Седовласый француз Жан-Луи Броссар, занимающийся организацией фестиваля Transmusicales вот уже 30 лет и на редкость точно предсказывающий музыкальную моду, рассказывает о прошлом, настоящем и будущем.
О фестивале
История фестиваля началась в небольшом городке Ренн, что на западе Франции, в июне 1979 года. Мне тогда было 22 или 23, я был студентом, учился в медицинском. Врачом, конечно же, я так и не стал. Я всегда любил музыку. В Ренне я встретил ребят, с которыми мы организовывали концерты. В принципе в те времена в Ренне концерты проводились раз в месяц. У нас было всего две или три хороших группы, которые постоянно гастролировали по Франции. 1977 год был знаковым для меня и моих друзей. 77-й - время панк-рока, время, когда, приезжая в Лондон, ты везде встречал рок-музыкантов. И даже самые мелкие и незначительные группы выступали с удивительной энергией. С реннскими музыкантами мы постоянно ездили в Англию и привозили с собой кучу британских и американских пластинок. |
|
С 2002 года действует полностью автоматический, без машинистов, Реннский метрополитен с 15 станциями. До 2008 года Ренн был самым маленьким городом в мире с полноценным метро (пальму первенства отобрал Лозаннский метрополитен). |
История фестиваля началась в небольшом городке Ренн, что на западе Франции, в июне 1979 года. Мне тогда было 22 или 23, я был студентом, учился в медицинском. Врачом, конечно же, я так и не стал. Я всегда любил музыку. В Ренне я встретил ребят, с которыми мы организовывали концерты. В принципе в те времена в Ренне концерты проводились раз в месяц. У нас было всего две или три хороших группы, которые постоянно гастролировали по Франции.
1977 год был знаковым для меня и моих друзей. 77-й - время панк-рока, время, когда, приезжая в Лондон, ты везде встречал рок-музыкантов. И даже самые мелкие и незначительные группы выступали с удивительной энергией. С реннскими музыкантами мы постоянно ездили в Англию и привозили с собой кучу британских и американских пластинок.
Первый раз Transmusicales прошел в июне. Выступали только местные группы. Единственным более-менее известным коллективом были Marquis De Sad - этакий французский эквивалент английской группы Joy Division, но они все-таки другие. Очень харизматичный солист с хорошими вокальными данными. В то время музыкальным центром Франции был Париж. Еще много хороших групп было в Руане, но это связано исключительно с близостью города к Англии и возможностью молодых музыкантов постоянно наведываться в соседнюю страну. |
|
Marquis De Sad (1981 год) |
Когда мы устроили фестиваль, о нем довольно скоро узнали жители близлежащих городов. Они говорили: "О, что это происходит в Ренне?" - и приезжали посмотреть. Фестиваль проходил два дня в небольшом театре Salle De La Cite, где могло поместиться 1100 человек. Еще один важный момент - не было установленной цены билета, то есть каждый пришедший на фестиваль платил за вход столько, сколько хотел - кто-то мог дать десять франков, кто-то - вообще ничего. Все люди, работавшие над организацией этого мероприятия, не получили ни копейки. Это очень важно.
Наши друзья помогли нам со звуком, с охраной. Все было замечательно. Пришло много людей и все наслаждались музыкой.
В те годы мне приходилось посещать занятия и изучать медицину. Естественно, я старался выполнять все задания хорошо, но мне больше нравилось ходить в виниловые магазины и на дискотеки, устраивать круглосуточные вечеринки в своей маленькой комнате.
После того, как мы провели первый фестиваль, люди стали просить устроить еще один. Мы отвечали: "Да, может быть, когда-нибудь..." Но в итоге нас все-таки уговорили.
Поскольку июнь был не самым подходящим временем для проведения такого рода событий, мы перенести все на декабрь. С тех пор Transmusicales проходит зимой. Ведь летом во Франции и так проводится немыслимое количество фестивалей, крупных и не очень, но все хорошие.
На втором Transmusicales выступали группы не только из Ренна, но и со всей Бретани, также была одна группа из Парижа. Потом мы стали привлекать к участию группы из всей Франции, а после - из Англии, Бельгии, Швейцарии... В какой-то момент фестиваль стал международным.
За время своего существования Transmusicales значительно изменился - если для проведения первого фестиваля требовалось всего одно место, то один из последних проходил сразу на 15 площадках.
Если рассматривать Transmusicales в контексте музыкальной эволюции, то на первом фестивале звучал исключительно рок. Потом к нему примешался джаз и разнообразная электроника и еще много чего.
Об артистах
Многие популярные сегодня музыканты выступали на Transmusicales, когда о них еще никто не знал. Например, для исландской певицы Bjork или для группы Nirvana это были чуть ли не первые их концерты на большой сцене. Многие артисты до Transmusicales играли в небольших клубах перед аудиторией в пять-десять человек и, само собой, они были вне себя от счастья, когда им отводилось целых 45 минут для выступления у нас на фестивале. Они выкладывались по полной, и это было великолепно.
Мы стараемся помогать тем музыкантам, которые уже играли у нас, когда они запускают новые проекты. Басист Led Zeppelin Джон Пол Джонс или Джош Хомм из Queens Of The Stone Age выступали у нас со своими сайд-проектами.
Transmusicales получил столь широкую известность благодаря тому, что я первым привез во Францию таких артистов, как Lenny Kravitz, Fishbone, Nirvana, Bjork и Massive Attack. Также у нас выступали многие известные диджеи.
Стоит отметить, Transmusicales - это не рок-фестиваль. Это фестиваль мировой музыки, где можно услышать что угодно. Например, десять лет назад перед Public Enemy выступала пакистанская группа, играющая фанкаделику. Две песни по 20 минут. Всем понравилось.
У нас очень специфическая аудитория. Эти люди готовы ко всему. Они готовы танцевать, готовы слушать.
О принципах
Я постоянно интересуюсь новой музыкой: скупаю пластинки, хожу на фестивали, слушаю в Интернете. И если нахожу группу, у которой есть хотя бы парочка крутых треков, то тут же ее букирую. Если слушаю музыку на CD, и она мне нравится, то сразу звоню артисту и говорю: "Привет! Хочу, чтоб ты выступил у меня на фестивале".
Я постоянно читаю английскую музыкальную прессу. Считаю, что очень важно быть в курсе последних новостей. Без чтения профильных изданий и постоянного прослушивания новой музыки это невозможно.
Также очень важно постоянно общаться с людьми из разных стран - Бразилии, Германии... в общем, отовсюду. Это очень интересно. Вы знаете Эмира Кустурицу? Так вот, он нашел группу и теперь выступает с ней. Выглядит очень эффектно - куча живых инструментов и шесть поющих девушек. Это, конечно, довольно специфическая музыка. Но вне зависимости от того, нравится вам это или нет, это что-то новое. Я не хочу делать те вещи, которые понравятся всем. Более того, частенько я делаю странные вещи. Могу поставить выступать хардкор группу. Но это ведь интересно. |
|
Emir Kusturica & The No Smoking Orchestra больше напоминает цыганскую свадьбу. |
Принцип выбора групп для фестиваля очень прост: мне должна по-настоящему понравится музыка. И все. Так я работаю.
Oб Интернете
Я активно пользуюсь Интернетом. Каждый день мне приходит по 200-300 писем, в которых музыканты присылают треки, и когда у меня есть время, я все это переслушиваю. Порядка 50 или 60 композиций заставляют меня танцевать, и тогда я захожу на MySpace - посмотреть, что это за группы.
Перед тем как отправиться на какой-нибудь фестиваль, я внимательно изучаю лайн-ап, захожу на странички групп в Интернете, слушаю их музыку, отмечаю: "Вот это хорошо, это скучно, это хорошо, и вот это надо тоже послушать". Таким образом, я могу понять, куда мне идти на фестивале, а куда не стоит. Очень удобно!
О коммуникации
Я постоянно посещаю фестивали - в Англии, в Германии. Мне нравится оказаться на каком-нибудь мероприятии, которое проходит в течение двух или трех дней и там выступает порядка двухсот групп. Можно все послушать, на всех посмотреть. И главное - есть возможность пообщаться с понравившимся музыкантом: пригласить его к себе в машину, рассказать о Transmusicales и предложить выступить.
О вечеринках
Я обожаю тусоваться. Раньше часто ходил на рейвы. А вместе с Underground Resistance мы устраивали просто сумасшедшие вещи. Это очень круто. Но сейчас я не большой фанат клубов, потому что там слишком много занудных диджеев. Терпеть не могу Ибицу со всей их скукотищей. Вообще за последний год мне понравилось только четыре диджея - dj Crookers из Италии, Brodinski, Sebastian и Switch. Эти ребята хороши тем, что не играют постоянно одни и те же пластинки. Они подходят к своей работе профессионально. Еще мне нравится dj Mujava - он выступал у нас на фестивале. А в этом году у нас отыграет свой сет South Central из Брайтона - он чертовски хорош. И у него большое будущее. Запомните это имя - South Central.
Transmusicales в России
Фестиваль проходит не только во Франции. Мы устраивали его в Норвегии и в Китае, а в 2010 году он состоится в России. Будет две площадки. Одна, скорее всего, будет открытой - парк или что-то вроде того. Вторая - закрытой, в идеале это будет ангар.
Что касается артистов, мы готовим разнообразную программу. На Transmusicales в России будут Justice, рок, электроника и хип-хоп.
Главная проблема, кстати, не в организации фестиваля, а в том, чтобы подготовить аудиторию. Мы занимаемся этим последние пару лет. Есть еще одна проблема - артисты очень боятся молодой публики. Ну, вы понимаете, о чем я. Ведь в России все сильно отличается от Запада. Да, тут тоже проходят концерты и вечеринки, играет хорошая музыка, но все это по-другому. Здесь я не могу показать людям только то, чего они еще не слышали.
Конечно, те вещи, которые я делаю во Франции, я буду делать и здесь.
Сейчас с моими коллегами мы ходим по разным местам, смотрим, какое из них больше подойдет для фестиваля. Я советуюсь с техниками. Нужен хороший свет, хороший звук, красивые декорации. Хочется организовать все так, чтобы люди, которые придут на это шоу, сказали: "Вау!" Мы создадим особенную атмосферу - то, чего в России никогда не было.
Комментарии
Подписаться