Не часто встретишь исполнителя, под музыку которого хочеться и пуститься в пляс не щадя ног своих, и вести аристократические беседы за стаканом вина, смеяться и плакать, стоять и лежать, ходить и бегать, и просто наслаждаться удивительными вещами, которые происходят вокруг. Он один из таких.
И так -
Grover Washington Jr.
12-12-1943, Buffalo — 18-12-1999, New York
Будущий виртуоз появился на свет 12 декабря 1943 года в доме, где из каждой комнаты звучала музыка. Мать Гровера пела в церковном хоре, отец был увлечен джазом и собирал пластинки.
Сам Вашингтон с ранних лет играл на фортепиано, а в восемь получил от родителей свой первый саксофон.
“Как только я научился играть , - говорит Гровер, - я частенько пробирался в клубы, чтобы посмотреть на таких музыкантов, как Jack McDuff, Harold Vick и Charles Lloyd. Жизнь профессионального музыканта началась для меня в возрасте 12 лет.
Я много играл ритм-н-блюз, блюз и то, что мы тогда называли гат-бакет (gut-bucket)”.
Проходя службу в армии, Гровер входил в армейский ансамбль, где завязал несколько важных для себя знакомств. Отслужив, он продолжал играть, и начал работать в Филадельфии, где вскоре познакомился со своей будущей женой Кристин.
Переломным в карьере музыканта стал 1971 год. Однажды Hank Crawford не смог в назначенный день принять участие в записи нового альбома. На замену ему был выбран Гровер. Результатом стал диск “Inner City Blues”, вышедший в том же 1971 году. Сам Гровер в это время подрабатывал грузчиком в оптовой фирме по продаже аудио продукции. “Я разгружал коробки, на которых было написано моё собственное имя”,
- вспоминает Гровер с иронией.
Душевный, утонченный звук, присущий исполнению Гровера, развивался в течении всех 70-х годов, и успех трёх следующих альбомов - “All the King’s Horses”, “Soul Box” и особенно “Mister Magic” - дал ему, как уже популярному музыканту, возможность выступать с разовыми концертами в больших залах, и открыл дорогу для сессионной работы с такими исполнителями, как Bob James, Randy Weston, Eric Gale и Dave Grusin. Вышедшие впоследствии альбомы “Feels So Good”, “A Secret Place”, “Live At The Bijou”, “Reed Seed”, “Skylarkin’”, и “Paradise” ещё более развили успех Гровера. А вышедший в 1980-м “Winelight” принёс Гроверу звание ведущего исполнителя - инструменталиста. Диск получил 2 премии "Grammy" в номинациях "лучшая запись в стиле джаз-рок" и "лучшая песня в категории ритм-н-блюз" (“Just the Two of Us”).
Популярность Гровера действительно была невероятной для джазового музыканта, его пластинки неоднократно достигали золотого и даже платинового статуса.
Все эти успехи, а также многочисленные награды и заслуги, которыми был отмечен Гровер Вашингтон Младший как продюсер, исполнитель и композитор за два с лишним десятилетия своей карьеры, сделали его ключевой фигурой современного джаза и известной личностью современной культуры вообще. Одно упоминание его имени,
или звук его саксофона сразу находят отклик в сердцах слушателей во всем мире.
Размышляя над всем этим, Гровер говорит: “Я благодарен людям, которые вдохновляли меня все эти годы: Декстеру Гордону (Dexter Gordon), Роузэну Роланду Кёрку (Rahsaan Roland Kirk), Стэнли Тэрэнтайну (Stanley Turrintine), Кэннонболлу Эддерли (Cannonball Adderly), Сонни Роллинзу (Sonny Rollins), Оливеру
Нельсону (Oliver Nelson). Хотелось бы верить, что одна из причин моей продолжительной популярности - в том, что я не повторяюсь.” И добавляет: “Мне нравится расти, постоянно прибавлять новый стежок к моему музыкальному гобелену”. “Просто я остаюсь верен тому, что подняло меня на музыкальный пьедестал”.
На альбомах Гровера можно услышать таких исполнителей, как B.B. King, Herbie Hancock, Hank Jones. Именно на альбоме Гровера Вашингтона впервые в американской грамзаписи прозвучал саксофон нашего соотечественника Игоря Бутмана, который учился у Гровера.
Гровер Вашингтон умер сравнительно молодым, в возрасте 56 лет, от сердечного приступа. Это произошло 17 декабря 1999 года во время записи телепередачи CBS “The Saturday Early Show”. Его музыку отнесли к разряду “Smooth Jazz”, но это, конечно, условно. Действительно, в его записях никогда не было протеста, недовольства, ломки традиций. Наоборот – она всегда улучшала состояние духа тем, кто слушал ее, за счет своей мягкости и доброты. Но «приглаженной» и даже развлекательной ее тоже не назовешь. Ведь она была построена на истинном блюзовом чувстве, всегда требующем от слушателя затраты собственной энергии. Гровер ничего специально не приглаживал, он просто играл то, что чувствовал.
Президент Билл Клинтон в своем заявлении назвал Вашингтона одним из величайших музыкантов Соединенных Штатов. "Я всегда буду благодарен за оказанную мне честь - в 1993 году после джазового концерта в Белом Доме мы с Гровером играли вместе, - сказал Клинтон. - Я всегда буду благодарен ему за ту прекрасную музыку, которую он исполнял на праздновании моей инаугурации и моего 50-летия. Мне всегда будет не хватать и этого человека, и его музыки".
Комментарии
Подписаться