Настоящий художник может создать шедевр хоть маслом, хоть кусочком угля. Снимки настоящего фотографа не станут хуже при переходе с цифры на пленку. Настоящий режиссер сделает одинаково хорошее кино как мыльницей, так и при помощи последних 3d технологий.
Вопрос инструментария не стоит слишком остро, пока речь не заходит о музыкантах. Чтобы научиться превосходно играть на фортепиано / виолончели / флейте и т.д., уходят долгие годы. Поэтому инструмент для музыканта имеет не прикладное, а первостепенное значение. Согласитесь, если художника или фотографа можно представить в отрыве от своего инструмента, то музыканта - никак.
И вроде бы все хорошо. Но тут появляется красивый, молодой, нахальный, невероятно талантливый парень, который относится к инструментам без особого пиетета. Выпускник сразу двух лучших музыкальных вузов страны (академия и консерватория). Продюсирует популярные мелодии. Организует большие фестивали. Выступает на лучших площадках мира. Но главное - одинаково круто играет на совершенно разных по своей сути инструментах - скрипке и баяне, а также считается человеком, первым представившим российской публике бандонеон.
Прошу любить и жаловать - Юра Медяник.
ПОПСА-КОРМИЛИЦА
- Ты продюсируешь качественную попсу. "Moscow night" - такой глянцевый трек для девочек, которые на своей машинке катаются по ночной Москве. Не боишься после подобных экспериментов быть изгнанным из пантеона "элитарной" музыки?
- Безусловно, всегда есть такой риск. Но мне тесно в рамках классической музыки. Не потому, что в ней мало написано - чтобы все это переиграть и переосмыслить, не хватит нескольких жизней. Суть в том, что интересно конкретно тебе в конкретный период времени, а не в том, кто и под каким углом на тебя потом посмотрит. Мне сейчас интересно делать кавера известных вещей, превращать какие-то песни в инструментальные композиции. Мы с "Emotion Orchestra" недавно сделали кавер на "Shape of my heart" Стинга. Очень классно получилось, мне нравится.
- Сможет ли современный российский музыкант кушать икру, ананасы и рябчиков, если не будет делать попсу?
- Между нами говоря, наверное, нет. Есть такие люди, которым образование и воспитание не позволяет "снизойти" до того, чтобы поиграть какую-то популярную музыку или выступить на корпоративе. Но, к сожалению, эти люди действительно живут очень плохо.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
- Многим музыкантам времени и сил хватает только на один музыкальный инструмент, в то время, как ты профессионально играешь сразу на трех. Не кажется, что ты распыляешься?
- Знаю, многие исполнители считают своей профессией конкретный инструмент. Когда я учился, на вопрос "Что тебя интересует в музыке?" верхом шика считалось ответить: "Ничего, кроме моего инструмента". Конечно, это полный бред, потому что каждый творческий человек должен быть многогранно развит. Все-таки самое главное - это звук. А уж каким образом, с помощью каких техник и предметов он превращается в музыку, это вопрос десятый. Я, кстати, еще и дирижирую; оркестр - тоже своего рода инструмент.
- Такое отношение к музыкальному инструменту, как к станку. Неважно, на чем ты лабаешь - главное то, что получается на выходе.
- Может быть. Я часто вижу, как пианисты воспринимают музыку исключительно в фактуре фортепиано: слышат какой-то мотив, сразу перекладывают его, начинают импровизировать… Лично мне все равно, на чем играть тот или иной мотив, на баяне или на скрипке, на рояле или бандонеоне. - Как совершенно разные по своей сути инструменты влияют на твое музыкальное восприятие? - Напрямую. Это, возможно, прозвучит парадоксально, но когда я долго не занимаюсь на баяне, скрипка в моих руках начинает хуже звучать. И наоборот. Происходит какое-то взаимопроникновение, создается особое чувство звука. Дело в том, что многим баянистам не хватает "скрипичной" тягучести, продолжительности звучания. Сел, поставил ящик на коленки, дернул - звук пошел. А чтобы длилась фраза, чтобы звук был с окраской, с тембром - как правило, до этого дело не доходит.
- Если может быть два (и больше) любимых инструмента, может ли быть две любимые женщины?
- Может. Легко. Такое уже было.
- И как разрешилась ситуация?
- Пришлось расстаться с обеими. И уйти к мужику (смеется).
АЗАРТНЫЕ РОДИТЕЛИ
- Родители-музыканты выбрали твой профессиональный путь за тебя - в два года дали в руки баян, в восемь - скрипку. И, когда ты достиг более-менее сознательного возраста, ни о какой карьере, скажем, дизайнера или хирурга уже не могло быть и речи. История совершенно типичная: таким, почти насильственным образом выращиваются многие гениальные музыканты. Думаешь, родители имеют право так поступать?
- Я не буду защищать своих родителей - возможно, они могли по-другому повести себя относительно моего профессионального будущего. У них обоих не сложилась сольная карьера: мама переиграла руки, папа изначально работал с оркестрами, много аранжировал и, кстати, преподавал на нескольких инструментах. Думаю, что родители все свое стремление к сольной карьере решили реализовать через меня, со всей любовью и рвением начали учить меня музыке, а когда я стал делать успехи, вошли в некий азарт. В восемь лет я выиграл первый конкурс баянистов, в девять - первые гастроли по Германии и Болгарии, и все, уже невозможно было остановиться. Я задумывался, конечно, что было бы, "если бы не". Были периоды, когда я занимался совершенно другими вещами, у меня был строительный бизнес. А потом понял, что жизни нет. С утра до вечера продавать двери, потом есть в дорогом ресторане и покупать машины покруче? Это все и так будет, со временем.
ОПАСНАЯ СЦЕНА
- Говорят, что сцена лечит.
- Зависит от того, чем ты болеешь. Однажды я вышел на сцену с температурой 38 и сыграл сольный концерт в двух отделениях. В момент выступления я чувствовал только кураж и драйв, а после этого не мог ложку поднять и встать с постели. Для музыканта нет ничего страшнее, чем переиграть руки. Полностью восстановился только через год, все благодаря китайской медицине. С тех пор я очень трепетно и ответственно отношусь к своему здоровью, и если плохо себя чувствую, предпочитаю отменить концерт.
- А если легкий насморк? Головная боль? Желудок побаливает? Тоже отменишь концерт?
- Ну если легкий насморк, тогда не отменю. Кстати, вы замечали, что артисты на сцене никогда не чихают? Никогда, ни разу, ни один артист в мире не чихнул на сцене. И это нормально. Если музыкант пребывает в состоянии творческого подъема, волнуется, концентрируется, переживает - многое в его организме меняется. И это, как раз, тот самый случай, когда сцена лечит. Волноваться вообще полезно. Только тот, кто считает себя уже очень крутым, перестает волноваться. И это верный признак того, что человек больше не развивается.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
- Все вы, талантливые музыканты, - совершенно ненормальные люди. У кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени обязательно наблюдается некое психическое неравновесие. В чем заключается твое "сумасшествие"?
- В зацикленности. Если передо мной стоит какая-то задача, я могу просто сойти с ума в стремлении ее реализовать. Пока не добьююсь перфекционизма в том, чем я занимаюсь, вся остальная жизнь воспринимается через призму либо доделанности, либо недоделанности этого дела. Да и вообще, у человека, который регулярно выходит на сцену и отдает всю свою энергию слушателю, обязательно наблюдаются какие-то психические сдвиги. А не отдавать себя невозможно. Зрители приходят на концерты, чтобы получить эмоции. Подчеркиваю: эмоции. Если ты ничего не отдаешь людям, не несешь никакой информации – на фиг ты тогда нужен? Люди сразу почувствуют "тиражирование", и в следующий раз на твой концерт просто не придут.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
- Опиши своего идеального зрителя.
- Это человек, открытый ко всему новому. Но не тупо открытый, у которого голова болтается в разные стороны в зависимости от ветра. Это человек интересующийся, человек, имеющий свою шкалу ценностей, владеющий какими-то иностранными языками и знающий, что в мире существуют другие культуры. Он знает, где находится Аргентина, кто такой Фрэнк Синатра, и аплодирует после сольных партий в джазовых произведениях.
- Интеллигентный?
- Интеллигенция - очень сложное слово, я его не люблю. Давай скажем так - человек образованный, культурный. Имеющий представление об этикете и воспитании.
СЛОЖНАЯ СЕМАНТИКА
- Ты считаешь себя виртуозным музыкантом?
- У меня всегда вызывает подозрение слово "виртуозный". В нашем представлении это музыкант, который "чешет" на чем-то очень быстро и точно. Однако, те кто играют быстро, далеко не всегда играют виртуозно. Они это делают технично! Все то, что касается быстрого исполнения на любом инструменте - это вопрос ремесла, вопрос того, насколько умело мы двигаем руками.
Как правило, снайперов (те, кто играет очень быстро и очень чисто) редко можно слушать, воспринимая звук. Зритель приходит на концерт, чтобы созерцать момент изготовления музыкального материала, сопричастность с этим сакральным процессом для него - нереальный кайф. Когда зритель видит, что музыка "делается" именно сейчас, видит, как взаимодействует оркестр и дирижер, он прощает небольшие помарки, они уходят на второй план.
Вообще "виртуозный" переводится как доблестный. Виртуозность - это доблестность. Ты можешь рыцарским жестом протянуть своей девушке розу - и это будет виртуозно. Тебе не обязательно это делать с высокой скоростью и математической точностью.
Комментарии
Подписаться