Психоделический электро-фолк среди книжных развалов. Именно так можно было бы охарактеризовать выступление шотландского дуэта Pumajaw на IV Московском Международном Открытом книжном фестивале, который прошел в июне. Пинки Мэнклёр (Pinkie Manclure) и Джон Уиллс (John Wills) живут недалеко от Эдинбурга и занимаются витражами, а также пишут волшебную музыку, которую некоторые определяют как «фолкаделика».
Британский Совет поговорил с Джоном и Пинки о Европе и некоммерческой музыке, вдохновении и экономическом кризисе.
Как вы начинали?
Пинки: Когда-то, в 90-х, я записывала свой сольный альбом, а Джон работал со мной в качестве режиссера звукозаписи и сопродюсера. С того момента вот уже 15 лет мы вместе и как дуэт выпустили 5 альбомов.
Вы много выступаете в Великобритании и за ее пределами?
Джон: Не так много, как хотелось бы. Мы были в Штатах, Польше, Греции, Бельгии. Стараемся больше выступать в Европе – там тебе рады и лучше к тебе относятся. В Британии же намного сложнее выступать таким группам, как мы, поскольку музыка там сконцентрирована больше на индустрии и шоу-бизнесе, чем истинном творчестве. В Британии нас считают left field группой – мы слишком необычны, слишком альтернативны. В Европе пока люди не достигли такого уровня снобизма к некоммерческим проектам.
В какой стране вас принимали лучше всего?
Джон: Я думаю, в Польше было лучше всего. Мы выступали на фестивале альтернативной музыки OFF, и публика очень хорошо нас приняла, что было приятным сюрпризом. После этого концерта к нам на MySpace зафрендилось много поляков. Им очень понравилась наша музыка. При этом они также любят Бритни Спирс и все в таком духе. То есть они слушают и воспринимают одинаково любую музыку – очень позитивный народ.
Какая музыка повлияла изначально на ваше творчество? Что вы слушаете сейчас?
Джон: Мы слушаем очень много электронной музыки. Слушали вот недавно шведскую группу The Knife, 16 Horsepower – тоже очень интересные. Nick Cave and Bad Seeds, опять-таки.
Пинки: Мы слушаем разную музыку, и это как раз нас и сблизило. В последних наших альбомах можно услышать элементы старинной кельтской народной музыки в авангардной электронной обработке. Кроме этого, мы черпаем вдохновение в экспериментальной музыке. Мне быстро становится очень скучно от музыки, постоянно копирующей то, что уже было. Я просто не выношу примитивную музыку, и это потрясающе, когда у людей получается создавать необычные звуковые комбинации и изобретать новые стили и жанры.
Что пишут о вас музыкальные критики? Что было самым приятным комплиментом? И самой худшей критикой?
Джон: Я дословно не помню, но в одной рецензии написали, что нашу музыку очень легко слушать – мозг совершенно не напрягается, и что мы создаем определенную параллельную реальность. Я думаю, они очень хорошо подвели итог тому, чего мы пытаемся достичь.
Пинки: Что же до критики, ее слишком много. Самым смешным эпитетом в наш адрес был «старая брюзжащая парочка фолкеров».
Что вас вдохновляет? Откуда вы черпаете идеи?
Пинки: По-настоящему креативное искусство – в любом своем проявлении. Каким-то образом вызванные им эмоции сохраняются в подсознании, ты их копишь и копишь, а потом они всплывают, когда ты этого совершенно не ожидаешь.
Экономический кризис каким-либо образом задел вас?
Джон: Я думаю, косвенным образом задел. Теперь люди больше задумываются о том, на какой концерт сходить. Раньше они могли себе позволить 2-3 концерта в неделю, а сейчас – максимум один в месяц. Что же касается продажи наших дисков… А кто-то еще диски покупает?
Пинки: Мне кажется, кризис отфильтрует коммерческих музыкантов, и останется больше людей, которые пишут музыку вне зависимости от экономических условий.
Как вы относитесь к музыкальному пиратству в интернете?
Джон: Мне все равно, в принципе, поскольку продажа дисков не приносит нам много денег. Если благодаря этому люди будут приобщаться к искусству и хорошей музыке, больше людей узнают о нашей музыке и придут на наши концерты, – это здорово.
Пинки: Для меня живые выступления значат намного больше, чем количество проданных дисков. Главное – быть способным выступать, а не зацикливаться на финансах. Тем более что сейчас выпустить альбом можно за небольшие деньги, тогда как десять лет назад это стоило десятки тысяч фунтов.
Над чем вы работаете сейчас? Какие у вас планы на будущее?
Пинки: Вот уже 2 года мы работаем над новым альбомом. Возможно, вещи, сыгранные на Московском книжном фестивале, прозвучат в последний раз, поскольку мы меняем наш стиль, меняем лейбл, хотим делать более электронную музыку.
Что бы вы сделали в последний день вашей жизни?
Джон: Думаю то, что мы делаем лучше всего – играли бы перед большой аудиторией.
Что для вас означает «идеальная жизнь»?
Пинки: Быть гением.
Комментарии
Подписаться