Подмосковный лейбл с музыкой в духе Royksopp и Сut copy
XUMAN Records – это музыкальный лейбл нового типа. На лейбле не существует никаких кабальных контрактов – договоры с артистами не подписываются вообще, а все отношения базируются на дружбе и схожих взглядах на музыку. Но главное – здесь записывают и выпускают новую поп-музыку, красивую и умную, в духе Royksopp или Сut Copy.
Основной козырь лейбла – группа Xuman. За последний месяц она, кажется, побила по количеству упоминаний в западных блогах трио Tesla Boy. То ли еще будет: в ноябре XUMAN Records готовят официальную компиляцию из 11 треков.
Саша Xuman и Никита Eclier – главные люди в Xuman Records, с ними мы поговорили об идеологии лейбла, обособленности от московского образа жизни и о том, как побороть отечественный «шоу-биз».
Сколько времени уже вы в таком формате существуете?
Саша: Вот совсем недавно исполнилось три года первому релизу нашего лейбла. Но эту историю мы пытаемся опускать. Это была танцевальная музыка, но ориентированная на мейнстрим. У нас было порядка десяти релизов.
Вы довольно далеко от Москвы живете...
Саша: Объясню немного географическую ситуацию. Мы живем в Орлово, это деревня, которая находится в 30 километрах от Москвы. И там есть два дома. В одном - студия, где мы пишемся, в другом я живу, вот и вся география.
Вы осознанно обособились?
Саша: Да, конечно. Если мы захотим студию в центре Москвы, то это без проблем можно устроить. Все возможно. Но у нас было бы столько народу, что просто вешайся - о каком-то порядке или тем более уединении говорить просто не было бы смысла.
Никита: Это максимально приятный и правильный вариант.
Саша: При этом, в любой момент можно в лес пойти погулять или за тридцать минут до Москвы доехать.
А вы знаете, что Proxy тоже уединился и живет далеко от центра Москвы, аж в Орехово-Зуево?
Никита: Да, у него долгая история с этим связанна. Вообще, история с географическим положением выстраивается в некую закономерность. Возможно, в этом и заложена причина успеха. Здесь, в удалении от Москвы, можно спокойно работать, здесь нет никаких отвлекающих факторов.
Правда, что вы взяли трэк On-The-Go на свою компилляцию? Мы вот недавно послушали их живьем и не так уж сильно они порадовали.
Саша: Мы не слышали их живьем, но на записи On-The-Go хорошо звучат. Мы с ними "проджемовали" почти весь день. Очень круто было. Местами мне нечего было и спеть - вокалист On-the-Go меня уделал. Юра отлично поет.
Получилось, что они написали нам на майспейс, потом мы встретились и затусили. Они приехали, говорят: «Мы команда On-the-Go, послушайте нашу музыку». Я раньше слушал какие-то их трэки на майспейсе, но как-то не очень приглянулись они мне. А потом поставил их диск в машину и два раза по кругу прослушал. И понял, что это круто, они точно наш формат. Да и по духу нам близки.
То есть люди с близкими вам ориентирами могут стать частью Xuman Records?
Саша: Да, само собой. Мы с Никитой разговаривали недавно по поводу критериев, по которым мы можем выбрать артистов для Xuman Records. Суть в том, что в первую очередь эти критерии сугубо человеческие.
Никита: Это сложно объяснить. Сюда подходит такое понятие, как «кайфовый», вот, например, Idle Conversation оказались приятными и близкими по духу, то есть «кайфовыми». А это значит, что можно начинать делать дела вместе.
Саша: Есть абсолютно противоположный тип людей, с которыми тяжело работать. Они может и пишут очень хорошую музыку, но с ними так сложно общаться, что лучше вообще не контактировать. А какой смысл пытаться что-то сверхъестественное сделать, если не идет само собой?
Никита: Мы не просто лейбл, у которого холодный расчет: вот есть музыкант, мы оценили его музыку, она нам подходит и мы в нее не лезем. С одной стороны можно сказать, что мы наглый лейбл, который лезет в музыку артиста, но с другой стороны, если артист этому не сопротивляется, то мы образуем с ним некий конгломерат, сообщество. Из такого сотрудничества рождается что-то действительно сильное
Саша: Но есть пример с On-The-Go. Мы оставим их альбом таким, какой он есть, потому что там сделано очень много. Было бы кощунством пытаться там что-то менять. Ну зачем? Для нас самое важное — это человеческие отношения. Мы хотим с ними работать и следующий их диск будет, конечно, на нашем лейбле, с нашим продюсированием. Договоренности уже имеются.
А вы вообще подписываете какие-то контракты, как оформляете отношения с группами?
Саша: С самыми близкими ничего, естественно, не подписываем. Вообще Xuman Records — это настоящая семья. В наших реалиях, где все подставляют друг друга, у нас есть люди, на которых можно опереться: все построено на настоящей дружбе и доверии.
А вы знаете историю про Тони Уилсона? Помните, что с ним стало? Он все делал для своих артистов, не заключал с ними договоров и в итоге у него не осталось ни пени.
Саша: Там ситуация сильно отличалась от нашей. Он же не был продюсером в полном смысле слова. Он был промоутером, то есть продакшн и промоутирование — немного разные вещи все же. Мы сами прописываем все трэки, весь продакшн делаем. То есть никто никого не сможет кинуть, потому что все друг на друге завязаны. Артисты — они тоже часть семьи.
То есть вы выступаете как продюсерский центр?
Никита: Ну это не совсем правильно звучит. Вот что такое лейбл вообще? Лейбл — это некий институт, который обладает каналами дистрибьюции, промо-каналами и дружит с букинг-агентами.
Саша: Мы - лейбл-cообщество, лейбл с идеологией, лейбл, который создает свою субкультуру в общей культурной прослойке. Мы делаем абсолютно свою тему за счет коллабораций, но очень плотных. Например, нам написали On-The-go, мы не можем им ответить сразу: "Да, ок, мы выпустим ваш альбом, потому что вы подходите нам по формату". Нет! С нами такое не прокатит. Мы должны сначала встретиться, пообщаться. Поджемить. Без этого никак. Нужно понять, что в головах у артистов, какой там у них таракан сидит. Может у них там совсем пусто и крутая запись у них случайно вышла. Нам важно понять «Тру» они или нет. Историю происхождения всех их идей, отношение к миру, к музыке, к искусству, к кино и так далее.
А кто еще их современных русских артистов вам близок кроме группы On-The-Go?
Саша: Bajinda Behind The Enemy Lines нам близки, хоть и не настолько, как On-The-Go.
В чем же этот критерий отбора?
Саша: Это скорее психологический критерий. On-the-go они более «listner-friendly», чем Баджинда, более понятные слушателю, а Баджинда они все же немного агрессивные. Хотя, в принципе, они тоже крутые. Но мы толком не общались с ними пока. Мы подписали один трэк на компиляцию. А что будет дальше, пока неясно.
Вот ты говоришь, что On-The-Go переделывать практически не нужно, а Баджинду?
Саша: С Баджиндой совсем другая история. У них звук оставляет желать лучшего. Они прислали нам сведенный уже трэк на компиляцию, мы просили разведенку, но у них не было. Трэк, записанный еще в 2005 году, и нам стоило очень больших усилий, чтобы сделать его звучание подходящим для диска, чтобы он вписывался в общий контекст. У них проблема в том, что нет разведенок, и для того, чтобы сделать качественный звук, им придется заново все записывать. Но Баджинда — клевые чуваки, тут вопросов нет.
Мне кажется, что просто слушая музыку условного артиста можно в какой-то мере определить, что у человека в голове, какую музыку он любит.
Саша: Ох. Вот это совсем не так. Мы уже один раз попались на этом.
Никита: Дело такое: есть один парень, называется Upstation. Прислал он френд-реквест или просто написал нам что-то на майспейс, не послушав даже, что за лейбл. Увидел просто на Look At Me статью про нас в блоге Idle Conversation. Я захожу: «О! Прикольная музыка». Что-то а-ля восьмидесятые, новая волна, New Order, Duran Duran, бла-бла-бла.
Саша: В общем, все у него в порядке с вокалом, пережато было немного только. Это достаточно субъективный подход, но, в принципе, уровень достойный.
Никита: Мы всегда сквозь пальцы смотрим на такие вещи. Если сравнить с тем, что обычно приходится слушать, когда на майспейсе написано «Москва. Россия» - тут оказалось просто шикарно.
Саша: В сравнении с остальными отечественными группами, это был контраст серьезный.
Никита: Мы с Саней послушали и решили: «Давай возьмем на компиляцию трэк один. Выбрали сначала один трэк, потом другой. И вот уже работа над диском подходит к концу, мы созваниваемся. И оказывается...
Саша: На самом деле вообще фигня какая-то получилась. Я звоню ему, чтобы сказать «Чувак, у тебя трэк пердит». Он был реально перегружен. Лимитор, максимайзер — все на максимуме. Я ему обо всем этом говорю, прошу чтобы он прислал нам разведенную версию трэка, а мы сделали там нормальный звук. Он начал гнать, мол мы ничего не понимаем. Говорит: «Послушайте Cut Copy, послушайте «Ройкшопп». Я повесил трубку, и мы решили убрать этот трэк из компиляции. Все! Сказал «Ройкшоп» — значит не наш парень, это было принципиально.
А вот вы говорите об идеологии, можете сформулировать идеологию Xuman Records?
Саша: Что такое XR в плане идеологии музыкальной? В первую очередь мы занимаемся некоммерческой музыкой. Мы занимаемся современной поп-музыкой. Но она не граничит с пошлостью, она, что называется, listener-friendly.
Никита: Вообще у нас есть сформулированный слоган: «Listner-Friendly, But Not Cliche Music».
Саша: Хотя для того, чтобы все правильно понять, нужно просто послушать компиляцию. От первого трэка до одиннадцатого.
Никита: Мы постоянно спорим друг с другом на счет того, что может попасть к нам на лейбл. Ограничиваем ли мы себя какими-то музыкальными направлениями? Вот сегодня мы ехали в машине и думали, можем мы выпустить IDM или нет. Ну нет, IDM бы мы не выпустили, потому что это не listner-friendly. А если бы вдруг попалась такая история с listner-friendly IDM, ну тогда да, тогда бы мы выпустили. Это музыкальная концепция, даже не концепция, а скорее идеология. А по поводу остального просто не хочется сор из избы выносить. Если вам все нравится, то приезжайте к нам в студию, мы всем рады.
Вы вдвоем в этом вашем легендарном доме и живете?
Саша: Нет, нас там очень много. Мы с Никитой лэйбл-менеджеры. Я отвечаю больше за музыку, а Никита за лицо, за всю тусовку. И мы рука об руку в этом деле.
Никита: Еще Корней (проект Kapus – прим. ред.) с нами там живет, он звукорежиссер. Постоянно обитает группа STI, еще периодически приезжает группа Camel In Space. И просто приходят люди разные. То есть получается, что у нас всегда тусуется человек пять минимум. Мы там всегда: проект Xuman и The O, а вот о том, что такое Slideshow Park, мы пока рассказывать не будем, на него у нас отдельные планы.
Расскажите, чем вы до XR занимались?
Саша: Я диджействовал, продюсировал разную "пуцку". Пуцкой мы называем дурацкую танцевальную музыку. У нас есть еще одно понятие - «тупка» Оно где-то рядом с "пуцкой" находится. Это совсем дурацкая "пуцка". В общем, хаус писал.
Тебе не стыдно теперь за те трэки, которые ты раньше делал?
Саша: Совсем нет. Ни капельки не стыдно. Я вообще не понимаю музыкантов, которым стыдно за то, что они делают. Ну, было дело, что тут такого.
А для кого именно ты делал?
Саша: Я вот сейчас просто перебираю имена в голове, не хочется их говорить. Сейчас скажу, а потом узнает кто-нибудь и "бо-бо" будет. Это большие имена, все известные люди. В среде мейнстримовой электроники самые известные, наверное.
А у тебя, Никита, история с проектом Eclier продолжается?
Никита: Да, этот проект еще живет, но не в рамках XR. Eclier подписан на Boxon Records. Мне по контракту нужно еще отработать там три кабалистических года. На самом деле, у нас нормальные отношения, но видение музыки расходится. Лейбл позиционируется, как нечто в среде club-music, живет во Франции и на него слишком сильно влияет Ed Banger. Boxon Records сейчас — это яркий представитель того говна, которое на Битпорте сейчас валяется в разделе indie-dance на первом месте. Когда-то я вдохновлялся Daft Punk, но подумал, что круто бы сюда еще какую-нибудь корявость добавить, ошибок и всего такого. Нашел Boxon Records, увидел, что они молодые, там пока мало релизов, перспективные, подумал. Написал Жульену (Жульен Мине - глава Boxon Records - прим. ред.) на майспейс, он мне сразу же предложил выпускаться и все поехало. Через какое-то время я съездил на гастроли и понял, что это как-то не по мне, не моя история. Слишком много кокаина и алкоголя в этом.
Ну так в любой клубной музыке есть кокаин и алкоголь.
Саша: Поэтому мы больше тяготеем к концертному варианту, а не к клубному. К фестивалям.
Никита: То есть когда человек приходит на музыку, а не просто потусоваться. Но тем не менее проект Эклер продолжает существовать. Недавно я отобрал все демки, которые у меня завалялись, из них я буду делать свои новые релизы. Но гастролей, думаю, не будет - я когда гастролировал, немного разочаровался во всем этом деле, увидел, что там то же самое, что и у нас происходит. Тут гопники хуас в машине слушают, а у них то же самое, только электро-хаус. Различие в том, что у наших три полоски на рукаве, а у тех кепка с веселым принтом и прямым козырьком.
А какая аудитория на сто процентов ваша ?
Саша: Ну я не испытываю негатива ни к кому. Наша публика — это, что в английском называется, worldwide. А в идеале — это те люди, которые способны впитать в себя новую музыку. Это понятно какие люди, эта аудитория так или иначе смежная с аудиторией Look At Me и посещающая вечеринки Idle Conversation. Но это если говорить о целевой аудитории, а так мы открыты для всех, у нас же listeners-friendly music.
Никита: Мы стараемся делать музыку, отталкиваясь не от модности, а от всяких гармонических решений, чтобы и на фортепиано нормально игралось. Просто если задуматься, оболочка — довольно поверхностная вещь. Сегодня так, завтра так. А если есть ядро, то и через много лет эта музыка будет интересна. Вот поэтому мы и стараемся по такому принципу работать.
Саша: На мой взгляд в этом направлении у нас есть уже определенные успехи: уже есть положительные отзывы от старшего поколения музыкантов, которым совершенно безразличен этот новый саунд. Вот от Кушнира, например. Много от кого, от Макаревича еще.
Вы ориентируетесь больше на отечественный рынок?
Саша: Нет. Ни на какой конкретно не ориентируемся. Мы сейчас делаем чистой воды эксперимент.
А если вот завтра какой-нибудь большой лейбл, например, Gala Records предложит группе The O контракт?
Саша: Ничего не произойдет. Мы же от обратного идем. Мы можем совместно продумать, например, дистрибьюцию или гастроли. А на остальное мы не согласны. Мы стремимся к сотрудничеству с максимальным количеством тусовок, с небольшими сообществами. Даже не с максимальным количеством, а с максимально качественными тусовками. Этот фактор большее значение имеет. XR неделимая вещь: если один артист выстреливает, а остальные нет, то они все равно выйдут вверх за счет первого артиста. Это настоящий симбиоз.
У вас есть в старшем поколении люди, которые могли бы вам задать планку, на кого вы ориентируетесь?
Саша: В России точно нет. Есть в мире, причем скорее не примеры для подражания, а примеры хорошего продакшна и хорошей музыки, но которую мы могли бы в чем-то ориентироваться. Вот те же Royksopp, например. Да много их: The Beatles, The Doors, Depeche Mode, даже Justice в какой-то мере. А в России только Кино, наверное. Кино респект.
А что по поводу нашей эстрады, которая тут все заполонила, вам найдется место под солнцем?
Никита: Сейчас вообще что стремно? Все работает по определенным клише и схемам. Музыка пишется по определенным шаблонам, чтобы она хорошо продавалась. Вот пример хороший, совсем недавно дело было: мы сидели где-то в офисе, и там по радио Рианна пела, сопливая какая-то штука играла, а до этого мы рассуждали как раз на тему friendly-idm и всего такого. Я сижу и понимаю, что вот listeners-friendly музыка, качественная, хорошо спетая. Чем не XR? Но в то же время ведь определенно не XR, а потом врубаюсь - трэк сделан, как пятьдесят подобных. То есть кто-то давно сделал это, как нечто новое, от чистого сердца, а потом фишка сработала.
Саша: Да, и пятьдесят тысяч копирок сделали из этого трэка не музыку, а Кока-Колу.
Никита: Средство для того, чтобы четырнадцатилетние девочки плакали из-за того, что их бросили мальчики. И это легко продать.
Саша: Тут гармония до-минор, за ней следует ля-можор. И так все по стандартной схеме. С такими барабанами, с такой подачей вокала.
Никита: Наработанный штамп - это некая окаменелость. В этом не чувствуется движения вперед, не чувствуется жизни, какой-то правдивости.
Саша: И вот эта самая окаменелость забралась на самую вершину кинематографа, музыки и других культурных сфер. Она забралась, превратилась в "шоу-биз" и ее не сдвинешь никак. Так кажется с первого взгляда. Для того, чтобы сдвинуть вот эту хрень каменную, нужно, чтобы много разного народа с разными идеями, концепциями подошли и подтолкнули все это дело. И тогда можно все поменять. Чтобы все разом: небольшие команды, небольшие тусовки, объединения и сообщества, — надавили в одном направлении и тогда все получится. Я не говорю про революцию, такого не будет. Но так или иначе, двигать эту глыбу мы начинаем уже сейчас. Просто за всей нашей современной отечественной музыкой стоит большой бизнес, и ему нужно быть уверенным в том, что он получит выгоду. Но я надеюсь, в будущем маленькие сообщества будут рулить.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМПИЛЯЦИИ XUMAN RECORDS: TALES 18/12/09 Клуб "Солянка"
Артисты XUMAN Records:
- Camel in Space
- Xuman
-
The O
- STI
- Slideshow park
- On-the-Go
- Текст и Интервью: Сергей Пойдо
Комментарии
Подписаться