрому подражают и сегодня. Хэммонд и Родес начали и закончили эпоху акустически-подобных синтезаторов. В дальнейшем звучание инструментов будет нести явно синтетический характер.
Minimoog
Первый полноценный синтезатор, то есть инструмент, позволяющий композитору самостоятельно создавать новые тембры был разработан компанией RCA в 1955 году. Инструмент назывался Mark I, и в рекламных целях на нем было записано несколько пластинок с переложениями классических произведений. В 1959 году появился Mark II, который теоретически мог выпускаться серийно для студий электронной музыки, но его габариты и цена (175 тысяч долларов) помешали успеху. Насколько синтезатор был необычным инструментом в те годы, можно понять, поставив какой-нибудь ранний альбом Фрэнка Синатры, скажем, Swing Easy (1955) – контрабас, тромбоны, трубы, рояль, перкуссии. Никакого синтетического звука и не ожидается.
На фото: Роберт Муг и Minimoog.
Первый успех к синтезатору как к понятию пришёл в 1964 году, когда Роберт Муг сконструировал инструмент ценой всего в 7 тысяч при минимальной комплектации. На синтезаторы обратили внимание, но настоящее признание к синтезаторам пришло после выпуска в 1970 году легендарной модели Minimoog, стоимостью 1500 долларов. Minimoog выпускался одиннадцать лет, с 1970 по 1981 год. Этим синтезатором пользовались многие музыканты, настолько разнообразные, что заподозрить их в использовании одного и того же инструмента невозможно: ABBA, Pink Floyd, Kraftwerk, Depeche Mode, Michael Jackson, Rainbow, The Prodigy, Nine Inch Nails и так далее. Minimoog отличается своеобразным, специфическим и уникальным звучанием, что делает его актуальным и сейчас.
На фото: Легендарный Minimoog.
По конструкции синтезатор достаточно прост – состоит из трёх аналоговых осцилляторов (VCO), микшера, генератора шума, VCA и резонансных фильтров, колесиков управления высотой тона и модуляцией, клавиатуры на 44 клавиши. Для компьютера выпущено большое количество эмуляций инструмента. Лучшая – полноценная эмуляция Moog Modular V от компании Arturia. Сам Роберт А. Муг назвал ее великолепной.
Yamaha GX-1
Следующий синтезатор, о котором хотелось бы рассказать – Yamaha GX-1. «B3 образца 23 века» – так часто называли эту модель. GX-1 стоил около шестидесяти тысяч долларов и был впервые представлен на выставке NAMM 1973 года. Всего было выпущено семь штук. Знаменитый Стиви Уандер назвал Yamaha GX-1 машиной мечты.Бенни Андерссон из ABBA сказал, что возможности этого синтезатора не имеют пределов.
На фото: Один из семи экземпляров Yamaha GX-1.
В 1976 году был выпущен коммерческий вариант GX-1 – модель CS-80. Сегодня его компьютерная эмуляция CS80V предлагается многими производителями. Ханц Зиммер, автор сотен саундтреков к фильмам («Человек дождя», «Гладиатор» и другие) отдаёт предпочтение этому компьютерному аналогу. Он даже продал свой GX-1, поработав с программной эмуляцией.
На фото: Коммерчески успешная модель CS-80.
Во второй части - отцы современной танцевальной музыки, легендарные синтезаторные модули Roland, знаменитые клавиши E-MU, ARP, Oberheim, а также потрясающий отчественный синтезатор АНС.
Комментарии
Подписаться