Очень, очень жалко, что Голландия проиграла финал чемпионата мира. Очень жалко, что Роббен не забил свой выход один на один. Очень жаль, что чемпион мира, подобно пыхтящему и дымящему грузовику на дороге, который может с лёгкостью протаранить любую иномарку, да так, что мало не покажется, выиграл все свои 4 матча плей-офф со счётом 1:0.
А вот российскую музыку не очень жалко. Маленькие журналисты спорят с большими, большие спорят друг с другом, и в таком процессе главное - упорно стоять на своём и не идти ни на какие компромиссы с другими во благо своему формату, но не во благо качеству музыки. Рекорд-лэйблы стали заложниками своего не очень хорошего чутья и изменившийся коньюнктуры, а артисты, которые могли бы что-то поменять, объективно, ведут себя вяло и несмело, выпуская в среднем одну "ипишку" в год, а то и один трек.
И все эти так называемые "силы" (музыканты, большие и маленькие журналисты, лейблы - разумеется, каждая из сил по отдельности), не уставая, пинают главную мишень и врага - главные телеканалы страны, по которым идёт продукт и вправду очень низкого качества. Однако, вооружившись американским опытом, можно сказать, что там, в условиях ещё худшего продукта по "зомбоящику", всё же смогли построить систему, из года в год рождающую достаточно много интересных артистов, а главное - помогающую раскрываться талантам.
Но что нам более неприятно - отбеленный в Майами анус Валерия Леонтьева или рок-позы группы Animal Jazz? Фрик-одежды Верки Сердючки или полупацанческая шепелявая романтика Ассая? Пошлость и силиконовые губы Маши Распутиной или беспощадная заунывность Алины Орловой? Пусть не обижаются на меня поклонники тех групп, которых я перечислил вторыми - у них есть талант и деньги, но они уже надоели не меньше первых. Из-за чего? Пожалуй, из-за форматов, в которых они варятся. Давайте проанализируем, какие у нас существуют основные монополии в масс-медиа на продвижение наших артистов:
1. "Афиша" (www.afisha.ru): трендовый рай. У любителей журнала "Афиша" есть одна ключевая особенность: если "Афиша" не пишет про какую-то группу - она плохая, недостойная внимания; если пишет - хорошая и надо послушать. Хорошо то, что даётся огласке. Выбор же групп для огласки происходит по принципу, схожему с выбором наполнения большинства успешных блогов - "наиболее ржачно", "наиболее смело", "наиболее обсуждаемо". Однако, в таком формате просто невозможно что-либо систематизировать, а, например, то, что кажется смешным и смелым одним, может казаться бесполезным и неслушатебельным для других (вспомним Интернет-срач в комментариях к прошлогодним итоговым топам, где присутствовали группы Narkotiki и Padla Bear Outfit: большинство высказавшихся против данных артистов, аргументировали просто: "ни о чём", "не смешно" и т.д.). Но "Афиша" раскручивает тренды, а не группы, не взывайте к здравому смыслу.
2. Радиостанция "Наше Радио" (www.nashe.ru): на поводу у слушателя. По большей части, российский слушатель консервативен. Иногда это может быть совсем неплохо - большинство "больших" мировых групп часто бывают совсем не лучше "маленьких" нераскрученных, играющих в таком же стиле, но держатся на верхушке за счёт армии своих поклонников, которая вдохновляет их на новые свершения. И они делают эти свершения, не уходя в небытие и записывая порой крепкие альбомы с более дорогим и качественным звуком, чем новички. Но в случае с "Наше радио" эта стабильность пугающа: ни одного нового имени за последние лет эдак 10. На лайн-апе фестиваля "Нашествие" всё те же Смысловые галлюцинации да Танцы минус: скука, да и только. Если у вашей группы электронная ритм-секция, дорога в эфир "Нашего Радио" вам закрыта.
3. Телеканал "А1" (www.a1tv.ru): ностальгия по старому "MTV". Пожалуй, именно "А1" мог бы стать главным оружием против демонизма Сердючки и компании. И старается им стать. Но очень уж несмело: новые иностранные клипы идут с задержкой в четверть-половину года, а все новые группы, раскручиваемые телеканалом, уж очень на кого-то похожи, причём однозначно это сравнение выходит не в их пользу. Приплюсуем к этому то, что телеформат не позволяет технически освещать некоторые группы, выпускающие хорошие синглы, не сопровождённые качественным видео, и получим единственный принцип удовольствия: будь тем, чем был во времена Бориса Зосимова "MTV" - неплохим каналом, со своим "я", но с недостаточным потоком нового. Да и вообще, сейчас большинство клипов на канале - с того самого "золотого MTV".
Есть новая российская музыка и в других масс-медиа. И вот уж кого очень жалко, так это портал "Indievid", созданный для раскрутки молодых талантов, канувший в лету буквально за полтора года существования, и журналы "Play" и "Fuzz", которые писали именно что о музыке. И чем эти СМИ отличались от других, помимо своих открытий, так это тем, что они не боялись говорить в хороших тонах о артистах, открытых не ими.
Раз уж мы заговорили сначала о футболе, то можно провести параллель между делёжкой прав на телетрансляции и делёжкой музыкальных форматообразующих групп между основными СМИ. Прошедший чемпионат мира показывался общероссийскими телеканалами, в то время как на самой крупной спутниковой сети "НТВ+" закупить права на его показ не смогли из-за завышенной цены, установленной "Первым" и "Россией", а, в свою очередь, недоступный для широкой аудитории "НТВ+" не отдаёт более одного матча чемпионата России и зарубежные чемпионаты на бесплатное обозрение. Из-за такой войны, как и из-за войны форматов, плохо всем.
Со времён "Мумий Тролля" и "Земфиры" у нас не появилось ни одного по-настоящему хорошего "большого" музыканта или коллектива, который мог бы конкурировать по популярности с теми артистами, которые выступали ещё на "Песне-83" и заполняют новостями о своих пластических операциях и скандальных выходках жёлтую прессу. А чтобы такие артисты появлялись, надо уметь договариваться, ну или просто быть гибким. Ведь умеют договариваются и уживаться друг с другом "NME" с "Wire" в Англии, а "Pitchfork" c "Cokemachineglow" в США, не говоря уже об обилии внятных телеканалов и радиостанций, ориентированных на любой вкус, будь то френч электро или стоунер рок.
Нет, всё-таки жалко русскую музыку. Жаль, что хорошие музыканты подчас не могут найти рекорд-лейбла, чтобы издаться на CD; жаль, что клубы пустуют на многих живых концертах; жаль, что некоторым артистам без финансовых вливаний закрыта дорога в массы. И есть те, кто старается и регулярно записывает более, чем одну пресловутую "ипишку" в год-два, совершенствует звук... Но, если уж быть честным, то без связей у нас сложно куда-либо пробиться (если говорить о талантливой музыке, исключяя треш и вирусные ролики), а, когда наступает понимание, что, пробившись в формат одного масс-медиа, тебе автоматически закрывается дорога в другое, то ситуация осложняется вдвойне.
Комментарии
Подписаться