Look At Me продолжает проект «Музыкальная кухня», в котором разбирает сет-ап известных музыкантов.
Группа Hot Chip, недавно выпустившая свой четвертый альбом «One Life Stand», не слишком любит, когда копаются в ее оборудовании. «Нам не нравится, если кто-то может абсолютно точно сказать, какое железо мы используем, — говорит вокалист Алексис Тэйлор. — Поэтому мы любим сочетать живые и запрограмированные звуки».
-
Группа Hot Chip со своими инструментами. Слева – концерт в Webster Hall в 2007 году.
Нам удалось узнать, какие синтезаторы Hot Chip любят больше всего, какими эффектами, драм-машинами и микрофонами они пользуются. Прокомментировать технику вызвался Корней «Kapus» Кретов, музыкант, саундпродюсер, звукорежиссер на лейбле Xuman Records. |
|
|
Prophet-5
Производитель: Sequential Circuits. Выпускался с 1977 по 1984.
Один из первых аналоговых полифонических полностью программируемых синтезаторов 80-х годов, запоминающих пресеты. Можно сделать от 40 до 120 пресетов, то есть запомнить определенный набор звуков и запускать — для того времени это было очень круто. Так как синтезатор играет аккордами, его можно использовать для создания падов и так далее. Он может имитировать (насколько это, конечно, возможно в аналоговом синтезе) медные духовые, струнные и тому подобное.
Pro One
|
Пример того, как звучит синтезатор. Pink Floyd – «On the Run» |
Производитель: Sequential Circuits. Выпускался в 80-ых годах.
Попроще, чем Prophet 5 – тот полифонический, а этот монофонический. В нем два осциллятора (генератора волны) и один нойз-генератор. Он очень похож на MiniMoog. Этот Sequential Circuits не запоминает пресеты, что очень неудобно. Приходилось раньше распечатывать и прорезать дырочки для ручек, а потом распечатывать такие картонки. Эти картонки нужно было пустыми накладывать и отмечать, где какая ручка. Выпускались даже специальные пресет-буки.
Что можно сказать про Sequential Circuits? Отличные синтезаторы со своим уникальным звучанием. Если использовать монофонические, то лучше для лидов, то есть для лидирующих инструментов, либо для бас-партий.
Teisco 100F и Teisco / Kawai 60F
Производитель: Teisco.
Teisco 100F чем-то похож на Sequential Circuits Pro One, только у него один осциллятор. На нем тоже хорошо делать басы. Эти синтезаторы достаточно доступны, ну и дают хороший аналоговый «жир». Один осциллятор (пилообразный квадратный), как я уже сказал, и нойз-генератор 100F похож, например, на «Поливокс» тем, что есть вход для внешнего источника звука. То есть можно врубить в него что-нибудь и смешать с самим осциллятором из этого синтезатора, а потом обрабатывать вместе эти два звука фильтром. Есть LFO.
60F – древняя вещь. Практически то же самое, что 100F; 60F еще проще – тут только две разновидности форм волны на осцилляторе и нойз-генератор тупо подмешивается. В нем вообще две с половиной октавы
Moog Modular V
Виртуальный синтезатор. Производитель: Arturia. Выпущен в начале двухтысячных.
Arturia Moog Modular – это VST-имитирующий Moog модульный синтезатор. Moog говорит, что он очень похож на настоящий, но, по-моему, это рекламный ход – ни одна VST-шка рядом с железом не стоит.
Doepfer A-100 Analog Modular System
Производитель: Doepfer. Первые серии, количеством модулей более 110 штук, сошли с конвеера в 1995 году.
Модульные синтезаторы открывают огромные возможности для экспериментов и всего остального. Но они достаточно сложные в обращении. Все блоки можно друг к другу подключать, причем необязательно по правилам. Это может вызывать интересные эффекты, причудливые, например, подобные использовались для звукового оформления фантастических фильмов 60-х—70-х. С такими штуками можно бесконечно копаться.
А-100 – это огромная синтезаторная стенка, состоящая из модулей. Каждый модуль выполняет свою функцию: модуль-фильтр отдельно, модуль ADSR (attack deсay sustain release) отдельно, осцилляторы отдельно, шаговый секвенсор отдельно, микшер и т.д. ADSR, например, можно подключить к фильтру, который будет работать по той кривой, которую ты выставишь ручками.
Fender Rhodes Electric Piano
Производитель: Fender Musical Instruments Corporation. Выпущен в 1965 году, хотя первые модели (Rhodes Pre-Piano) использовали американские солдаты ещё во времена II Мировой войны.
Это не синтезатор, а электромеханический клавишный инструмент. Его придумал человек по имени Гарольд Родес, чтобы раненые солдаты могли играть на пианино не вставая с больничной койки. «Родесы» были маленькими, и их можно было перевозить на самолетах или вертолетах во Вьетнам.
В этом пианино используется не струна, а спица. Плотная металлическая штука, которая держится только с одной стороны. Поэтому обертона и все гармоники не как у пианино – они скорее похожи на колокольчики. Каждая спица крепится к своему камертону. Неповторимый «родесовский» звук можно встретить везде – соул, фьюжн, джаз, рок, фанк.
Yamaha GX-1
Производитель: Yamaha. Выпускался с 1973 по 1977.
Нереально дорогая вещь, стоит под $50,000 (можно найти за $10,000 примерно, но все равно дорого). Редкость. Первый вообще у Yamaha полифонический аналоговый синтезатор. Монстр. С тремя рядами клавиш. С пресетными формами волн, то есть их можно нажимать кнопками и включать-добавлять, как регистры у органа. Восьмиголосный — одновременно 8 клавиш можно нажимать и они будут озвучены. В нем два фильтра низких частот, два осциллятора на голос, следовательно, всего шестнадцать осцилляторов (каждый по-разному, кажется, нельзя настроить, шестнадцать только для того, чтобы можно было зажать аккорд). Один генератор низкой частоты — low-frequency ocsillator (LFO) — его можно направить на фильтр тот или другой, управлять скоростью открывания и закрывания фильтра по кривой. Два ADSR – для каждого генератора они отдельные. Ribbon Contoller — такая вещь, которая есть на Polymoog — как тачпадовый контроллер, дико олдскульный. Серьезный инструмент, очень круто выглядит.
Roland SH-101
Производитель: Roland. Выпускался с 1982 по 1988.
Легендарная вещь, рэйв и все такое. Очень маленький, можно присоединить гриф со слайдером и играть на «пианинной» гитаре. Можно управлять фильтром LFO с одного питчбендера – с одной ручки, которая не крутится относительно горизонта и наоборот. Это такая штука, похожая на джойстик, находится слева снизу. Очень удобно ее использовать.
Casio CZ-101
|
Реклама 1986 года
|
Производитель: Casio. Выпущен в ноябре 1984 года.
Этот замечательный цифровой восьмибитный синтезатор звучит, как музыка к старым видеоиграм, подгружающая на входе усилителя. По архитектуре напоминает аналоговый синтезатор, потому что там есть основные формы волн (sine, saw, square, pulse, resonance, double-sine, saw-pulse). Эти формы можно смешивать в определенных пропорциях и подвергать фазовым искажениям. Мы его, кстати, хотели купить, но не успели – торги на InJapan.ru за него уже закончились.
Casiotone MT-70
Производитель: Casio. Выпуcкался в восьмидесятые.
Достаточно странная вещь. Выделяется на фоне подобных цифровых синтов (например, Yamaha PC-100) наличием светового сканера в виде пишущей ручки на проводе. Этот сканер служит для считывания штрих-кодов песен, напечатанных на листах бумаги, идущих в комплекте, и наличием светодиодов над клавишами (диоды загораются – ты жмешь на клавиши). Короче говоря, это такой своеобразный электронный учитель музыки. Коряво, но может выступать в качестве автоаранжировщика. То есть ты можешь нажать на клавишу или зажать аккорд — и там будут ударные с басовой секцией, все вместе сразу. Основные звуки синта состоят всего из двух синусоидальных волн, что рассчитано главным образом на имитирование флейты и органа. Один из самых неудобных в обращении аппаратов, на мой взгляд.
Yamaha Portasound VSS-30
|
Пример того, как работает запись сэмпла.
|
Производитель: Yamaha. Выпущен в 1987 году.
Восьмибитный клавишный сэмплер, в нем может находиться одновременно полторы секунды семпла. Маленький, почти аналогичен Casio SK-1; единственное, кажется, что отличает VSS-30 — Envelope Mode на фильтрах.
Это синтезатор, устроенный на чипе, который вгружается в сэмплы. Они могут быть полуволнами или кусочками каких-то звуков. Следовательно, он может имитировать живые инструменты, уже не как синтезаторные. Ну насколько это возможно с памятью в полторы секунды и в восьмибитном режиме.
Casio VL-Tone
|
Пример работы синтезатора
|
Производитель: Casio. Выпущен в 1980 году.
У нас такой на студии валялся. Монофонический синтезатор – очень маленький, почти игрушка – есть тремоло, вибрато (из обработок), даже секвенсер есть – проигрывает виточки в стилях «марш», «боссанова» и так далее. Очень легкий, там даже аранжировщик есть. Нажимаешь одну клавишу – он тебе аккорды выдает с определенной ритм-секцией.
DD35 Еlectronic Drum Pad Unit и Elektron Machinedrum SPS-1
DD35 – Обычные ямаховские драм-пэды в одном объединяющем корпусе. В них много звуков перкуссии и барабанов. От силы удара изменяется нюансировка звукоизвлечения. Можно рубить как палками, так и руками.
Elektron Machinedrum SPS-1 – и драм-синтезатор, и драм-машина. И еще шаговый секвенсер. Все в одной коробочке. Отличный вариант для тех кто не может себе позволить отдельно роландовские драм-машины серии TR, драм-машины E-mu SP1200 и Simmons, драм-синтезаторы, построенные на частотномодуляционном синтезе и на физических моделях реальных барабанов.Все звуки можно смешивать между собой и обрабатывать встроенным процессором эффектов. Лично мне звук не нравится — все вышеперечисленные аппараты по отдельности в их оригинальном виде звучат лучше, по-моему.
Moogerfooger MF-103
|
Один из блоков Moog-модуляра – это аналоговый эффект, процессор, хотя процессор — это, конечно, громко сказано. В нем есть ринг-модуляция и фэйзер. Фэйзер действует очень просто. Он раздваивает входящий сигнал — один получившийся не обрабатывает, а второй начинает сдвигать по фазе, сдвиг происходит по определенной кривой (чаще всего по синусу). Короче, это фазовое вибрато. Этот эффект очень много используют Daft Punk, ну и почти все любители пописать disco-образную музыку. |
В целом, набор инструментов группы Hot Chip очень разнообразный. Тут есть и цифровые инструменты, и старые восьмибитные, и новые. Фишка Hot Chip в том, что они играют с классическими синтезаторами, выжимая их возможности до предела и таким образом находят свое звучание.
Текст: Никита Величко
Комментарии
Подписаться