Стоишь на берегу
И чувствуешь соленый запах ветра,
Что веет с моря.
И веришь, что свободен ты,
И жизнь лишь началась,
И губы жжет подруги поцелуй,
Пропитанный слезою.
(с) Достучаться до небес
Послерабочим пятничным вечером, в конце плодотворной трудовой недели волею судеб я оказалась на джазовом концерте. В Москве проходил Международный фестиваль Moscow Jazz Open – и мне удалось выиграть пригласительные билеты на этот концерт.
Я пригласила своего замечательного друга Стаса Ю., чему потом многократно радовалась – он человек талантливый, сам музыкант, ему такие концерты по душе.
Концертный зал «Мир» наполнялся интересными колоритными людьми – ценителями импровизационной музыки.
Концерт начался. Конферансье представил первых выступающих. Это была Капелла «Дикси», небольшой ансамбль под руководством Льва Лебедева. В этом году капелле «Дикси» исполнилось 30 лет! Первая пластинка «Капеллы Дикси» представлена в Музее джаза в Новом Орлеане.
Не считая себя знатоком джазовой музыки, могу сказать, что именно такую музыку, какую исполняют музыканты Капеллы «Дикси», я и считаю джазом.
Кларнет, рояль, труба, гобой, ударные и иногда банджо в руках взрослых мужчин-хулиганов с невозмутимыми лицами – и вот уже сидишь и отбиваешь такт мелодии рукой, ногой, и так тепло на душе становится… Зрители – настоящие любители джаза. Каждая мелодия сопровождается овацией.
Вообще, когда слушаешь ново-орлеанский джаз, представляешь себя или в полутемном, прокуренном клубном ресторане старой Америки, или в зале теплохода, идущего по Миссисипи… Это действительно очень теплая, атмосферная музыка. Импровизация: музыкальная эстафета (право солировать, вести) передается от кларнета к трубе, от трубы к гобою, затем к банджо, тромбону и снова кларнету…
С «Капеллой «Дикси» выступал ученик Льва Лебедева, кларнетист (ну вот, не записала его имя). Вот это выступление меня пробрало до мурашек по коже! Невероятное сочетание джаза и восточных мотивов… Ассоциативно представляю себе лампу Алладина, вечерний Багдад… Просто невероятно!
Уходят за кулисы музыканты из «Дикси», появляется гитарист Алексей Кравченко. И я перелетаю из душного темного помещения клубного ресторана на край скалы, нависающей над морем. Мелодия «Полет стрел». Гитарист – настоящий виртуоз. Музыка просто потрясающая. Самое сильное впечатление за весь вечер – это именно «Полет стрел». Свежесть соленого морского воздуха, осколки брызг волны, бьющейся о скалу, напевы испанской мелодии. Навязчивые ассоциации со словами из фильма «Достучаться до небес»…
Далее выступали Лешек Можджер (Leszek Mozdzer, Польша), рояль, в дуэте с Ларсом Даниэльссоном (Lars Danielsson, Швеция) - контрабас. Самые большие чудаки и гении из тех, что я слышала. Лешек, оказывается, вообще очень известный музыкант. Конферансье представил его как выдающегося виртуоза, и я ожидала увидеть мужчину в смокинге, бабочке, с серьезным выражением лица… А на сцену вышел длинноволосый блондин лет тридцати, в кедах и джинсах. Когнитивный диссонанс? :)
Но он на самом деле виртуоз. Музыка очень легкая, как порхающие бабочки. Искусное обращение с роялем. Меня не покидало ощущение того, что такую музыку я часто слышу в фильмах в качестве саундтрека.
Басист Ларс Даниэльсс уж совсем чудаковатый тип. Подпевал себе так, что даже мне слышно было))
Музыканты вообще оригинальничали – Лешек положил на струны рояля металлическую цепочку, какую-то тряпку, и извлекал из инструмента несвойственные для него звуки, а Ларс отбивал ритм по корпусу контрабаса. Это было здорово!
После антракта (как оказалось – первого антракта) на сцене оказалось еще одно международное трио. Тингвал трио (Tingval Trio, Германия-Куба-Швеция): шведский пианист Мартин Тингвал, Омар Родригес Калва – кубинский контрабасист и ударник из Германии Йорген Шпигель. Тоже необычные ребята. Несмотря на молодость, по словам конферансье, уже собирают полные залы в Гамбурге.
Вообще, европейский джаз отличается от американского – в нем нет блюзового начала, но есть акцент академической музыкальной школы. Поэтому музыканты – настоящие виртуозы.
Тингвал Трио поразило необычным сочетанием: рояль (классика) и ударные (рок). Звучит очень молодо, свежо, актуально. Представили несколько композиций со своего нового альбома «Water Tales». Музыканты устроили настоящее шоу, хотелось смотреть, не отрываясь. Все ритмично, стремительно. Рок-составляющая музыки привлекает молодежь на концерты трио, как сказал конферансье.
Но больше мне запомнились баллады в исполнении Тингвал Трио. Очень нежно, лирично. Я бы хотела, чтобы мои дети слушали такие мелодии перед сном как колыбельные.
После второго антракта (концерт длился с семи вечера до половины двенадцатого ночи!) выступали музыканты из Терье Рюпдаль Трио (Terje Rypdal TRIO, Норвегия). Много гитарных примочек, электро-гитара, бас-гитара и ударные. Я оказалась на рок-концерте. С музыке Терье Рюпдаль Трио мало от джаза, много импровизации, рока. Но скажу честно – так громко афишируемые музыканты, на мой взгляд, сильно уступали предыдущим исполнителям. Создавалось ощущение, что солист Терье Рюпдаль играет для себя, без мелодии, без плана. Понимаю - импровизация, понимаю – талант. Но не поняла я их…
Жаль, конечно, смазали позитивно-восхищенное настроение, заданное предыдущими музыкантами.
Ну да и ладно.
Теперь сижу в Интернете, ищу записи понравившихся исполнителей. Жаль только, что записи и десятой доли того музыкального волшебства не передают, какое можно уловить в живом исполнении…
Повод чаще ходить на живые концерты!
Чего и вам желаю.
Комментарии
Подписаться