Shoegaze (читать - "шугейз") - музыкальное течение, зародившееся в Англии в конце 80-х годов. По-русски это означает в дословном переводе "пялиться на ботинки", что является, в некотором смысле, правдой. Вот типичный антураж шугейзера:
У музыкантов-шугейзеров имеется в расположении огромное количество гитарных примочек, с помощью которых они выстраивают свой звук. А так как они, чаще всего, раскидываются на полу, то музыкант на концерте волей-неволей должен постоянно смотреть в пол, а не на зрителя.
Теперь про звук. Музыке шугейза характерно громкое звучание бас-гитары и замысловатой ритм-секции с фоном из двух и более шумных гитар (обычно - ритм и соло); вокал же, напротив, весьма расслаблен и воспринимается легко. Пиковой точкой популярности первой волны шугейза является альбом My Bloody Valentine - Loveless (1991) - характерный пример отлично сбитого перегруженного звука и атмосферной меланхолии. Эхом послужило то, что многие группы, в последствие поставившие во главу угла бритпоп, но появившиеся до Oasis, играли именно в таком ключе. Примеры - первые треки Blur с альбома Leisure ("She's So High", "Sing") и первый сингл The Verve (All in the Mind), не вошедший в дебютный альбом:
The Verve - All In The Mind:
На новой волне популярности шугейза (2005-2009) также произошло много интересного. Например, группе Epic 45 клип снимал Пол Бэнкс, выходила специальная компиляция Never Lose That Feeling, в последней части которой, вышедшей в 2009 году, новые группы перепевали песни групп-родоначальников жанра. Однако, всё было хорошо, пока за дело не взялся бывший продюсер тех же Oasis при помощи своих новых питомцев Glasvegas, и жанр одним мигом снизошёл от великолепия до гопнической серости - это была первая группа с шугейзовым звуком, которая стала понятна даже шотландским домохозяйкам (да, группа - из Шотландии).
Итак, в этой заметке я напишу про мои любимые шугейзовые альбомы (перед тем как качать материал, советую ознакомиться с образцами - группы весьма разные по звучанию, хотя держат курс в одних стилистических рамках):
1. Spacemen 3 - Sounds of Confusion (1986)
Дебютный Sounds of Confusion - это, возможно, самое начало шугейзовой эпохи.
Многие связывают зарождение жанра с первой записью My Bloody Valentine, датированной годом ранее, но она была оценена настолько низко, что прошла, в общем-то, незамеченной. Другое дело - Spacemen 3, которые сочинили мощнейший гимн "Rollercoaster", представленный на альбоме, кстати, в двух версиях - альбомной (длящейся более 17 минут) и сингловой.
Spaceman 3 - Revolution:
Однако, каждый первопроходец пользуется находками других жанров. Так, в творчестве Spacemen 3 можно найти отсылки к раннему Брайану Ино, Can и Red Krayola, но, в гораздой большей степени, слышится влияние Suicide (среди прочего - закольцованные риффы, грубовато-отстранённый вокал). При этом, творчество Spacemen 3 - неповторимый продукт, оцененный, естественно, позднее - когда уже шугейз набрал обороты, а на последних альбомах коллектив и вовсе зазвучал весьма понятно, с уклоном, уже в большей степени, в дрим-поп (см. Reccuring). Сейчас находками Spacemen 3 активно пользуются гипногоджик-исполнители, те же Sun Araw.
2. Ride - Going Blank Again (1992)
Going Blank Again - пожалуй, идеальная атмосфера для шугейзового альбома. Медленные композиции вплетаются в весьма жёсткие, а заканчивается всё безумной красоты "OX4", давшей, впоследствие, название живой записи, которая была приурочена к реюниону группы в 2001 году (на этом концерте они исполнили все свои лучшие вещи). Для ознакомления всё же стоит порекомендовать крепкую "Leave Them All Behind", открывающую альбом:
Ride - Leave Them All Behind:
Ride - это четверо симпатичных парней, познакомившихся в Оксфордшире. Лучшим их альбомом, вроде бы, считается дебютник Nowhere, сразу же погружающий нас в мягкую атмосферу своей обложкой (на ней изображены морские волны), однако более интересную концепцию можно разглядеть как раз в Going Blank Again, который в 2001 году был переиздан с дополнительными отличными четырьмя треками, включая десятиминутный инструментальный номер "Grasshopper", поражающий своей уверенностью и монолитностью.
3. Airiel - The Battle of Sealand (2007)
Можно как угодно относиться к новой волне шугейза. Некоторые даже окрестили её пост-шугейзом. Хотя говорить так не совсем корректно, ведь никакого разделения не было и шугейз никуда не девался. Да, он пережил спад в конце 90-х и начале 00-х, но в 1997 году прогремел альбом Spiritualized - Ladies and Gentelman, We Are Floating In Space, который, хоть и относится в качестве среднего арифметического к space pop, но стержнем там является шугейзовая составляющая. К тому же, группа Air Formation, плывущая на гребне новой волны, образовалась в 1998 году. На мой взгляд, можно говорить о новой волне популярности, но не снабжать и без того расплывчатый термин приставкой "пост-"
Airiel - Thinktank:
Наиболее интересно, на мой взгляд, в этой волне звучит группа Airiel, имеющая очень бодрый, порой даже сбивающий с ног (если пытаешься под них танцевать) звук, чего как раз не хватает многим другим группам, сочиняющих в более меланхоличном ключе. Интересно то, что они американцы. И уж совсем поражает, сколько они готовили свой дебютный альбом: путешествие к нему началось в 1997 году, и, транзитом через пять EP, они добрались до The Battle of Sealand в 2007-м. Единственное, в чём можно упрекнуть группу - это в отсутствии индивидуальности в вокальном плане. Однако, кто этим сейчас не грешит - это раз, ну и за такой звук, думаю, им можно это простить.
Весь материал авторский, ознакомиться с содержимым моего музыкального блога можно тут.
Комментарии
Подписаться