Каждый раз, когда на Look At Me выходят посты о клубных событиях, в комментариях непременно появляются просьбы привезти того или иного артиста. Немногие знают, чего это стоит организаторам: как выбирают артистов, как работают с аудиторией, сколько человек должно прийти на вечеринку и сколько алкоголя должно быть выпито, чтобы не оказаться в минусе — обо всем этом рассказывают люди, знающие толк в клубном и концертном бизнесе.
|
|
Андрей Алгоритмик — промоутер, участник творческого объединения how2make, совладелец лейбла Nervmusic, основатель Algorythmik и Toy Piano Records. |
|
|
Кирилл Сорокин — журналист, промоутер клуба «Солянка», ди-джей. |
|
|
Наташа Abelle — промоутер и владелец клуба Арма 17, ди-джей. |
|
|
Сергей Orange — промоутер, арт-директор клуба Симачев Бар, ди-джей. |
|
|
Александр Чепарухин — концертный промоутер и музыкальный продюсер, организатор концертов таких артистов, как Jhon Zorn, Philip Glass, King Crimson и Kraftwerk. Арт-директор международного фестиваля «Сотворение Мира». |
Для того, чтобы не запутаться в специальных терминах, мы подготовили небольшой словарь профессионального сленга.
Словарь промоутера:
Агент — частное лицо или сотрудник букингового агентства, занимающийся организацией выступлений артиста и обеспечивающий ему юридическую и экономическую защиту.
Букинг — система отношений между артистами и промоутерами клубных мероприятий.
Райдер — документ, содержащий перечень технического оборудования и бытовых требований, предъявляемый выступающим артистом к организаторам мероприятия.
Ростер — перечень артистов предлагаемых к букингу в агентстве или у агента.
Line Up — расписание выступления артистов на конкретном мероприятии.
Выбор артиста
Андрей Алгоритмик: «Выбор артистов зависит от того, куда и зачем ты их везешь. Кто-то привозит артистов под клуб, кто-то под хайп, кто-то под развитие идеи и направления определенного музыкального стиля в целом — то, что мы делаем на how2make. У меня много идей и привязанностей, я работаю над разными интересующими меня проектами и привозы формирую исходя из них» Кирилл Сорокин: «Нельзя букировать артиста, не имея достаточного количества денег или спонсора. Нельзя букировать того, кого ты не в силах привезти. Лучше привезти маленького артиста, которого ты сердечно любишь, чем везти большого, ориентируясь на некую конъюнктуру. И прежде чем затевать что-либо, нужно сперва изучить свою записную книжку, чтобы наверняка понимать, что есть по крайней мере 50 человек, которые точно к тебе придут. Нужно просто быть уверенным в том, что то, что ты делаешь способно кого-то поразить. Это как в случае с первым концертом Velvet Uderground, куда пришло 50 человек, но потом каждый из них основал свою группу». Наташа Abelle: «Когда ты выбираешь артиста, ты судишь по четырем параметрам:
Важно, какую ауру артист создает вокруг себя, может ли он сделать праздник. Сейчас мы много ездим по разным заграничным мероприятиям. Стараемся посещать все интересные события, видим, кто как себя ведет. С кем-то возникает личная химия. С этими артистами мы больше всего любим работать. Позитивный настрой друг к другу — это уже половина успеха хорошей вечеринки. Чем больше у тебя получается хороших вечеринок, тем лучше твоя репутация в мировом сообществе, тем больше хороших ди-джеев стремятся выступить в твоем клубе на наиболее выгодных условиях. А если вечеринки не получаются регулярно — об этом сразу становится известно» Аудитория Андрей Алгоритмик: «Аудитория how2make — это прежде всего концентрация друзей и друзей друзей, а также люди, которым интересен тот или иной проект из объединения и музыкальная составляющая вечеринок в целом. В людях важен как музыкальный фундамент, звучание, на котором они росли, так и открытость к новой музыке и друг к другу». Наташа Abelle: «Модный музыкант не синоним успешной вечеринки. Нужно четко знать аудиторию того места, куда вы его привозите. Если клуб новый, то надо сразу же определиться — на кого клуб будет рассчитан, дальше донести эту новость до этой аудитории и только тогда формировать расписание. Сформировавшийся клуб уже работает на свою аудиторию. Она может меняться от вечеринки к вечеринке незначительно, но все равно вектор уже определен. Важно определить для себя дорогу для развития. Куда мы хотим вести публику, как ее развивать, любовь к какой музыке прививать. Мы никогда не занимаем пассивную позицию в этом плане, иначе можно было бы круглый год возить одного Джеймса Забиелу. У любого хорошего промоутера должны быть долгоиграющие цели, а не сиюминутное желание заработать денег». |
|
Три уровня клубных выступлений:
Пример: Вечеринка how2make @ Солянка Бар, артист: Skymark (ESP)
Пример: Dub FX @ Dubclub, артист Dub FX (UK)
Пример: Вечеринка Cocoon @ Арма 17, артист: Ricardo Villalobos (DE/CL) |
Сергей Orange: «В Симачев бар, например, люди не приходят слушать музыку — они приходят выпить и повеселиться, им не нужно ничего навязывать — нужно просто показать, что весело может быть под разную музыку. Дальше публика решает сама».
Александр Чепарухин: «Если говорить про работу с аудиторией, то в этом регионы ведут себя намного более открыто. Рекламные ресурсы у властей объемнее, а пресса играет гораздо большую роль, чем в Москве. Несколько лет назад в московской Афише могла выйти статья Максима Семеляка про концерт группы Brazzaville, и на него пришло бы 500 человек только из тех людей, которые прочитали этот материал. Сейчас такого издания нет».
Этика промоутеров
Наташа Abelle: «Есть несколько правил, которые нельзя нарушать: прежде всего, необходимо неукоснительно выполнять технический райдер. Вроде бы очевидно, но почему-то многие считают: "Что, не ди-джей что ли? И так сыграет". Это может убить отношение с артистом и испортить вечеринку. Артисту нужно дать возможность на 100% показать то, на что он способен, а это возможно только в том случае, если вы выполните все его требования.
Как артиста встретишь, таким у него и настроение будет. Правила гостеприимства никто не отменял. Очень важно пообщаться с артистом до начала вечеринки, донести до него, что будет происходить, рассказать об особенностях клуба, публики.
Ни в коем случае нельзя говорить артисту, что он играет что-то не то, вмешиваться в процесс игры — это может испортить все».
Сергей Orange: «Есть определенные общечеловеческие этические нормы — их и нужно придерживаться».
Проблемы индустрии
Кирилл Сорокин: «Больше всего меня расстраивает то, что появилось целое поколение потребителей, которые относятся к музыке совсем уж как к продукту, пище. Когда ты ешь котлету, ты отмечаешь — вкусная она или нет и, в общем-то, благополучно (ну или неблагополучно, если совсем дерьмо, а не котлета) о ней забываешь. И тебе в голову не придет назавтра эту котлету вспоминать или того пуще обсуждать — назавтра ты просто ешь еще одну. Точно так же и с музыкой.
В Лондоне даже такая чудовищная группа как какие-нибудь The Hives дает пять концертов — и на все sold out. И это при том, что The Hives – это вообще запредельная, абсолютно беспросветная чепуха. У нас же только у Филиппа Киркорова случается по десять аншлаговых концертов подряд – и это, кроме шуток, говорит о том, что артист он действительно выдающийся, хоть его музыка давно уже не вызывает у меня никаких, даже негативных эмоций».
И Филипп Киркоров, и группа the Hives любят белое. Возможно, именно в этом секрет их успеха.
Андрей Алгоритмик: «Сейчас по-прежнему существует проблема с нехваткой хороших новых мест. Москва — быстрый город, и требует все новых и новых площадок. Они открываются, но их уровень оставляет желать лучшего. В них нет уюта. Поэтому сейчас возрастает спрос на масштабные квартирники».
Сергей Orange: «Если говорить про Россию, основная проблема заключается в том, что все хватаются за одно и то же. Если в одном месте появилось что-то (лекции, музыка определенного стиля, публика), то через какое-то время появляется еще 10 мест, которые хотят сделать то же самое. Я не совсем понимаю, зачем это нужно. Не хватает мест разной направленности — именно хороших мест, а не подделок.
Что касается привозов, я встречал разных промоутеров, так как работаю еще и арт-директором. Этики и честности российским промоутерам явно не хватает — все очень не честно делается. Периодически работаю только с Casa, Олегом Fstep-ом и Булатом Шариповым».
Александр Чепарухин: «Для меня сейчас гораздо комфортнее работать в регионах. По многим причинам. Взять хотя бы Пермь, которая, по моему мнению, в ближайшее время станет новой культурной столицей. Там проходят лучшие выставки видеоарта в России, строятся звукозаписывающие студии мирового масштаба, а местные чиновники не только не мешают, но и способствуют проведению различных музыкальных фестивалей. |
|
Пермь действительно может стать новым культурным центром России. Недавно у города появился новый знак:
«Да, и на каждом въезде в Пермь будет поставлена большая красивая буква П» – Артемий Лебедев, ЖЖ А в скором времени власти обещают открыть Пермский центр развития дизайна. |
Решающий фактор
Пять причин, почему артисты не едут в Россию
Коммунизм Tom Waits не хочет приезжать в Россию, так как уверен, что коммунизм еще не изжил себя. |
Опасно Aphex Twin считает пребывание в России слишком опасным для того, чтобы приезжать сюда еще раз. Интервью с Aphex Twin, за которое стыдно. |
Много денег Группа U2 требует больше 2,000,000 долларов за свое выступление. Это слишком дорого по меркам не только России, но и, пожалуй, любой другой страны. |
Холодно Никто из музыкантов публично не признается в том, что не хочет ехать в Россию из-за не самых благоприятных климатических условий. Однако те, кто все-таки приехал, пишут в своих блогах и говорят об этом в интервью. |
Далеко AC/DC не хотят выступать в России, потому что перелет из Австралии в Москву занимает слишком много времени. К тому же, слишком сложно везти все музыкальное оборудование. |
Кирилл Сорокин: «Говоря языком маркетинга, Россия не относится к разряду приоритетных зон в плане дистрибуции. Потому что Россия — она в этом смысле немножко как Северный полюс: может, там тоже есть уйма поклонников Lykke Li или Little Boots, но никто — в том числе, и сами артисты — об этом не подозревает.
Том Уэйтс не хочет сюда ехать, потому что ненавидит коммунизм и отчасти справедливо полагает, что от того, что вместо СССР страна стала называться РФ, мало что поменялось. Radiohead весьма избирательны в том, где они выступают, и отдельное внимание уделяют вопросам безопасности. А группу U2 сюда пытаются привезти черт знает сколько времени, но элементарно не хватает денег, потому как стоят они порядка двух миллионов».
Андрей Алгоритмик: «Артистов из разряда Lykke Li возить весьма проблематично. На волне молодой популярности у них есть огромный список куда более сладких мест, чем Москва, к тому же их агенты будут спать спокойнее когда их звезда кочует по Европе».
Александр Чепарухин: «Многие большие артисты заведомо завышают на себя цену, так как считают, что в России полным-полно толстосумов и олигархов. Отчасти так и есть. Они сделали эту репутацию регулярно проплачивая огромные гонорары за корпоративные выступления таким музыкантам, как Amy Winehouse или Elton John.
Уже давно я усердно работаю над тем, чтобы привезти в Москву King Crimson, Radiohead и Тома Уэйтса. Организация качественных музыкальных фестивалей по всей России улучшает имидж страны в глазах иностранцев. А лично мне это помогает добиться согласия артистов на гастроли у нас».
Есть одна большая проблема, с которой сталкиваются практически все московские промоутеры: если в Европе на вечеринки по спискам проходят не более 10% людей, то в Москве (если это, конечно, не коммерческие фестивали а-ля ЦЕХ) даже на дорогие мероприятия — более 60%. И ничего здесь не сделаешь.
Оформление Даниила Трабуна
Комментарии
Подписаться