Группа «Ким и Буран»: «Человечеству нужна война, чтобы научиться снова чувствовать красоту».
Космические капитаны XXII века Ким и Буран вряд ли догадывались, что в далеком прошлом существовала названная в их честь группа, игравшая музыку еще более далекого прошлого: «космическое» ретро 80-х, которое сейчас звучит до умиления наивно, а тогда – заставляло людей всерьез мечтать о преодолении времени и пространства, покорении далеких планет и захватывающих межзвездных путешествиях. Сейчас, когда фантазии людей стали куда более приземленными, «Ким и Буран» продолжают воспевать научно-фантастическую романтику, причем делают это на полном серьезе, искренне, без стеба и заигрываний с постмодернизмом. В преддверии выступления «Кима и Бурана» на фестивале Sci Fi Poehali Party мы пообщались с лидером группы Славой Завьяловым о кислоте, летающих тарелках и «Отроках во вселенной».
Почему так получилось, что космос у всех стал ассоциироваться именно с такой музыкой?
В первую очередь, это связано с изобретением синтезатора, звук которого и стал диктовать настроения космической музыки. Ну и романтизация космического пространства: нечто светлое, доброе и бесконечное. Одним из первых, кто стал работать в этом направлении, был Жан-Жак Перрей. Конечно, не обошлось без влияния кислотно-психоделической культуры. Дух времени, ничего не поделаешь.
Как бы ты определил культурную среду, из которой возникла группа «Ким и Буран»? Из какой вы тусовки?
В Питере одна большая тусовка, без границ. Группа «Ким и Буран» просто возникла, сама по себе. Я люблю сочинять музыку, и один мой друг сказал, что это хорошая музыка, и ее надо играть вживую. Друг стал басистом, а я играл на клавишах. Иногда бывает, что на какой-нибудь тусовке случайно встречаешь человека и начинаешь с ним что-то совместное делать. Это невидимое притяжение между людьми, которые не случайно встречаются. Судьба, в общем. Но в то же время это случайно.
Какую роль в вашем творческом становлении сыграли Костров и Гитаркин из группы «Нож для фрау Мюллер»?
«Нож для фрау Мюллер» оказали довольно значительное влияние на нашу музыку. Но и не только они. «Ножи» сами сильно похожи на Жан-Жака Перрея. Вообще, в музыке нет ничего абсолютно нового. Если покопаться, то даже у самого гениального музыканта можно обнаружить примеры заимствований и влияний. Поэтому так важно, чтобы в музыке шел авторский подтекст. Личная история, которая касается только тебя, и которую ты рассказываешь в звуках. Дело здесь вовсе не в форме. Главное, чтобы тебе было, что сказать людям.
Какие еще группы оказали влияние на творчество «Кима и Бурана»?
Вся детская музыка из 60-х – 70-х. В детстве я фанател от Жана Мишеля Жарра и немного от группы Space.
С какими группами вас чаще всего сравнивают? Нравятся ли тебе эти сравнения?
Сравнивают редко. А если и сравнивают, то с «Ножами». Пускай сравнивают.
Есть ли среди музыкантов, эксплуатирующих околокосмическую тематику, разделение на попсу и не попсу? Например, группа «Земляне» – попса, а Жан-Жак Перрей – тру?
Группа«Земляне» – социальное явление, а Жан-Жак Перрей уже давно улетел в космос.
Составь, пожалуйста, личный топ-лист музыкальных композиций о космосе.
Эдуард Артемьев, «Медитация» («Сталкер»)
Pink Floyd, «Shine on your Crazy Diamond»
Давай разобъем этот список каким-нибудь вопросом. Случались ли у тебя контакты с внеземным разумом?
Внеземной разум преследует нас каждый день. Просто мы этого не замечаем. Внеземной разум каждый может открыть в себе. Сон – это уже внеземной разум. Глубоко под водой живут рыбы, которые как инопланетяне, да и в Африке полно животных-инопланетян.
А если говорить о визуальных контактах, то однажды в детстве я видел летающую тарелку. Она пролетала над нашим маленьким городом, где я родился. Я шел с мамой.
Круто. А теперь озвучь, пожалуйста, личный топ-лист фильмов о космосе.
«Космическая одиссея 2001 года»
По твоему, «Отроки во Вселенной» круче, чем «Москва-Кассиопея»?
Конечно! В «Москве-Кассиопее» слишком мало космос показывают.
Как ты считаешь, насколько уместно в наши дни возрождать атмосферу космической романтики 80-х? Сможет ли она найти массовый отклик в сердцах современной молодежи, не успевшей застать эпоху гонки вооружений и тотальной космической пропаганды?
Я думаю, что ничего не надо пытаться возродить. Земной шар невозможно заставить вращаться в обратную сторону. Что было, то прошло. Просто есть ретро, и это круто. Эти звуки и этот стиль до сих пор активно используются в современном кино, в музыке и в моде. Все должно перетекать и синтезироваться. Тем более что сейчас кризис во всем. Самое яркое изобретение нулевых – это minimal techno и deep house. А вот автомобили сейчас выглядят уродливо, и вообще весь промышленный дизайн какой-то некрасивый. Люди одеваются ужасно. Мне кажется, это все потому, что мы слишком расслабились. Наверное, человечеству нужна война, чтобы оно снова научилось чувствовать красоту.
Официальный сайт «Ким и Буран»
Два лучших альбома «Кима и Бурана»: «Космос детям» и «Rock'n'Robot». Дизайн: Владимир Шрейдер.
Комментарии
Подписаться