Утром, когда после бессонной ночи, протанцованной напролет под открытым небом, свет встающего солнца отражается в огромных стальных конструкциях машин-монстров, и над озером разливается прозрачный свет нового дня, тогда сердце окончательно начинает биться здесь и сейчас. Где-то здесь три фестивальных дня превращаются в пульсирующую бесконечность. Пауз и передышек здесь нет, праздник на одном дыхании: настоящий концертный оверкил со звездами инди-сцены первой лиги – это больше, чем просто концерты, это глоток лета, музыки и свободы...
В апреле этого года устроители „Melt!“ были удостоены сразу 2-ух призов Live Entertainment Awards (LEA): само мероприятие было признано немецким «фестивалем года», а клубные гастроли берлинской группы Bonaparte – лучшим турне (Bonaparte, кстати, выступят и в этом году на фестивальной сцене). Так что в каком-то смысле „Melt!“ достиг высшей точки своего развития – и можно ожидать, что фестиваль теперь перейдет не только на новый качественный уровень, но и на количественный: 20000 раскупленных за неделю до начала билетов в прошлом году показали, что интерес к мероприятию уже превышает его физические возможности.
Впрочем, „Melt!“ долго находился в поисках, меняя место дислокации, музыкальную направленность и свой имидж. Теперь эти трудности переходного возраста, очевидно, остались в прошлом. Первый фестиваль прошел в 1997 Бранденбурге, на озере Фельтен, где гостям приходилось пробивать себе путь к фестивальным площадкам через нудисткие пляжи, а сам фестиваль представлял из себя непритязательную техно-вечеринку под открытым небом. В следующем году мероприятие переехало на аэродроме Лерц, где теперь проходит берлинский фестиваль «Фузион». Наконец, в 1999-ом „Melt!“ перебрался в индустриальный парк Феррополис под Дессау. В 2003 фестиваль вообще был отменен по финасовым причинам, в 2004 сменил организаторов (теперь это бесплатный музыкальный журнал «Intro“) и концепцию, что несомненно пошло ему на пользу. Организаторы вовремя почуяли витавшие в воздухе перемены – конец эпохи техно, и открыли свою музыкальную политику навстречу другим музыкальным стилям. Авангардная электроника и инди-гитары – сегодня специализация фестиваля. На „Melt!“ потянулись международные звезды - Underworld, Björk, The Streets, Bloc Party, Roisin Murphy, Röyksopp, Laurent Garnier, Richie Hawtin, The Notwist, Tortoise, Mouse on Mars, Zoot Woman, Peaches, Scissor Sisters, Mando Diao, Miss Kittin, Ellen Allien, Chicks On Speed, Maxïmo Park, LTJ Bukem, Fischerspooner, Phoenix, Deichkind, GusGus. Лайн-ап каждый раз всё более великолепный, кемпинг расположен у озера, цены на пиво и лакомства совершенно демократичные.
Cекрет успеха любого популярного западного фестиваля состоит, как известно, в удачном сочетании коммерции и идеологии. В случае с «Мелт» свою роль сыграла не только продуманная музыкальная политика, но и выбор «кулисы». Феррополис – парк-музей под открытым небом, созданный на территории заброшенного угольного месторождения. Сюрреалистичные гигантские машины-монстры, озеро, бесконечное небо – Феррополис, принявший в свои стальные объятия молодой фестиваль, оказался, так сказать, естественным «галлюценогеном» для фестивальной публики. Живые концерты происходят в индустриальном парке под открытым небом. В центре Феррополиса воздвигается арена, играющая роль римского амфитеатра, окруженного импозантными реликтами эпохи угледобычи – эскаваторами и отгрузчиками 40-метровой высоты. C 2008-го года здесь происходят важнейшие концерты под открытым небом. Непременные институции фестиваля – крытая Gemini-Stage и Big-Wheel-Stage для ди-джеев и живых электронных сессий, где реанимируется культура гигантских рейвов под открытым небом. С 2008-го года открылся «Sleepless-Floor“ где с семи часов утра вечеринки только начинаются.
В конце концов, летний музыкальный фестиваль – это не просто серия концертов, секс, наркотики и рок-н-рол. . Он должен нести в себе особенные идеологию и эстетику, вести диалог с публикой. Успех такого мероприятия зависит от его способности расширить сознание, от энергетики и его способности дарить ощущение счастья. Разумеется, большинство «новичков» первоначально приезжают на фестиваль ради музыки, но после 10 концертов в день и у них меняется восприятие на «здесь и сейчас». Иностранцев всегда ожидает множество открытий - к примеру, немецкий рок всех приятно шокирует. Недаром в последние годы сюда устремились меломаны не только из Германии, но и из США, Англии и Скандинавии. Публика здесь всегда пестрая, оригинальная и, несмотря на жизнь в палатке, стильная. А завсегдатаи фестиваля помнят много магических моментов, когда, например, Эрленд Ойе перед выступлением The Whitest Boy Alive кричал со сцены: «Я знаю, всю ночь лил дождь. Но не сдавайтесь!» - и публика под проливным дождем внимала музыке в экстазе.
В этом году программа тоже заманчивая. В числе хедлайнеров – в том числе и Massive Attack. Новый альбом – событие уже само по себе. Хотя надежды на кардинальную революцию саунда, какую ознаменовал в свое время Blue Lines, себя не оправдали, все же «Heligoland – гипнотизирующее творение. Живые выступления Alison Goldfrapp – всегда пир для глаз и ушей, а сюрпризов стоит ожидать от лондонского трио The XX - открытия прошедшего года, чьи атмосферные концерты напоминают мессы с резкими переходами от медитативного транса к экстатическим взрывам. Легендарные герои берлинской электронной сцены Modeselektor и Bonaparte выступят на одной сцене, что обещает стать одним из самых интересных событий фестиваля. Впрочем, всех артистов, которых удалось заполучить в этом году организаторам Melt!, упомянуть сложно, с полной программой можно ознакомиться на сайте фестиваля.
Комментарии
Подписаться