Как поддержать разговор с друзьями, увлекающимися «черной» танцевальной музыкой, или чего ждать на любой фанк-вечеринке, кого послушать, если вам нравится звучание басовых слэп-партий, и как всегда быть «в теме»? На все подобные вопросы призвана ответить эта рубрика. И первый ее выпуск, как вы уже догадались, посвящен фанк-музыке, ее самым ярким и известным представителям.
Фанк сейчас снова стал жутко модным: модно звучат «фанковые» гитары в музыке почти всех популярных направлений, актуален молодой новаторский хип-хоп, который всем своим существованием опирается на семидесятые, а в «Солянку» практически невозможно зайти, не услышав ритмично звучащий «фанковый» бас.
Итак, кого же стоит послушать в первую очередь, так сказать вашему вниманию короли фанка.
Путешествие по этому музыкальному направлению все поголовно начинают с этого артиста. Джеймса Брауна называют отцом, дедушкой и основателем фанка. Почти все слышали его «I feel good», но не упомянуть его в этом списке было бы ошибкой. Самым знаменательным его релизом принято считать концертник «Live at the Apollo» 1963 года, но тогда это еще не было фанком в современном его понимании, то была музыка, послужившая началом целому движению музыкантов по соединению джазовых приемов и рок-н-рольной энергетики.
Джорджа Клинтона и его банду обычно называют прародителями направления «P-Funk». Группа Funkadelic стала настоящим идолом для любителей чернокожего грува, а Джордж Клинтон со своим сольным творчеством и группой Parlament — обязательный атрибут любой вечеринки в этом стиле.
Ключевые альбомы:
- Free Your Mind ... And Your Ass Will Follow — 1970
- Maggot Brain — 1971
- Cosmic Slop — 1973
- One Nation Under The Groove — 1978
Эта группа отличается тем, что состоит на 90% из представителей белой расы. Калифорнийская десятка из Оукленда Tower of Power стала заметна после своего шедеврального одноименного альбома 1973 года. Их фанк ближе к джазу и менее танцевален, но является одним из, что называется, столпов.
Ключевые альбомы:
- Tower of Power — 1973
- Back To Oakland — 1974
- Urban Renewal — 1975
Эта музыкальная семейка произвела настоящий фурор на арене фанк-музыки: о них трубил Джимми Хендрикс, их приглашал поиграть вместе Майлс Дэвис после того, как увлекся фьюжном, они выступали на сцене главного в мире музыкального фестиваля «Вудсток» и так далее, и тому подобное. Слай Стоун со своей афро-шевелюрой всегда был одним из главных музыкальных модников и секс-символов и успел поиграть за свою карьеру почти со всеми и почти все: от бликой к джазу музыки до настоящего хард-рока и психоделии.
Ключевые альбомы:
- Life — 1968
- Stand! — 1969
- There’s a Riot Goin’ On — 1971
- Fresh — 1973
Достаточно странная группа из Огайо, как это уже видно из названия, смешивала в своей музыке соул и фанк в очень индивидуальных пропорциях. А на что похожи их пластинки? Просто загляденье: сэкси чикс, мед, пот, костюмы и все в этом духе. Из этого винила точно можно составить шикарную коллекцию.
Ключевые альбомы:
- Pain — 1971
- Skin Tight — 1974
- Fire — 1975
- Honey — 1975
Херби Хэнкока невозможно причислить к ряду фанк исполнителей, как и к любому другому, впрочем. Он просто знаменитый джазовый пианист, пересевший в какой-то момент за синтезатор. Он играл модальный джаз (участвовал в оркестре Майлса Дэвиса), играл фьюжн, но начало и середина семидесятых в его творчестве прошли под знамением фанка, который позже сменило увлечение буги.
Ключевые альбомы:
- Crossings — 1971
- Head Hunters — 1973
- Thrust — 1974
- Man Child — 1975
Потрясающий вокалист, безграничный талант которого был заметен еще когда он был одним из участников соул-трио Impressions. В своей сольной карьере Кертис Мэйфилд всегда записывал очень романтичную и красивую музыку, насыщенную характерными элементами фанка: особым басом, гитарами и очень специфической ритмикой.
Ключевые альбомы:
- Curtis — 1970
- Live — 1971
- Roots — 1971
- Superfly — 1972
- Back To The World — 1973
Очень красивая и простая для восприятия группа, похожая на всех и ни на кого одновременного. Тут лучше просто послушать и все сразу станет ясно. А еще говорят, что после прослушивания «Беспечного ездока» тачки и правда можно угонять за 60 секунд.
Ключевые альбомы:
- All Day Music — 1971
- The World Is a Ghetto — 1972
- Deliver The World — 1973
- Why Can’t We Be Friends — 1975
Полностью белая пятерка и полностью белая музыка, хотя, вроде бы, совершенно не возникает вопросов, фанк ли это. Местами все звучит слишком дико, а местами слишком сладко.
Ключевые альбомы:
- Wild Safari — 1972
- Watch Out — 1976
- Bestial — 1982
Нью-Йоркская пятерка, собранная в 1976 году гитаристом Найлом Роджерсом и басистом Бернардом Эдвардсом. Все у них было очень красиво и качественно, но известны они стали скорее благодаря кокаиновым диско-трэкам, чем благодаря своему раннему фанку.
Ключевые альбомы:
- Chic — 1977
- C’est Chic — 1978
- Risque — 1979
Закончит этот рейтинг безумно известный и талантливый слепой пианист Стиви Уандер. О нем много говорить не хочется, все и так все знают. Ранняя команда музыкантов лейбла Motown вся состоит исключительно из суперзвезд, а Стиви даже среди них выделяется своим очень разноплановым и всегда чертовски своевременным творчеством.
Ключевые альбомы:
- Where I’m Coming From — 1971
- Talking Book — 1972
- Innervisions — 1973
- Songs In The Key Of Life — 1976
- ... and many more.
P.S. В последнее время количество постов с упоминанием Майкла Джексона превысило любой разумный максимум, поэтому о группе Jackson 5 я писать не стал, но они, конечно, тоже входят в обязательную программу для домашнего прослушивания.
P.S.S. И под конец стоит обязательно посмотреть ролик о культурных войнах между слэп-фанком и нью-вейвом с участием бурого медведя, Говарда Муна и Винса Нуара.
Комментарии
Подписаться