BENT FESTIVAL 2010 NY - http://bentfestival.org/
BENT FESTIVAL - своеобразная Мекка для всех CIRCUIT BENT-щиков, изготовителей самодельных электронных музыкальных инструментов, звуко-хакеров и саунд-испытателй. Ежегодно десятки музыкантов и конструкторов со всего мира съезжаются в Нью-Йорк чтобы пошуметь, показать свои инструменты и обменяться идеями, держа в руках паяльники.
Я очень давно слышал про этот фестиваль, но не мог и мечтать получить приглашение принять в нём учстие. В результате получился очень непростой, но зато крайне интересный trip...
Сперва коррективы, грозившие полным провалом всей затеи внёс непроизносимый исландский вулканический выпердышь, порализовавший самолётолетание над Европой и частью Атлантики - два дня перед вылетом следил за сводками погоды и табло прилётов-отлётов, но Delta исправно летала. Я спокойно поехал в аэропорт, прошёл кучу контролей со своим дико-подозрительным скрабом, состоящим из 14 самодельных синтезаторов, контроллеров и тд + кучи проводов и всяких причиндалов... рейс отменили за 30 минут до вылета. Улететь я смог только спустя 2 дня - многие участники феста из Европы так на него и не смогли попасть
Улетев 19-го апреля вместо 17-го, я потерял всего 2 дня и полностью успел на все дни фестиваля (даже с запасом)
Основные дни фестивля были - weekend 22-24-ое, но предварительные мероприятия начались уже 20-го апреля с лекции немецкого перформера, конструктора и историка синтезаторов Дерека Хольцера (Derek Holzer) Он рассказывал об истории и принципах синтезаторов, построенных на различных преобразованиях света в звук - условно "оптические синтезаторы". Надо отдать ему должное вещал и показывал он очень здорово, особенно если учесть, что 80% всех работ в этой области было выполнено русскими (советскими) учёными и инженерами, которых он, в отличии от принятой на Западе тенденции занижать заслуги наших умов, не только не хаил, а наоборот очень воспевал и всячески высказывал желание приехать наконец в Москву поиграть на синтезаторе АНС (на этом аппарате Э.Артемьев делал музыку к фильмам Солярис и Сталкер). Наличие меня, как предстовителя русских племён и постоянно поддакивающего Дереку в течении лекции субъекта, посеяло в умы американских господ сомнение в их тотальной гипер-крутости в синтезаторостроении))). Естественно большинство материалов о русских инженерах, включая уникальные видео-файлы, были получены лектором от Андрея Смирнова из московского Термен-Центра.
Анонс лекции - http://bentfestival.org/#Event/Lecture_by_Derek_Holzer
У Дерека очень интересный сайт, рассказывающий как о нём самом так и об истории "оптических синтезаторов" и "рисованном звуке" - http://www.umatic.nl/tonewheels.html
21-го апреля состоялся preBENT - камерное мероприятее, на котором выступали участники прошлых BENT фестивлей. В этот день меня абсолютно поразил перформанс Лесли Флаинган (Lesley Flanigan) http://bentfestival.org/www.lesleyflanigan.com - хрупкая девушка с красивым голосов, умело оперирующая самодельными деревянными резонаторами, в которые уставнолены динамики и микрофоны - короче true feedback girl!!!! - вот видео с её перформансом на BENT 2009 - http://www.youtube.com/watch?v=Aadgh4bXaGU
Помимо собственно выступлений и лекций, фестиваль так же включал в себя мастер-классы и воркшопы по бендингу и DIY - причём, были как очень простые мастер-классы - для начинащих всего на пару часов, так и весьма длинные - по 6-7 часов для продвинутых бендеров. Не в одном из них я не принял участие, так как тупо не успел записаться, а места были ограничены... Полный список всех прошедших мастер-классов есть на сайте фестиваля - http://bentfestival.org, и вцелом они делились на две категории - 1-забендить какую-нибудь фигнюшку (для начинающих) и 2- собрать KIT. Не скажу, что мне что-то из этого было интересно сделать т.к. особо новых тем для меня в большинстве проектов не было - наверное поэтому и тупил (само собой мастер-классы рассчитаны на новых адептов и служат скорее популяризаторством). Но я бы хотел отметить один workshop, предлагавший собрать действительно интересный и необычный инструмент - Peter Edwards aka casperelectronics : The Benjolin http://bentfestival.org/#Event/893 Весьма дорогой воркшоп стоимостью 150$, но послушав Benjolin, я убедился, что он действительно того стоил, а купить его невозможно, т.к. создатели распространяют его только через мастре-классы. Подробнее об этом Benjolin - http://web.me.com/klangbureau/DIY/Benjolin.html - кроме того останавливал тот момент, что мне потом предстояло лететь в параноидальный (как мне казалось) Израиль и не очень то хотелось везти непонятные платы и детали - и так было куча девайсов...
Кроме тога, на фестивале было несколько весьма интересных инсталляций, в том числе интерактивных. Особенно мне понравилась работа Брендена О'Коннелла (Brendan O'Connell) http://www.futureecircuits.com Его работа "Listening Piece for a Selfish Ensemble" представляла собой паутину из множества проводов натянутых между 4-х столбов. Все провода были подсоединены к большой плате с кучей операционных усилителей, а зрителям выдавались небольшие устройства с динамиком и антеной, подставить к уху их нужно было использовать для бесконтактного прослушивания сигналов идущих по паутине - круть!!! (шумная круть!!!)
В плане подбора участников организаторам надо одтать должное - они смогли собрать большое колличество музыкантов и проектов так или иначе связанных с DIY и circuit bending деятельностью, но при этом из абсолютно разных жанров, сред и категорий. От почти академических и театральных исполнителей, до панков, поп-нойзеров и техно-фриков. Получилась крутая солянка из множества разных проектов, интересно перетасованных по дням таким образом, что каждый новый перформер ещё больше дополнял обширный фронт культуры DIY электроники.
Очень порадовало практически полное отсутствие тыкающих в компьютер персонажей - из примерно 40-ка проектов, игравших лайвы яблоки светились не больше чем у 3-4-х, гнавших по сравнению с общей массой лайверов чухонскую ересь. Эти неТРУ персонажи постоянно подвергались воздействию косых взглядов пропахших канифолью бендеров. Вообще на фесте чувствовалсь реальная альтернативность мейнстримовым тенденциям в электронной музыке - много разных проектов, все с самодельными инструментами, необычная музыка и (электро)энергия исходящей от исполнителей.
Конечно, далеко не каждое выступление можно было назвать выдающимся, однако ряд перформеров просто взорвали мои мозги. Я очень давно хотел лично познакомится с Питером Эдвардсом (Peter Edwards) http://casperelectronics.com - давно слежу за тем, что он делает - он реальный ТРУ-бендер. Так вот оказывается Питер ещё и крутой перформер, из всех выступавших у него наверное был самый маленький сэтап - всего пара DIY приборов, при этом он 40 минут мочил нереально крутые дроновые темы (наверное его секрет был именно в том самом Benjolin, который он использовал).
Естественно такой фест не может состояться без представителей страны восходящего солнца - японец Адачи Томоми (Adachi Tomomi) http://www.adachitomomi.com/a/sminst.html полностью соответствует образу сумасшедшего электро камикадзе, плотно закрепившегося за всеми азиатскими бендерами. В некоторые его девайсы бяли встроенны датчики движения (световые и гироскопы) - он их держал в руках и при этом дёргался как червяк на сковороде - мясо!!!
Кроме того, Дерек Хольцер, о лекции которого я уже писал выше, удивил невероятно красочным и нестандартным выступление - его опитические и световые машины очень выгоднно и эффектно смотрятся на сцене (множество фонариков, мигалок, крутящихся на электромоторах прозрачных дисков, фотовспышек и тд). Он их ещё и разместил на световом проекторе в котором использовал цветные плёнки-фильтры, создав обалденный визуальный ряд.
Ещё очень понравился концепт итальянского проекта Action Potential http://www.torinomargolis.com/ - они облепили танцовщицу кучей датчиков, реагировавших на мышочные тонусы и подключённых к DIY синтезатору. Таким образом получилось некое соединение современной пластики с экспериментальной электроникой - выглядело весьма эффектно.
Вцелом, нужно отметить невероятно выскоий уровень исполнения большинства аппаратов на которых играли перформеры, причём это относится как к электронной начинке аппаратов, так и к дизайну. Абсолютно всех превзашёл Gennon http://www.mygannon.com/ и его Toy Volcano http://www.youtube.com/watch?v=KFlG-PYV6gI&feature=player_embedded
У некоторых проектов был настолько продвинутый инструментарий, что это даже немного обламывало - становилось непонятно где DIY, а где, что-то от KORG. Конечно это демонстрирует высокий уровень их создателей, но немного лишает смысла - зачем делать то, что можно купить в магазине - с такими навыками можно сделать гораздо более необычные вещи...
Очень приколол столик, на котором любой из участников мог что-то выложуть на продажу - от дисков до самодельных аппаратов. (Прикупил себе кучу винилу с дичайшими шумами и пару circuit-bent девайсов). Чтобы не приезжать на фестиваль с пустыми руками я изготовил вот таких russian style нойз-матрён - http://samoletuvvp.narod.ru/vto/diy/matr.html
Мой перформанс-сэтап выглядил вот так -
8 DIY синтезаторов + Nord Modular G2 engine + trigger finger
видео моего выступления
хороший фестиваль
хороший город
Комментарии
Подписаться