Вслушиваться в тексты современных мейнстрим-рэперов опасно для вашей любви к жанру. Это либо старые сказки про воровскую жизнь, чуть-чуть перелицованные на новый лад, либо малоинтересные рождённым вдали от чёрных кварталов росказни о веках рабства и никак не наступающей справедливости. А как же иногда хочется послушать рэп о компьютерах, об интересных тебе книгах, о культовых фильмах и сериалах, о коллекции твоих бейсбольных карточек и, в конце концов, о науке! Если вас одолевают такие же странные желания, то «nerdcore», а если по-русски, то «ботанрэп» — это то, что вам нужно.
Представьте себе системного администратора с крошками от пиццы в бороде, татуированного эмо-панка, маменькиного сыночка в коротких штанишках, но с высоким IQ, и гениального, но непонятого никем электронного музыканта, чьей сценой является собственная спальня — вот почти исчерпывающий набор образов нёрдкор-рэперов и их поклонников, причём, их число примерно одинаково. Взяв формальный признак хип-хопа, речитатив, и насадив его на прямолинейный бит, засэмплированный пост-панк или олдскул хип-хоп, эти люди создают песни о «Звёздных войнах», метеоритах, насекомых, Gameboy, Кафке и прочих ботанских радостях, о которых вы никогда не услышите на MTV Base.
Слушают их, соответственно, такие же собиратели марок, обладатели высшего образования и подшивки комиксов Marvel о Капитане Америка начиная с сороковых годов прошлого века. Читать MC Lars, MC Frontalot, MC Chris,MC Hawking и прочие главные звезды этой культуры в том смысле, который вкладывают в это слово слушатели рэпа «обыкновенного», не умеют, да и не стремятся. 50 Cent, The Game, Lil Wayne — люди с другой планеты (Lil Wayne так и говорит — «я марсианин»), суперлюди, полубоги, а очкарик Frontalot очень похож на вашего бывшего одногруппника, вечно уткнувшегося носом в книгу. И этот «лох next door» оказывается роднее и любимее.
Есть пророки и в своём отечестве, например, группа Apokriff во главе с её лидером Георгом Коргом, вот уже четыре года выпускающего пластинки, большая часть которых подойдет под ярлык нёрдкора. На альбомах Георга можно встретить песни о тараканах, выставке «Книги России», терроризме, метро и авторском кино.
Справедливости ради надо сказать, что популярность нёрдкора — это преимущественно сетевой феномен, основанный в немалой степени на имидже артистов и скоплении умников именно в Интернете. Ну а в конце концов, разве в школе многие их любили?
Текст: Руслан Муннибаев
Комментарии
Подписаться