Организаторы независимых фестивалей рассказывают о проблемах их развития в современной России в сравнении с опытом All Tomorrow's Parties.
В здании Хохловской мануфактуры организаторы четырех независимых фестивалей рассказали о том, с какими проблемами они сталкиваются, и как они их решают, как собирают аудиторию и как составляют лайнап. В беседе приняли участие: Барри Хоган — основатель фестиваля All Tomorrow's Parties, Юрий Сапрыкин — редакционный директор журнала «Афиша» и арт-директор «Пикника Афиши», Алесей Медведев— бывший программный директор фестиваля «Завтра» и действующий программный директор фестиваля «2 in 1», и Марк Де Мони — сооснователь и организатор фестиваля барочной музыки Early Music. Модерировал мастер-класс Кирилл Сорокин, программный директор кинофестиваля Beat.
Концепция фестиваля
Фестиваль ATP вырос из междусобойчика — ребята из Belle & Sebastian пришли ко мне и сказали, что хотят организовать музыкальное мероприятие в летнем лагере, куда выберут всех, кто там будет играть. И только потом это переросло в то, что имеем. Когда мы только начинали букировать артистов на первое мероприятие, все букинг-агенты смеялись надо мной и говорили: «Хаха! Три тысячи инди-кидов соберется на фестиваль с инди-группами в английской глуши в несезонный для фестиваля период? Ты, наверное, шутишь!», — а другие просто говорили: «Куча инди-групп? Вот так дерьмо!». Но мы справились со всем этим, и уже после нескольких ивентов билеты на ATP стали раскупаться задолго до начала. Мы долго пытались экспериментировать с форматом, вовлекали людей в его конструирование, приглашали больше или меньше сложных для восприятия музыкантов, вроде Tortoise, и поначалу, конечно, мы теряли на этом деньги, работали себе в убыток, но все равно продолжали.
Когда мы разрабатывали ATP, мы все равно воспринимали фестиваль как что-то совершенно новое, мы пытались сплотить вокруг себя общество людей, которым нравится музыка того же рода, что и нам. Кроме того, мы воспринимали этот фестиваль как некий показатель качества. Вот как лейбл Sub Pop, который выпускает независимую музыку, она нравится людям, и они приходят и покупают новый релиз Sub Pop, им даже не нужно слушать пластинку перед тем, как купить, потому что они знают, что это гарант качества. Или, например, лейбл Def Jam — так же точно. Он для людей является показателем качества. Таким же мы хотели сделать и наш фестиваль, чтобы люди приходили туда не потому, что у нас выступают известные имена, а потому что мы точно дадим им что-то новое и интересное, даже если они об этом пока нигде не слышали. Именно в этом выражается и подход кураторства, это все равно, что делать микстейп, только музыканты, которых мы приглашаем курировать фестиваль, создают не запись, а лайнап. Люди приходят ради этого и отлично проводят время. Именно во всем этом и был концепт ATP. Я думаю, что таким и должен быть путь для новых фестивалей — уникальная концепция.
Самое главное в фестивале — это цельность его концепции и лайнап. И тут, конечно, нельзя быть зависимым от моды или вкусов определенной аудитории. Задача фестиваля — создать зависимость аудитории от себя. Зависимость возникает от музыки самой, которую ты субъективно отбираешь, то есть понимаешь, что нужно, чтобы вот этих послушали, и вместе с ними вот тех и тех. И этим создаешь некую культуру своего фестиваля. Зависимость может быть от музыки, может быть от формата, от того, что ты можешь участвовать в выборе лайнапа, от определенного типа общения, от тусовки и так далее. Создание зависимости у аудитории — это, пожалуй, главная задача организаторов.
Я тут с Марком полностью согласен, главное создать и укрепить зависимость, с которой потом невозможно будет слезть. ATP в этом случае хороший пример. В России такое пока невозможно, такой фестиваль надо заслужить, надо вырастить эту культуру, эту музыку и эту любовь к музыке, чтобы дальше можно было собирать шесть тысяч человек пару раз в год на идеальные выходные. Вот мы встали, бросили все дела и поехали слушать свои любимые группы, а также группы, которые выбрали наши любимые группы, и больше ничего. И мы готовы платить за это довольно внушительные деньги, просто потому что мы любим эту музыку. Там нет никаких других увеселений, там нет какого-то светского общества и правильной тусовки, там есть только музыка и все. Так вот до этого формата мероприятий надо как-то дожить. Или не дожить.
Факторы влияния
Скажу очевидное — любой музыкальный фестиваль зависит в первую очередь от аудитории и от способности организаторов собрать эту аудиторию: за счет актуальной и интересной концепции, за счет музыки, артистов или за счет какой-то коммерческой фишки. Любой фестиваль, естественно, зависит от денег: доходов от публики всегда не достаточно, поэтому нужны сильные спонсоры. С другой стороны, плохо, когда возникает зависимость от спонсоров. Мы, например, всегда были зависимы от от них, но только по части денег, по части музыкальной программы — никогда. Это смерть любому фестивалю, если наступают такие отношения, когда спонсор начинает диктовать какие-то свои предпочтения или же пользоваться площадкой для прямолинейного продвижения своих продуктов в экономическом смысле.
Мы не пользуемся помощью спонсоров вообще. Когда мы разрабатывали концепцию этого фестиваля, мы сразу заявили, что это такой альтернативный способ обычного времяпрепровождения, и ему не нужны какие-либо спонсоры. Недавно я был на фестивале «Примавера», и у них совсем другой подход. Они не букируют артистов, которые не способны сами по себе собрать публику, но у них есть большие спонсоры. Когда ты доходишь до такого уровня, как у них, то есть на твой фестиваль приходит 15 - 20 тысяч человек, тебе приходится иметь дело с новыми расходами и приходится прибегать к помощи спонсоров. Хотя на мой взгляд, это может быть не спонсорство, а своего рода пособия, взносы посетителей, например. Но вообще я не думаю, что мы хотим прибегать к помощи спонсоров именно для ATP или каких-то других наших мероприятий.
Мы зависим от нескольких очень печальных вещей. Первая вещь — это особенности нашей локальной сцены. Дело в том, что ATP строится на традициях независимой музыки в Великобритании, Америке и англо-саксонском мире вообще. Для этого мира существуют важные имена, культурные константы, а также общепринятая система ценностей, и все это длится не то что годами, а десятилетиями. У нас интересная независимая музыкальная сцена появилась относительно недавно, а музыкальная сцена советского времени — это ДДТ, Аквариум, Чайф, Чиж, ну в общем вся программа фестиваля «Нашествие». В новой сцене нет артистов, способных собрать вокруг себя обширную фанатскую базу, поэтому для нас независимыми ценностными и музыкальными константами по-прежнему является лайнап фестиваля ATP, а не лайнап, составленный из местных артистов.
Еще одна вещь, от которой мы зависим, это невидимый железный занавес. Как ни крути, все равно мы находимся на периферии если не культурного, то гастрольного процесса. Мы находимся на краю всех возможных туров, которые совершают интересные нам музыканты. В отличие от, например, Австралии, которая находится на еще большем краю, для въезда в Россию нужна виза, прибавьте к этому безумную таможню, не менее безумные авиа-перевозки с безумными ценами и так далее. В результате каждый прилет сюда хоть сколько-нибудь значимых музыкантов оказывается не просто очень дорогим, но и чисто организационно сложным мероприятием.
Еще один фактор — это, конечно, цены на гостиницы, которые, благодаря успешной экономической политике московской мэрии, превращают любое пребывание здесь иностранного гостя в какой-то аттракцион неслыханной щедрости.
Спонсоры. В отличие от ATP, мы не можем похвастаться тем, что мы не работаем со спонсорами. Мы не можем обойтись без них и при этом мы сознательно загнали себя в такие жесткие рамки: мы не работаем с сигаретами, с алкоголем и еще с кучей компаний, которые требуют от нас слишком сильного прогибания под их условия. И при всем при этом существующее число потенциальных спонсоров говорит, что им не интересен музыкальный фестиваль в любом виде. Им интересна только та часть «Пикника Афиши», которая связана с какими-то активностям на свежем воздухе и со всем, куда можно встроить себя или свой бренд. Даже если этот бренд позиционирует себя как какой-то особо продвинутый, модный и вперед смотрящий, то он скорее отдаст деньги не на музыкальную программу, а на то, чтобы расставить по территории каких-нибудь экранов и демонстрировать на них возможности своего нового телефона. Логика российских представительств компаний строится именно таким образом.
Ну и аудитория. Местная аудитория готова платить хоть какие-то деньги только за хард-рок и хэви-метал. Если мы посмотрим на программу клуба «Б1», самого большого и активного концертного клуба в Москве, то мы с удивлением обнаружим, что вся летняя программа упакована группами, вроде Anthrax, Megadeth и Queensryche — в общем металлическими динозаврами из восьмидесятых годов. В этот ряд иногда удается вклиниться артисту из другой обоймы, и этот концерт сразу становится самым рискованным и самым коммерчески сомнительным для этого заведения.
На «Пикник Афиши» сейчас — самая низкая входная цена среди всех клубов и концертных площадок, которые привозят артистов из-за рубежа. Но даже эта цена вызывает постоянное недовольство и обвинения в алчности и жадности в адрес организаторов этого фестиваля. Поскольку мы не собираемся переделывать лайнап и вставлять в него группы, вроде Megadeth, нам придется продолжать как-то балансировать между доступной ценой и возможностью собрать как можно более живой и представительный лайнап.
Что касается зависимости от спонсоров, то это очень больная тема. Часто случались откровенно странные вещи. Представители одного спонсора смотрели на меня и говорили: «Алексей, а вам не кажется, что у вас программа какая-то слишком мрачная?» Вот что это значит, не понимаю. Я ради интереса посчитал и сказал им: «Понимаете, что у меня на фестивале авторского артхаусного кино 6 из 10 в конкурсе — это комедии. Пусть они черные, не совсем традиционные, но все же». Конечно, бороться с тем, чтобы не пойти на компромисс — это очень важно. Даже не потому, что на тебя давят, просто вот стараешься поставить какой-то фильм, который, как тебе кажется, всем понравится. Вообще строгость и жесткость отбора — это единственное, на чем может выехать независимый фестиваль, потому что есть такая закономерность: чем строже у тебя отбор, тем выше класс события, которое ты делаешь. А пытаться совместить все, угодить и вашим, и нашим — это не совсем правильный путь.
Проблемы
Конечно, нам пришлось столкнуться со множеством проблем, когда мы только начинали. Это же был просто небольшой фестиваль в английской глубинке в летнем лагере. Но когда кому-то говоришь, что это будет музыкальный фестиваль, они просто впадают в панику. Как только люди слышат слово музыка, они сразу представляют себе, что это будет настоящая разруха, куча молодежи, пьяные подростки, которые разгромят все, что увидят. Но что самое интересное, на наши фестивали правда ходит куча тинейджеров, они пьют и веселятся, но ничего не громят, все проходит весело и хорошо, без подобных эксцессов. Поэтому такое отношение, конечно, всегда становится большой проблемой, но с другой стороны, у нас нет такой коррупции и всего остального, что мешает вам в России. Мы делали множество ивентов и не сталкивались со всем этим. Жаль, что у вас с этим дела обстоят именно так.
Нам нужно, как минимум, разобраться с несколькими вещами. Это визовый режим, либерализация таможенного законодательства, либерализация малого бизнеса в городе Москва, создание условий для альтернативных транспортных и жилищных услуг, борьба с коррупцией на всех уровнях таможенных и силовых ведомств и цены на авиаперелеты. Я сейчас говорю какие-то унылые и скучные вещи, но пока мы существуем в той ситуации, в которой существуем, мы можем нафантазировать себе тысячу ниш, а дальше окажется, что любая из них легко отменяема плохим настроением начальника УВД, который должен подписать распоряжение о предоставлении площадки.
Пикник выживает только потому, что мы рассказываем властям, что это такой небольшой городской молодежный фестиваль, где люди собираются и играют в бадминтон, мы рассказываем промоутерам, что это музыкальный фестиваль, где люди собираются слушать музыку, мы рассказываем спонсорам, что это фестиваль, где собирается интересная для них аудитория, которой интересно сцапать и пощупать их новый мобильный телефон. И то, и другое, и третье — это отчасти правда, но вот этот фестиваль получается результатом компромисса между первым, вторым, третьим и еще пятым, и десятым. Мы не можем говорить, что «Пикник Афиши» — это музыкальный фестиваль, рядом с которым должны нарости другие музыкальные фестивали, это очень такой сложный момент — как бы и вашим, и нашим, повторить который, я боюсь, весьма сложно.
Для нас собрать аудиторию на музыку, привязав к ней что-то еще, с музыкой как таковой не связанное — это просто фокус. «Пикник Афиши» это городской праздник, где ты можешь, даже не слушая музыку, прекрасно провести время на разнообразных площадках. Но мне кажется, что этот способ не то чтобы мошеннический, просто им невозможно пользоваться до бесконечности. Потому что музыка сама по себе — это настолько мощная сила и настолько важная вещь в моей системе координат, что мне странно думать о том, что ее можно каким-то образом впарить под тем или иным соусом. Мне очень хотелось бы верить, что музыкальный фестиваль, то есть фестиваль, построенный не только на русском роке и не только на хард-рокерах с двадцатилетней историей, а построенный на какой-то актуальной свежей и независимой музыке, возможен здесь.
Комментарии
Подписаться