Views Comments Previous Next Search

СМИ для российского музыканта: средство или вред?

613369
НаписалKirill T12 июля 2010
613369

Очень, очень жалко, что Голландия проиграла финал чемпионата мира. Очень жалко, что Роббен не забил свой выход один на один. Очень жаль, что чемпион мира, подобно пыхтящему и дымящему грузовику на дороге, который может с лёгкостью протаранить любую иномарку, да так, что мало не покажется, выиграл все свои 4 матча плей-офф со счётом 1:0.

А вот российскую музыку не очень жалко. Маленькие журналисты спорят с большими, большие спорят друг с другом, и в таком процессе главное - упорно стоять на своём и не идти ни на какие компромиссы с другими во благо своему формату, но не во благо качеству музыки. Рекорд-лэйблы стали заложниками своего не очень хорошего чутья и изменившийся коньюнктуры, а артисты, которые могли бы что-то поменять, объективно, ведут себя вяло и несмело, выпуская в среднем одну "ипишку" в год, а то и один трек.

СМИ для российского музыканта: средство или вред?. Изображение № 1.

И все эти так называемые "силы" (музыканты, большие и маленькие журналисты, лейблы - разумеется, каждая из сил по отдельности), не уставая, пинают главную мишень и врага - главные телеканалы страны, по которым идёт продукт и вправду очень низкого качества. Однако, вооружившись американским опытом, можно сказать, что там, в условиях ещё худшего продукта по "зомбоящику", всё же смогли построить систему, из года в год рождающую достаточно много интересных артистов, а главное - помогающую раскрываться талантам.

Но что нам более неприятно - отбеленный в Майами анус Валерия Леонтьева или рок-позы группы Animal Jazz? Фрик-одежды Верки Сердючки или полупацанческая шепелявая романтика Ассая? Пошлость и силиконовые губы Маши Распутиной или беспощадная заунывность Алины Орловой? Пусть не обижаются на меня поклонники тех групп, которых я перечислил вторыми - у них есть талант и деньги, но они уже надоели не меньше первых. Из-за чего? Пожалуй, из-за форматов, в которых они варятся. Давайте проанализируем, какие у нас существуют основные монополии в масс-медиа на продвижение наших артистов:

СМИ для российского музыканта: средство или вред?. Изображение № 2.

1. "Афиша" (www.afisha.ru): трендовый рай. У любителей журнала "Афиша" есть одна ключевая особенность: если "Афиша" не пишет про какую-то группу - она плохая, недостойная внимания; если пишет - хорошая и надо послушать. Хорошо то, что даётся огласке. Выбор же групп для огласки происходит по принципу, схожему с выбором наполнения большинства успешных блогов - "наиболее ржачно", "наиболее смело", "наиболее обсуждаемо". Однако, в таком формате просто невозможно что-либо систематизировать, а, например, то, что кажется смешным и смелым одним, может казаться бесполезным и неслушатебельным для других (вспомним Интернет-срач в комментариях к прошлогодним итоговым топам, где присутствовали группы Narkotiki и Padla Bear Outfit: большинство высказавшихся против данных артистов, аргументировали просто: "ни о чём", "не смешно" и т.д.). Но "Афиша" раскручивает тренды, а не группы, не взывайте к здравому смыслу.

СМИ для российского музыканта: средство или вред?. Изображение № 3.

2. Радиостанция "Наше Радио" (www.nashe.ru): на поводу у слушателя. По большей части, российский слушатель консервативен. Иногда это может быть совсем неплохо - большинство "больших" мировых групп часто бывают совсем не лучше "маленьких" нераскрученных, играющих в таком же стиле, но держатся на верхушке за счёт армии своих поклонников, которая вдохновляет их на новые свершения. И они делают эти свершения, не уходя в небытие и записывая порой крепкие альбомы с более дорогим и качественным звуком, чем новички. Но в случае с "Наше радио" эта стабильность пугающа: ни одного нового имени за последние лет эдак 10. На лайн-апе фестиваля "Нашествие" всё те же Смысловые галлюцинации да Танцы минус: скука, да и только. Если у вашей группы электронная ритм-секция, дорога в эфир "Нашего Радио" вам закрыта.

СМИ для российского музыканта: средство или вред?. Изображение № 4.

3. Телеканал "А1" (www.a1tv.ru): ностальгия по старому "MTV". Пожалуй, именно "А1" мог бы стать главным оружием против демонизма Сердючки и компании. И старается им стать. Но очень уж несмело: новые иностранные клипы идут с задержкой в четверть-половину года, а все новые группы, раскручиваемые телеканалом, уж очень на кого-то похожи, причём однозначно это сравнение выходит не в их пользу. Приплюсуем к этому то, что телеформат не позволяет технически освещать некоторые группы, выпускающие хорошие синглы, не сопровождённые качественным видео, и получим единственный принцип удовольствия: будь тем, чем был во времена Бориса Зосимова "MTV" - неплохим каналом, со своим "я", но с недостаточным потоком нового. Да и вообще, сейчас большинство клипов на канале - с того самого "золотого MTV".

СМИ для российского музыканта: средство или вред?. Изображение № 5.

Есть новая российская музыка и в других масс-медиа. И вот уж кого очень жалко, так это портал "Indievid", созданный для раскрутки молодых талантов, канувший в лету буквально за полтора года существования, и журналы "Play" и "Fuzz", которые писали именно что о музыке. И чем эти СМИ отличались от других, помимо своих открытий, так это тем, что они не боялись говорить в хороших тонах о артистах, открытых не ими.

Раз уж мы заговорили сначала о футболе, то можно провести параллель между делёжкой прав на телетрансляции и делёжкой музыкальных форматообразующих групп между основными СМИ. Прошедший чемпионат мира показывался общероссийскими телеканалами, в то время как на самой крупной спутниковой сети "НТВ+" закупить права на его показ не смогли из-за завышенной цены, установленной "Первым" и "Россией", а, в свою очередь, недоступный для широкой аудитории "НТВ+" не отдаёт более одного матча чемпионата России и зарубежные чемпионаты на бесплатное обозрение. Из-за такой войны, как и из-за войны форматов, плохо всем.

СМИ для российского музыканта: средство или вред?. Изображение № 6.

Со времён "Мумий Тролля" и "Земфиры" у нас не появилось ни одного по-настоящему хорошего "большого" музыканта или коллектива, который мог бы конкурировать по популярности с теми артистами, которые выступали ещё на "Песне-83" и заполняют новостями о своих пластических операциях и скандальных выходках жёлтую прессу. А чтобы такие артисты появлялись, надо уметь договариваться, ну или просто быть гибким. Ведь умеют договариваются и уживаться друг с другом "NME" с "Wire" в Англии, а "Pitchfork" c "Cokemachineglow" в США, не говоря уже об обилии внятных телеканалов и радиостанций, ориентированных на любой вкус, будь то френч электро или стоунер рок.

Нет, всё-таки жалко русскую музыку. Жаль, что хорошие музыканты подчас не могут найти рекорд-лейбла, чтобы издаться на CD; жаль, что клубы пустуют на многих живых концертах; жаль, что некоторым артистам без финансовых вливаний закрыта дорога в массы. И есть те, кто старается и регулярно записывает более, чем одну пресловутую "ипишку" в год-два, совершенствует звук... Но, если уж быть честным, то без связей у нас сложно куда-либо пробиться (если говорить о талантливой музыке, исключяя треш и вирусные ролики), а, когда наступает понимание, что, пробившись в формат одного масс-медиа, тебе автоматически закрывается дорога в другое, то ситуация осложняется вдвойне.

Рассказать друзьям
61 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются