На протяжении последних нескольких лет страницы музыкальных журналов и блогов пестрят тэгами вроде «инди», «экспериментал», «авангард», «электро» и черт знает что еще настолько, что уже глазам больно. Стоит взять передышку и обратиться к самому что ни на есть мэйнстриму.
Воспользовавшись всемирно известными чартами продаж, можно достаточно легко определить пятерку главных альбомов в истории музыкальной индустрии, продававшихся в максимальном количестве экземпляров. Почти весь получившийся рейтинг выглядит весьма неожиданно.
1. Лидирует с сильным отрывом от остальных в этом чарте эпохальный шестой в дискографии поп-альбом Майкла Джексона «Thriller» 1982 года (110 миллионов проданных копий; Epic Records). Пожалуй, это единственный альбом в этом списке, который не вызывает вопросов.
В первыеже дни после выхода пластинки пресса посыпала хвалебными отзывами, вроде этого вNew York Times: «Мир поп-музыки теперь делится на Майкла Джексона и всех остальных». Продюсером диска стал Quincy Jones, знаменитый джазмен, также в записи поучаствовало более 25 различных музыкантов, в том числе Steve Lukather, Eddie Van Halen, Paul McCartney и Janet Jackson.
После появления на прилавках «Thriller» долгое время провисел в международных чартах и попал во все, какие только возможно, рейтинги лучших альбомов. Он явился не просто шедевральным поп-альбомом, а особым межкультурным явлением, собравшим воедино достижения всех музыкальных направлений, развившихся к этому времени, в рамках одного формата. Это очень сложная поп-музыка, которую очень оегко воспринимать.
И, конечно, обязательно стоит увидеть легендарное видео, когда Майкл Джексон впервые представил публике свою лунную походку.
2. Вторым номером во вселенском чарте альбомов стоит «Back in Black» австралийских хард-рокеров AC/DC (49 миллионов проданных копий; Atlantic Records). В феврале восьмидесятого года умер вокалист AC/DC Бон Скотт и группа была на грани развала, но ребята воспряли духом, доверили весь контроль над ситуацией гитаристу Энгусу Янгу и пригласили на роль солиста Брайана Джонсона, бывшего участника Geordie. Таким образом в 1980 году на свет появилась самая успешная хард-рок пластинки в истории музыкальной индустрии.
Каждый концерт AC/DC сопровождался настоящей гитарной феерией и неоднократными вызовами фейк-дьявола, хотя Бон Скотт на первый взгляд все же больше похож на местного сантехника, чем на настоящего рок-героя.
3. На третьей позиции закрепился самый противоречивый для русского слушателя персонаж — рок-н-рольный толстяк Meat Loaf со своим восьмидесятническим гитарным звуком — пластинка «Bat Out Of Heal» 1977 года (48 миллионов проданных копий; Epic Records). Нам этот человек больше знаком не в качестве музыканта с бесчисленной дискографией, а как актер, сыгравший в «Бойцовском клубе» великолепного Боба с огромными сиськами.
А вот видео Meat Loaf, которое в самой полной мере символизирует все то, во что превратился хард-рок в восьмидесятые по сравнению с его расцветом в предыдущем десятилетии.
4. Следующим номером идет, наоборот, самая предсказуемая из всех пластинок — сборник лучших песен самой американской группы на свете, The Eagles «Their Greatest Hits» (42 миллиона проданных копий; Asylum Records). В знаменитом чарте Billboard 200 этот диск продержался около 140 недель.
5. Завершает этот список важнейших мультиплатинновиков саундтрек к фильму «Телохраниель» 1992 года с шестью трэками от Уитни Хьюстон, сыгравшей в картине главную женскую роль (42 миллиона проданных копий; Arista Records).
На этом заканчивается пятерка самых продаваемых альбомов в истории. Сразу за ними следуют Backstreet Boys, Fleetwood Mac, Bee Gees и Pink Floyd. Альбом Pink Floyd "Dark Side of the Moon" после появления так сотрясал чарты продаж, что для массового выброса его копий на рынок построили специальный завод на Западе Германии, который еще очень долгое время работал только на этот продукт.
Даже из этого незамысловатого чарта легко можно заметить, что расцвет заработков музыкальных лейблов пришелся на период с середины семидесятых по конец восьмидесятых. Собственно говоря, это время характерно самыми высокими продажами пластинок, которых потом сменил более дешевый формат CD. За этот период музыкальные лейблы как явление не только окончательно сформировались, но и стали оказывать на артистов слишком сильное влияние.
В связи с этим многие музыканты начали (и все еще продолжают) шептаться, мол коммерческий аппарат в лице громадных рекорд-компаний убивает их музыку и все творческие потуги. Ко всему прочему со временем появились перезаписываемые кассеты и компьютеры, на которых можно было копировать и оцифровывать CD. С этого момента можно начинать обратный отсчет в судьбе больших музыкальных концернов. Их продажи падают, музыку переписывают и распространяют зерез интернет, а музыканты зачастую вообще не обращаются за помощью к лейблам и дистрибьюторам.
Но несмотря на все крики и возгласы артистов нельзя отрицать и положительного влияния, которое оказали огромные звукозаписывающие концерны на ход музыкальной истории. Например, почти весь ранний инди-рок и брит-поп получил такую огромную популярность в конце восьмидесятых и начале девяностых только потому, что рекорд компании начали массированно вкладывать деньги, заработанные во время своего золотого периода, в раскрутку этих молодых артистов. Даже группа Radiohead (как и весь брит-поп), которая сейчас выступает флагманским кораблем в борьбе с лейблами, получила свою первую популярность благодаря тому, что концерн EMI потратил немалые суммы на их развитие.
Одни говорят, что из-за затухания количества продаж и заработков музыка умирает, другие говорят, что она из-за этого непременно выигрывает. Но суть все равно в том, что мы находимся в стадии перехода от одних принципов рынка к дргим. И сказать, получили мы от этого что-то или потеряли можно будет только постфактум, а пока стоит внимательно за всем наблюдать, а возможно даже участвовать.
На сегодняшний день безоговорочным лидером по количеству продаваемых альбомов являются США, которым принадлежит около 30% всего рынка, сразу за ними следует Япония с 17%, а вот остальные страны держатся далеко позади, даже Англия обходится всего 8%, хотя имеет в своем багаже столько знаменитых музыкальных коллективов, что и представить сложно.
Самым крупным звукозаписывающим концерном на сегодняшний день является группа компаний, объединенных под названием Universal Music Group, владеющая 31,71% всего рынка. Эта ассоциация включает в себя массу дистрибьюторских контор, студий и подлейблов, таких как Interscoe, Motown, Island, Def Jam, A&M и Verve.
Стоит еще вспомнить о форматах продажи и распространения музыки. На этом графике наглядно видна тенденция к постепенному угасанию всех возможных видов физических носителей и росту доли цифровых форматов в 2000-ых. Только виниловым пластинкам удается сохранять практически полнейшую стабильность, видимо, только благодяря тому, что они сейчас для многих представляют определенного рода фетиш и предмет для коллекционирования.
Комментарии
Подписаться