В далёкие 60е английскую молодёжь захлестнула волна жизнерадостной и зажигательной музыки с Ямайки, которая заставляла ноги каждого посетителя клуба притоптывать в такт. С тех пор прошло много лет, но и по сей день ямайский джаз находит по всему миру своих ценителей, неся через поколения традиции и истоки стиля.
На сегодняшней день московская группа The Maintainers - пожалуй, самая неординарная и контрастная команда музыкантов, играющих карибский джаз. Ребят объединила любовь к жаркой ямайской музыке, слабой доле и сильное желание развиваться в этом направлении. За относительно недолгое время существования коллектива группа уже может похвастаться выступлениями с такими признанными классиками жанра, как The Wailers и Dr Ring Ding.
Сегодня мы пригласили их к себе в гости, дабы поговорить о Ямайке и джазе, о московской сцене и её новостях - ну и вообще, просто познакомиться.
Moscow Mod Scene: Товарищи музыканты, представьтесь, пожалуйста. Расскажите немного о себе и о том, чем вы занимались до прихода в группу The Maintainers. Расскажите о том, как появилась группа.
Шамиль Александрович (альт-саксофон, художественный руководитель): Группа The Maintainers существовала всегда. Хотя кто-то и скажет, что нам четыре года. Каждый участник группы интуитивно чувствовал, что где-то есть такое место, где звучит музыка, которая ему нравится. Кто-то пробовал себя в других коллективах, кто-то просто ходил на концерты и искал это звучание.
Привет, я - Даутов Руслан, ритм- и соло-гитарист группы The Maintainers, вдохновлённый ямайской и английской культурой 50х и 60х годов. Влюблён до безумия в чёрную музыку. Одним солнечным летним днём 2005 года у нас с драммером Даниилом возникло желание создать группу, играющую в направлении Jamaican Jazz - Ska. Позже состоялись первые репетиции, на которых Даниилом было предложено название для будущего коллектива – The Maintainers. Наш дебют состоялся в декабре 2005 года – это был закрытый концерт, на который были приглашены только друзья. Именно это выступление принято считать началом существования MT.
Талакуева Оля (клавишные): The Maintainers для меня – это прежде всего мои друзья. Дружба с участниками коллектива и предопределила моё появление в группе в качестве клавишницы. The Maintainers - это неожиданно приятный поворот в моей биографии. Это спустя два года я не могу себе представить жизнь без группы, а тогда мне всё казалось лишь счастливым экспериментом. Я присоединилась к ребятам, когда они уже существовали больше года, уже успели чего-то добиться, чему-то научиться, пережить некоторые перестановки. Для меня было чрезвычайно интересно окунуться внутрь музыкального организма, стать его частью, чувствовать эйфорию от того, что мы все по крупинке можем создать нечто цельное!
Егор, басист сего коллектива. Всю сознательную жизнь занимаюсь музыкой; попал в группу, когда Дэн (барабанщик) меня попросил сыграть с его коллективом концерт на разогреве у группы Alaska. Отыграл и всё, но весьма проникся. Позже, после ухода предыдущего басиста, я снова сыграл концерт, далее так и остался :)
Привет, я - Пахомов Павел, в группу The Maintainers я попал, как ни странно, из-за интереса к реггей, ска, ямайской и карибской музыке. Играю на перкуссии (конги, бонги, тимбалес ну и различные иные латиноамериканские этно-ударные, так сказать, инструменты), добавляя тем самым южноамериканской окраски - что, в общем-то, не возбраняется, а лишь поощряется. В группе играю почти год, чему очень рад. Рад и тому, что сейчас принимаю участие в записи EP нашего коллектива.
Стрельцов Василий - тенор-саксофон. Юноша почти двадцати четырёх лет, экстрасенсорными данными не обладаю. Постоянным хобби была и остается музыка, и все что с ней связано! Любовь к духовым инструментам не могла обойтись без влияния ска-музыки. Около двух лет играл в подозрительных «ска»-командах, так как не мог найти единомышленников, поклонников ямайского ска. После этого я стал играть в фанк-группе. Признаться, «школа фанка» не прошла даром: я стал намного больше понимать музыку, её суть, по-настояшему чувствовать грув и кач «чёрной» музыки. В The Maintainers позвал меня Пахомов Павел, за что ему от меня большое спасибо! Естественно, я с радостью согласился и теперь я играю глубоко мною любимый Ямайский ска!
MMS: Ямайский джаз? Что это? Можно ли рассматривать его как самостоятельное джазовое течение или это часть какого-либо «большого стиля»?
Руслан: Корни этой музыки исходят из стиля менто, зародившегося ещё в XIX веке и сочетающего в себе африканские и европейские музыкальные традиции. Позднее музыканты развивались - слушали и обучались американской джаз-музыке и исполняли её, но уже в собственной, ямайской интерпретации. Также считается, что стиль калипсо с островного государства Тринидад и Тобаго сыграл роль в появлении ямайской музыки. Под ямайским джазом или ямайским ритм-н-блюзом мы подразумеваем стиль ска. Об этой музыке можно говорить очень долго, можно написать статью или даже книгу. Послушайте Skatalites - я считаю, что они сыграли главную роль в определении этого стиля и являются первой и неповторимой группой в мире.
Павел: По моему мнению, в музыке надо ставить как можно меньше ярлыков, давать место эксперименту и слиянию стилей, но при этом чтить традиции и каноны (т.к. иногда очень приятно прочувствовать какой-либо стиль до самых его корней, и в таком же чистом виде представить на суд публике, чем, наверное, мы сейчас и занимаемся). Некоторые из этих традиций не подлежат модернизации, если только в минимальном проявлении. Грань тут очень зыбкая, и так как музыка, бесспорно, вещь эмоциональная, то здесь всё зависит от настроения созидателей. Все мы являемся частью чего-то большого, и с каждым годом удивить кого-то чем-то новым всё сложнее и сложнее.
MMS: Я обратил внимание на то, что ваши музыканты играют по нотам. Расскажите пожалуйста об аранжировках, аранжировщиках и доли импровизации в вашей музыке.
Шамиль Александрович: Я занимаюсь аранжировкой и инструментовкой. Как и в каждом творческом коллективе, всегда рождается тема, на репетиции каждый музыкант предлагает варианты её развития. Удачные моменты фиксируются и берутся в работу. В репертуаре группы более пятидесяти композиций, мы постоянно пробуем свои новые сочинения.
Руслан: Наши музыканты уже давно не играют на концертах по нотам. Если вы говорите о недавнем концерте в клубе «16 Тонн» - игра по нотам у духовых была связана с изменением инструментовки по причине прихода в коллектив нового члена – тенор-саксофониста Василия. Если говорить об импровизации, то она составляют основную часть всех наших инструментальных композиций.
Оля: Мне, как человеку, учившемуся в рамках академичной классической школы, сложно представить игру вообще без нот. Ноты - это общий язык музыкантов, они придают организованность и общность.
Егор: В нашей музыке даже аккомпанемент имеет импровизационный характер, фиксирована только форма, стиль и гармония/мелодия, во всём остальном - свобода мысли. Ноты же помогают ничего не напутать ввиду объёма музыкального материала. У меня, к примеру, есть один заламинированый лист бумаги с гармоническими сетками, музыкальными ребусами, отдельными пометками и отпечатком кружки кофе в уголке :)
Павел: Я часто импровизирую, мой инструмент это мне позволяет. Подхватываю волну напора, так сказать, и плыву по ней, как на сёрферской доске.
MMS: Есть ли существенная разница в мелодике импровизаций между ямайским джазом и, скажем, к примеру европейским? Есть ли какие-либо важные моменты, или всё упирается только в ритм?
Шамиль Александрович: Разница в мелодике импровизаций лежит в сердце каждого отдельного исполнителя, его технической подготовленности и творческой фантазии.
Егор: Сложно провести параллели с именно европейским джазом, он весьма вторичен. Если говорить о традиции американского джаза, то он в импровизационном смысле более горизонтальный - полутоновые опевания, использование множества ладов. Нельзя сказать, что что-то во что-то упирается, такая музыка переплетена и завязана внутри неё самой. Важным моментом является чувство слабой доли.
Руслан: На мой взгляд, ямайские импровизации отличаются своей лаконичностью и мелодичностью. А вообще, это секрет группы The Maintainers!
MMS: Сейчас, насколько я знаю, к вашей группе присоединился вокалист. Пожалуйста, расскажите о нём. С чем связано его появление? Как теперь изменится музыкальная политика группы?
Павел: Начнем с конца, если позволите. Политика никак не изменится, так как к появлению вокалиста мы давно готовились, и последний год наша политика строилась относительно этого. Вокалиста зовут Джуниор, он приехал в Россию с Гаити, и после некоторых переговоров оказался в нашем коллективе. Откровенно говоря, работы с ним предстоит ещё много, и со временем композиций с его участием будет гораздо больше.
Егор: Принц Джуниор - очень перспективный вокалист. Появление его связано с желанием получить наиболее аутентичное звучание.
Оля: Вокалист - давняя мечта группы. Это новая ступень развития и новый материал для работы. Джуниор отлично вписался в наш коллектив и дал новый толчок для дальнейшего совместного творчества. Появление вокалиста - логичный шаг, который подразумевает лишь одно: появление большего количества вокальных песен.
MMS: Вы стоите особняком на российской ска-сцене. Это сознательный шаг? Признайтесь честно, он оправдан? Возможно ли не идти на поводу у сложившихся вкусов публики и просто гнуть свою линию?
Руслан: Мы находимся в строгих стилевых рамках музыкального направления, и своей музыкой мы пытаемся раскрыть глаза слушателю на музыку ска, реггей, рокстеди. Стиль ска существует больше полувека; естественно, что он породил ряд традиций и взрастил не одно поколение преданных слушателей в мире. Но в России за это время само явление успело обрасти мифами и ярлыками, искажающими саму сущность феномена. Мы же в первую очередь пытаемся донести слушателю эту музыку в её первоначальном виде. Мы стараемся выступать с интересными нам иностранными исполнителями, от которых мы можем получить полезный нам музыкальный опыт. Но также мы готовы выслушать и российские коллективы, если они близки нам по духу. Лично я из московской сцены могу выделить старый коллектив Chattanooga Ska Orchestra - хотя их я бы охарактеризовал больше как ска-джаз, их старый состав очень мне нравился.
Павел: К сожалению, у многих людей очень поверхностное отношение к этому стилю (как, собственно, и к реггей). Они хватаются за какие-то атрибуты, которые бросаются им в глаза - реже в уши - и следуя им, совершенно забывают о содержании и сильно (я бы сказал, кардинально) меняют само понятие. Мы же, как уже говорилось, хотим донести эту музыку в самом её первозданном виде. Ска без кавычек :)
MMS: Расскажите о тех людях, которые ходят к вам на концерты. Какой вы хотели бы видеть свою публику?
Оля: Изначально на наши концерты приходили друзья и знакомые - поддержать нас, послушать наши труды, посмотреть на наши достижения. Немного идеализируя, хочется, чтобы и дальше каждый пришедший к нам на концерт чувствовал себя другом и единомышленником. Слушатели и ценители - главная благодарность для музыканта!
Шамиль Александрович: Наша публика – это позитивно настроенные люди, желающие слушать солнечную музыку.
Павел: Хотелось бы видеть публику танцующей и весёлой, в большом количестве, и ни в коем случае не подкованной какой либо болезненной политической идеей - увы, сейчас это имеет место.
Егор: Рады любой неагрессивной (под стать нашей музыке) публике, вне зависимости от возраста или какой-либо принадлежности.
MMS: Каким вы видите будущее российской ска (ска-джаз) сцены?
Руслан: Трудно сказать... Надеюсь, в будущем увеличится количество людей, интересующихся истоками этой музыки, тогда, быть может, она обретёт хотя бы половину той силы, которой она обладает в мире. Всё зависит от нас и слушателей.
Егор: Ну, если в России произойдет квантовый культурный скачек, то будущее у такой музыки будет лучезарным.
Василий: По моему мнению, будущее ска в России наступит не скоро, если вообще наступит... Уж больно пост-советское у нас общество, господа - единицы команд умеют играть интеллигентно, а это самая главная проблема. Даже младенец понимает: чем культурней группа, тем культурнее у неё публика, а разве это не прекрасно - когда слушатель понимает и уважает дух, идею и смысл? Люди попросту не готовы к такому восприятию ска в России, нам бы Ленинградщину подавай. Поэтому мы рады делать это великое дело: делать музыку красивой и интелегентной!
MMS: Насколько я знаю, вы работаете над первым альбомом. Расскажите пожалуйста о нем, и вообще о планах на будущее. Когда планируете захватить мир?
Павел: Да, верно, совсем недавно мы приступили к записи альбома, там будут как собственные композиции, так и всем известные вещи мэтров данного направления (с определённой модификацией, естественно). О сроках говорить сложно - работы, повторюсь, много.
Оля: Запись - очень занимательный и приятный, но трудоёмкий и долгий процесс. Думаю, что многие понимают, о чём я говорю. А для меня это первая серьезная запись: эмоции переполняют, все неизведанно и интересно! Хочется порадовать слушателей качественными записями и преподнести на суд публики наш общий труд. И это просто необходимо, ибо интерес к группе растет, люди хотят нас слушать и иметь представление о нас. А если говорить про планы на будущее, то, в первую очередь, это обширная работа с вокалистом. Уж с таким очаровательным представителем карибского острова Гаити мы обязательно покорим мир!
MMS: Что бы вы хотели сказать нашим читателям в целом и московским модам в частности?
Шамиль Александрович: Приходите на наши концерты, приводите друзей и знакомых. Мы будем рады играть для вас нашу любимую музыку, которую надеемся, полюбите и вы.
Оля: Хочется сказать СПАСИБО всем, кто радует нас своим присутствием на концертах, ведь энергетику счастливых лиц, танцующих людей на танцполе не заменишь ничем! Будем ждать всех снова, приводите друзей, приглашайте знакомых!
От группы The Maintainers: Развивайтесь, наслаждайтесь жизнью, танцуйте, общайтесь, учитесь, слушайте музыку, интересуйтесь, совершенствуйтесь - в общем, живите на полную катушку!
Just be strictly roots and You can get it if you really want!
Источник: modscene.ru
Комментарии
Подписаться