Views Comments Previous Next Search

Музыкальная кухня Soulwax

5911049
НаписалСаша Сколков9 июня 2009
5911049

Мы продолжаем наш проект "Музыкальная кухня", посвященный содержимому студий известных артистов. И в этот раз помочь нам взялся Антон Севидов (aka Antonionni) - известный DJ, музыкант и лидер группы Tesla Boy. Вместе с Антоном мы разобрали все содержимое "музыкальной кухни" группы Soulwax. Костяк группы составляют Дэвид и Стефан Дювали, выступающие также под именем 2 many DJs. В интервью BBC они рассказали о своей студийной работе над ремиксом на трэк "Standing in the way of contol" группы Gossip. Таким образом и нам удалось разглядеть их рабочую келью. Смотрим.


Плеер недоступен

– Когда я впервые посмотрел этот материал, то был сильно удивлен, потому что моя музыкальная работа в Москве началась в очень похожей студии, доверху наполненной разным винтажным оборудованием. И мне это как-то само в тот момент попало в руки, а они-то все собирали осознанно, то есть чтобы заполучить уникальный аналоговый звук, который дают все старые инструменты: начиная с различных микрофонов и заканчивая пультами и компрессорами.

 Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 1.

– Итак, на первой фотографии видна сразу целая линейка винтажных компрессоров. Это очень важная составляющая часть любой студии: при их помощи можно сделать звук дорожки ровным, что бы там ни было записано: барабаны, гитары или вокал. Компрессор делает так, чтобы все это звучало на протяжении композиции на одинаковой громкости. Тут таких приборов очень и очень много. Среди них еще стоят ленточные делеи и реверы. Тоже, конечно, винтажные. То есть сейчас, когда всем функции этих приборов доступны в компьютере в виде цифровых программ, казалось бы, их использование не составляет никакого труда, но здесь мы видим, что ребята делают все именно на старых приборах, потому что только они способны давать необычный звук. Если ты будешь пользоваться компьютерными плагинами, то твое звучание будет таким же, как у всех. И ты не будешь отличаться от огромной массы музыкальных групп, которые появляются кучами каждый день - это же отстойно! 

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 2.

– В самом верху этого стеллажа стоит Roland Space Echo RE-201. Это так называемое ленточное эхо. По сути он представляет собой маленький магнитофон, внутри которго пленка склеена в кольцо и крутится по кругу. А эта большая ручка отвечает за ускорение и замедление ее движения. Такими эффектами очень любят пользоваться Radiohead. Их гитарист Джонни Гринвуд (Johnny Greenwood) постоянно запускает какой-нибудь луп и создает всякие «летающие» эффекты. Так вот все подобные вещи делаются как раз при помощи этого устройства. Вся остальная линейка слева - это разные компрессоры и гейты. Многое из этого было в тех самых студиях, где я работал. Так что я успел «пообщаться» с подобными устройствами. 

– Чуть ниже у них стоит устройство, которое называется  scamp-компрессор, а точнее Scamp Modular System, который включает в себя большой набор различных компрессоров, гейтов, то есть это еще один прибор для обработки звуков. Он опять же очень старый, как и все содержимое этой студии. Вообще все эти устройства слева на первый взгляд очень похожи, но на самом деле, каждый из них может подарить вашему трэку уникальное звучание, поэтому, я думаю, Soulwax собрали тут такую огромную их коллекцию. 

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 3.

– На этом фото слева можно заметить Korg MS20 - это просто культовейший аналоговый синтезатор. Он обладает очень специфическим звуком, но основная его отличительная черта - это мощно звучащий нижний регистр, то есть те звуки, которые обычно используют в качестве баса. И вот как раз эти басы у него звучат очень красочно, поэтому все его использовали и используют как басовый синтезатор. На нем поиграли почти все: от Daft Punk и Prodigy до Klaxons, Friendly Fires и Foals. Плюс ко всему у него специфический фильтр, который создает определенный резонанс и делает звук синтезатора более объемным и выпуклым. MS-20 Soulwax очень активно используют на концертах, несмотря на то, что это довольно непросто. У них есть к нему специальная MIDI-система, при помощи которой можно синхронизировать его с компьютером, чтобы он звучал в одном ритме с другими инструментами. Все булькающие и рычащие звуки на их концертах - это как раз "дело рук" Korg MS20.

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 4.

– Линейка этих синтезаторов выпускалась в конце семидесятых годов и тогда же появился его собрат Korg VC-10 Vocoder. Хочется про него еще немного рассказать. Дело в том, что у этих двух инструментов одна и та же природа звука. VC-10 - это очень особый синтезатор: к нему подключается микрофон и ты собственным голосом управляешь тем, как звучит  инструмент. VC-10 знаменит трэком  Daft Punk «Harder, Better, Faster, Stronger». В современном микрокорге эта функция тоже неплохо звучит, но все же VC-10 - это эталон.

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 5.


Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 6.

– Вот этот прибор вообще не поддается анализу. Судя по тому, что он у них прибит к стене, это вообще какой-то музейный экспонат. Дикая вещь какая-то: даже без ручек! Видно только надпись "Korg". 

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 7.

Плеер недоступен

– А вот тут видно Roland SH-7. Это тоже очень известный музыкальный инструмент, которым пользовались многие техно-музыканты. В руках знатока это мощнейший синтезатор, который позволяет создавать особенные кричащие и ревущие звуки. Хотя кроме техно-музыкантов им пользовались и такие артисты, как, например, INXS

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 8.

– Стоит еще сказать о Pro Tools - это одна из очень немногих современных вещей, которыми пользуются Soulwax. Pro Tools представляет собой систему многоканальной цифровой записи в компьютер. На сегодняшний день это один из самых мощных инструментов подобного рода, при помощи которого Soulwax все записывают и сводят. 

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 9.

– На счет пульта я не ручаюсь сказать что-то конкретное - его марка никак не поддается опознанию. Могу лишь утверждать, что это старый винтажный пульт, о чем они и сами, впрочем, говорят в интервью. Такой выбор опять же абсолютно осознанный, потому что эти аналоговые устройства дают особенный благородный звук, чем они и уникальны. И еще тут вот какая особенность: все современные цифровые пульты запоминают твои действия, поэтому тебе легко все повторить или вернуть назад. А Soulwax практически живьем это все миксуют и повторить такое будет практически невозможно. Получается что-то неповторимое и уникальное, в этом и прелесть. 

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 10.

– В правом стеллаже видно Roland TR-606 - это одна из первых в мире драм-машин, чаще всего ей пользовались ранние хаус-продюсеры (Чикаго, Детройт и так далее) и техно-музыканты. У Soulwax в студии стоит модель восьмидесятых годов. У этого инструмента есть очень близкий собрат Roland TB-303, который стал основополагающим синтезатором в эсид-хаус музыке. Опять же TR-606 - это такая вещь, которой пользовались практически все: от Massive Attack до Aphex Twin. У него встроенный секвенсор и свои звуки, то есть это аналоговая драм-машина, где ты в матрицу забиваешь ритмические кубики - принцип идентичен Fruity Loops. Без этого устройства не обходился не один продюсер электронной музыки в восьмидесятые. 

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 11.

– А вот такой стоит у меня - немного другой вариант того же инструмента - Roland TR-707 - более поздний аналог 606го. Главное их различие состоит в том, что 707 не генерирует звуки, в него просто зашит достаточно большой их набор, ты просто используешь то, что есть. Его звук, как считается, приближен к звуку живых барабанов. 

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 12.

– В интервью BBC мельком можно заметить вот эту конструкцию. Это легендарный Honner Clavinet. Изначально его сделали как инструмент, который должен был заменить бас-гитару, но как выяснилось он не обладает для этого достаточными характеристиками. И тогда о нем на какое-то время все забыли. А потом он каким-то образом попал в руки Стиви Уандеру (Stevie Wonder) и он его, так сказать, реанимировал, использовав в записи своих ранних альбомов, продюсером которых он выступал сам, и, самое главное, на нем он записал свой хит "Superstition". После этого его начали массово использовать; особенной популярностью он пользовался у различных американских черных продюсеров: Earth, Wind and Fire, Джеймс Браун (James Brown) и так далее. Еще его очень любил Джорджио Мородер (Giorgio Moroder)


Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 13.

– Перейдем к другому уникальному атрибуту их студии: Roland System-100. Тут, я думаю, много рассказывать не стоит. Это всем известный культовейший синтезатор, притом Дима много о нем рассказал в прошлом выпуске. Им пользовались Depeche Mode, Human League, OMD - почти весь синти-поп. Он в чем-то схож с Roland SH, но включает в себя еще микшер, сиквенсер и систему моделирования, то есть ты сам можешь на нем создавать собственный, ни на что не похожий звук. Вообще им очень нелегко управлять, но зато тут просто огромнейшие возможности - за это его и любят. Но на мой взгляд это своего рода аналоговый фетишизм. Я больше люблю пользоваться достаточно простыми синтезаторами. А это уже некоторый шик. Искать свой уникальный звук - это, конечно, хорошо, даже отлично, но начинать нужно явно не с этого инструмента. Мгновенно можно заблудиться во всевозможных тумблерах и ручках.Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 14.

–  Еще у них в студии видно Minimoog. О нем тоже нужно обязательно упомянуть.

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 15.

– Итак, идем дальше. Вот Arp 2600. Этот инструмент сделал дико популярным ни кто иной, как Стиви Уандер. Он задумывался изначально для имитации электрического звука трубы, но получилось так, что на трубу это было совершенно не похоже. Хотя тогда людям казалось, что это весьма приближенный к трубе звук. Выпускались даже специальные серии буклетов, в которых было нарисовано, в какое положение ставить ручки, чтобы получить тот или иной звук: трубу, саксофон или что-то еще.

Стиви Уандер демонстрирует некоторые возможности Arp 2600:


Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 16.

– Пойдем дальше. Даже в самом интервью с BBC Soulwax говорят об этом инструменте, Linn 9000 - это драм-машина, которая звучала почти у всех нью-вейв музыкантов восьмидесятых, у всех, кто играл электропоп или близкую к этому музыку: Depeche Mode, Erasure и так далее. И, кроме того, весь классический звук итало-диско создан именно на этом устройстве. Так что Linn 9000, безусловно, заслуживает звание культового инструмента. Сейчас его очень ативно используют Justice. Все те барабаны, что у них звучат - это доведенные до абсурда через разные компрессоры звучки Linn 9000. 

Плеер недоступен

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 17.

– Так, ну а теперь перейдем к этому устройству, которому в видеоролике уделено столько времени. Это один из самых первых в мире синтезаторов, называется он Synthi-A. Его «фишка» заключается в так называемой "телефонной" системе. У него имеются специальные маленькие штырьки, которыми в нем все и регулируется. Чем-то напоминает игру «морской бой»: эти самые штырьки ты вставляешь в определенные ячейки на пересечении заданных параметров, тем самым задавая настройки звука. Когда вот так в двух словах рассказываешь, это кажется чем-то игрушечным, но Synthi-A - очень мощное устройство, и при помощи его телефонной системы можно делать со звуком практически все что угодно. В этом видео он у них лежит в открытом положении, а еще у него имеется специальная крышка, и в закрытом виде он похож на обычный кейс - довольно компактно и транспортабельно. 

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 18.

– У него тоже имеется близкий собрат - Sinthi-100 - это такая штука, которая занимает пространство в большую комнату, и состоит из огромного количества разных модулей. И их было создано всего несколько штук: один в Лондоне, несколько в Америке, а один был в Советском Союзе. С ним работало наше экспериментальное объединение композиторов, в том числе Эдуард Артемьев. Они все писали на нем нашу электронную музыку, и все саундрэки к фильмам и телепередачам того времени были написаны именно на нем. Они с ним очень осторожно работали и даже называли его на «Вы». А потом, когда пришла перестройка, все подумали, что это какая-то старая хрень, которая никому не нужна, и его модули просто валялись в луже на помойке. 

Музыкальная кухня Soulwax. Изображение № 19.

– Когда ты работаешь над ремиксом для кого-то, то они присылают тебе так называемый remix-pack. Как раз этим и занимаются Soulwax в этом видео - разбирают по частям трэк Gossip «Standing in the way of control». В этом самом remix-pack’е уже вся композиция разобрана по дорожкам: дорожка с голосом, с ударными, с гитарами и так далее. И вот с ними ты работаешь: оставляешь понравившиеся части, убираешь непонравившиеся, что-то редактируешь, что-то дописываешь. Когда мы делали ремикс на Manicure, я вообще оставил там только голос и сделал полностью новую аранжировку. Сейчас мы работаем над ремиксом на трэк Anoraak «Nightdrive with you». Там мне очень понравилось, как записаны гитары, я оставил их и вокал. Тут можно делать все, что угодно, но я люблю меньше оставлять чужого материала и много добавлять своего, полностью переосмысляя композицию.

– Главная суть этой, безусловно, уникальной студии в том, что здесь тебе приходится приложить немало усилий для настройки всего оборудования и поиска звука, но зато он получается оригинальным и даже неповторимым. Именно для этого они и используют старые аналоговые устройства, да еще и в таком количестве. 


Рассказать друзьям
59 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются