Всем привет. В мае 2009 группа Каста дала роскошный концерт в Б1, по случаю которого я подсуетилась с интервью, которое в итоге осталось лежать в закромах. Прошло полгода, 14 ноября в Б1 Каста дает очередной концерт. Я подумала, чего добру пропадать, поэтому делюсь с вами.
Год у Касты выдался что надо: три номинации на ведущих музыкальных премиях, три клипа, один из которых стал самым ротируемым видео лета сразу и на MTV, и на Муз-Тв, пятьдесят концертов и полдесятка релизов - такова арифметика группы «Каста» в 2009-м году, который еще далек от завершения. Первая российская рэп-группа, заставившая относиться к жанру в этой стране всерьез, находится в творческом тонусе и переживает очередной всплеск популярности - все, кто был на майском концерте "Касты" в «Б1 MAXIMUM», это подтвердят. Пока вовсю идет монтаж DVD с концертом, снятым в мае, сама группа готовит к 14 ноября новые песни, а также свежие версии хитов. На разогреве у Касты выступят артисты их родного лейбла, ростовские рэпперы «Песочные Люди», выпустившие 2009-м один из самых лучших рэп-релизов года. / из рецензии Б1/
Мне было 14 лет, я была девочка из приличной семьи, а друзья постарше подсунули мне диск с русским рэпом. Больше всего меня впечатлил трек группы Каста «Мы берем на улицах». Я очень стеснялась, что у меня в плеере есть эта Каста, я хотела быть приличной девочкой и всячески от пристрастия к хип-хопу открещивалась, но звук из моих наушников услышал взрослый парень, который сказал, что это и его любимый трек. В этого парня я влюбилась – первая любовь – и потом Каста сопровождала все мои главные влюбленности и важные в жизни события. Когда «Мы берем это на улицах» у тебя в наушниках, ты идешь по городу и чувствуешь себя очень сильной, кажется, за твоей спиной в трубы трубит легион ангелов, а голоса настоящих крепких парней задают азарта сворачивать горы. С тех пор этот трек тайно всегда со мной: с аудио-кассет перекочевал на cd, Каста всегда есть у меня в айподе. И когда в мае на улицах замелькали афиши, анонсирующие выступление Касты с оркестром Ростовской консерватории в Б1, я поняла, что на такой концерт я могу себе позволить идти, не стесняясь, с гордостью. Я не могла упустить шанса пообщаться с ребятами, но сразу оговорюсь: я не специалист в области рэп-музыки, просто так сложилось, что я постоянно сталкиваюсь с людьми из этой области. И, так получается, что они – лучшие из лучших. Я же не настоящий журналист, просто использую служебное положение в корыстных целях – поиметь доступ к звездному телу. Съемку, конечно, должен был делать Давыдовский – потому что в таких красках с детства мелькала в моей голове «Мы берем это на улицах». К тому же, сегодня видео Касты – лучшие короткометражки про настоящих парней. Мы сняли историю про настоящих мужчин – повзрослевших парней из Ростова-на-Дону. Давыдовского нужно было контролировать по часам – так он уходил в раж во время съемки, дорогого стоило одеть ребят в костюмы, но ведь герои моего детства в моей голове выглядели именно так... И, мне кажется, я такая не одна. Вот она ваша Каста! Каста здесь, Каста рядом!
Расскажите про выступление с оркестром Ростовской консерватории, кто это все придумал?
Хамиль: Давно была мечта исполнить наши треки с живыми инструментами. Стас, старший брат Влада, постоянно музицировал, вращался в нужных кругах, через него мы познакомились с музыкантами и решили собрать бэнд, который сыграл бы наши композиции. Треки зазвучали иначе с живой музыкой, это как второе рождение песни.
В нашей стране хип-хопа много, и, мне кажется, есть негативное мнение об этом жанре как о некачественной музыке, так как молодые ребята, жизни не знавшие, пишут неграмотные тексты о том, какие они бравые парни, а в качестве музыкального сопровождения используют заезжаные семплы. Вы, в отличие от многих, начинали сразу с того, что создавали целостные музыкальные композиции: нагруженная лирика, меткая музыкальная тема.
Влади: Срезанный семпл звучит всегда искусственно. Так мы никогда не делали.
Хамиль: Музыка это всего лишь семпл. Ты можешь доигрывать мелодию, но изначально рэп строится на сэмплировании. Это своеобразная компенсация за чувство неполноценности – вроде ты занимаешься музыкой, но как таковую музыку ты не пишешь. Музыканты пишут слова, появляется мелодия – так создается песня. Мы же можем менять мелодию, менять ритм – это дает доступ к самой музыке. Ритм звучит круто, но изначально хочется быть созидателем музыки. Музыку в основном пишет Влади, у него за плечами музыкальная школа по классу гитары.
У вас узнаваемый звук, узнаваемая лирика. На чем базируется это настроение? С чего началась Каста?
Хамиль: Впринципе, мы все росли в спокойных семьях. Но вместе с тем мы были детьми, которые росли на улице. В свое время Ростов наложил свой отпечаток – это своеобразный по настроению город. Лихие 90-е, Ростов – столица Северного Кавказа, бандитские темы. У всех были разные приключения, каждый из нас влипал в истории. Это пора юности, кровь кипит, ты хочешь что-то доказать. Ты находишься в такой атмосфере, когда не можешь остаться в стороне и рано или поздно все равно попадешь в какую-то историю. Посылом с Запада пошла волна хип-хопа, мы по крупицам собрали компанию, которая не занимается грабежами и прочим, а хочет заниматься творчеством.
Чтобы писать такой материал, нужно много слушать, много потреблять музыки.
Хамиль: С детства в компаниях я слушал рок, панк, напитался всего-всего, как основу выбрал для себя рэп, но остаюсь меломаном: могу послушать Yellow, De Phazz, рок, джаз, все что угодно, необходимо быть разносторонним. Безусловно, мы – меломаны.
Какие русские хип-хоп команды нравятся вам самим?
Влади: Лучше говорить не о профессионалах хип-хопа, это немного второстепенно. Самое главное, чтобы это был хороший сочинитель – в этом смысле профи. Этому не научиться – тут нужен талант, чутье. Гуф, Наганно, Noize MC, Крестная Семья, Смоки Мо – это очень хорошие сочинители.
Хамиль: Я всегда уважал Смоки Мо, с того момента как мы познакомились в Питере в 2000-м году. Он переживает разные времена, взлеты и падения. Думаю, у него сейчас должно произойти второе рождение. Гуф – талант, крутой поэт, драматург. Всегда удивляет Вася Нагано: он техник, он задорный, он крутой фристайлер, умеет показать себя с разных сторон. Нойз – тот еще забияка, может вылезти из любой дырки, устроить заварушку и тут же исчезнуть. Я этого человека очень уважаю.
В качестве гостя на прошлом концерте в Б1 выступал Noize MC. Расскажите, почему вы его заприметили.
Влади: Нойз – молодец, ему очень просто удается рассмешить человека в песне. Его шукти – такие, которые захочешь – не придумаешь. А Нойзу это так просто удается и в результате так эрудированно получается. Не заметить его было невозможно. Когда мы уже были известны, а Нойз только возник на горизонте, он пришел в массовку на съемку на Mtv, читал фристайл, а мы не уделили ему внимания. После чего он выложил в Интернет диз на Касту, где открыто выражал свое недовольство тем, как мы с ним обошлись. Мы пообщались, поняли, что ситуация предстала неверным образом в его глазах, и тему замяли. Позднее пригласили его на Respect production (потом лейбл передал его в руки Universal). Периодически у нас возникали точки соприкосновения, и вот, сегодня выступаем на одной сцене.
Ваши видео - отдельная, очень целостная история, которая вплотную приросла какое-то время назад к общему узнаваемому почерку. И, удивительно, начиная с видео «Про Макса», режиссеры клипов менялись, но настроение выстроилось непрерывное, четкое. Как режиссеры, сменяясь, улавливали единое кинематографичное настроение разных треков?
Хамиль: Оксана Шкворникова была режиссером видео «Ревность» и «Сестра» - две работы, снятые на одном дыхании. Она же снимала видео «Встреча». Следующие видео – «Радиосигналы» и «Вокруг шум» - снимал Михаил Сегал. Перед съемками мы стараемся провести время с режиссером, обсуждаем сценарии, притираемся: режиссер приносит свою идею, мы высказываем свои мысли, начинаем взаимодействовать. Оксана хорошо нас знает, точно так же нас узнал Сегал, поэтому он выхватил то настроение, с которого начала Оксана, тот отпечаток, который в нас виден.
Вы взрослеете, ваша публика взрослеет вместе с вами. Ваша публика – как молодежь, так и взрослые разносторонние люди.
Влади: Мне очень приятно, что это так. Сегодня на концерте, чтобы не обидеть чей-то слух, я даже предлагал не употреблять со сцены выражения типа «нихуя, все впоряде»… Но ребята меня переубедили - слова должны звучать как в оригинале, иначе будет выглядеть, как будто мы этого стесняемся. Мат, который присутствует в наших треках, использован уместно. Хотя иногда и за это бывает неловко.
Хамиль: Мы изначально писали, не задумываясь, кто нас будет слушать. Мы остаемся свободными творцами, не ориентируемся ни на кого. Хорошо, что остались слушатели, которые были с нами с самого начала – эти люди взрослели вместе с нами. И вместе с тем я горжусь, что могу общаться с людьми на 10-15 лет старше нас, которые делятся своими впечатлениями о нашей музыке. Значит, она не оставляет равнодушными.
Все тексты прописаны так, что, кажется, проще было бы списать с реальной истории. Вот «Ревность», например: в моей жизни это было слово-в-слово, «говорят, одежду шьет», и далее по тексту - все один в один, как там было. Или вот я всю жизнь мечтала спросить: про «Гончую» - это история из жизни или байка?
Хамиль: Эта история произошла не с нами, но нам рассказывали, что да, вроде такое было. Разбираться ни к чему, это забавная история, мы решили ее зарифмовать. Большинство треков идут из настоящей жизни. Некоторые истории прожиты другими людьми, но, рассказанные нами, они также восприняты, пережиты. Люди делятся невероятными историями, которые не могут не затронуть. Я спрашиваю разрешения, и, если человек говорит «да, можно», я перекладываю эти слова на бумагу. И многие могут узнать себя в этом. К примеру, трек «Сестра» - история непонятная: то ли там инцест, то ли что. На самом деле это история о любви: выбраны два персонажа, и на их примере показано чувство, настолько сильное и правдивое, что оно не оставляет без внимания. Одна девушка мне рассказала, что послушала трек «Сестра» и позвонила брату, с которым не разговаривала 10 лет. Такие вещи не оставляют равнодушными. Это жизнь – жизнь в наших песнях, песни в нашей жизни.
К разговору о байках. Кто такой Валерий Шымановский?
Шым: Валерий Шымановский… Этот псевдоним мне придумал какой-то журналист. Я до сих пор ему благодарен. Он придумал мне место и год рождения, психологическую характеристику. Может быть, это судьба мне такой подарок дала, придумала мне такое чудо. И мне не надо было даже придумывать себе псевдоним – Валерий Шымановский – это я.
Кто вы по образованию?
Влади: Я окончил университет как экономист. Змей полгода бурил скважины в Калмыкии, Хамиль практиковался как психолог, а Шым - инженер систем автоматизации.
Вы, как изначально непрофессиональные музыканты, ощущаете сегодня свой профессионализм?
Шым: Музыкант – скорее нет. Поэт – ближе, но тоже нет. Это что-то смежное между музыкой и поэзией, театром, декламацией и концертной площадкой – мы еще сами в поиске, и пока всем интересно этим заниматься. Впереди большое пространство для работы.
Влади: Могу сказать следующее: готовясь к туру с оркестром Ростовской консерватории, мы репетировали в течение двух месяцев, и я, пожалуй, не знаком с человеком, который мог бы меня заменить, поэтому, думаю, я - профессионал. Это узко-направленный профессионализм, но так как никто другой с этим справиться не может, это так и называется – профессионализм.
Змей: Музыкантом я себя не назову, я, скорее, артист. Но что становлюсь профессиональнее, я чувствую.
Расскажите про ваши семьи? Как родители относятся к тому, чем вы занимаетесь?
Шым: Родители – отец-математик, мама инженер… Мы все из университетских семей
Моя мама была на первом большой концерте в Ростове-на-Дону, осталась очень довольна. Думаю, родители нами гордятся. Во всяком случае, они спокойны, что у нас есть работа, которая нравится. И еще я привожу сувениры из разных городов…
Влади: Мама преподает в университете философию, папа занимается производством. Очень интеллигентная семья. Мои родители не были на концерте, но смотрели видео, слушают все обязательно. Они подпадают под мою целевую аудиторию. Многое одобряют. Мой брат профессиональный музыкант, думаю, о нем еще услышат. Его творческий псевдоним Fusion Man. Теперь мы все женаты – месяц назад и я женился, моя жена – замечательная девушка…
Змей: Родители слушают, мама очень гордится. Папа очень уважает то, чем я занимаюсь, но как только случается затишье, нет концертов какое-то время – ну бывает такое – сразу говорит: «Антон, все это не серьезно, ищи себе работу». Зато он раньше меня узнает мой гастрольный график, освоил Интернет, звонит мне и говорит: «Ты знаешь, через неделю летишь в Сибирь, я посмотрел погоду, там холодно, ты теплее одевайся».
Фото: Андрей Давыдовский http://davidovsky.livejournal.com/
Выражаем благодарность за организацию съемки Ксении Шаповаловой и клубу «Б1 MAXIMUM». Вся одежда: ARSENICUM
Сайт группы Каста: http://kasta.ru/
Комментарии
Подписаться