Мировой баскетбольный фестиваль в Нью-Йорке и аномальная жара в Москве пришли к финалу одновременно. Это был август «джорданов»: 2 супер-эксклюзивные коллекции обуви, миллион грандиозных коллабов, в числе которых наушники Skull Candy, множество футболок, районных вечеринок и встреч со спортсменами, концерт от Jay-Z, новые концепт-сторы. Бруклин в очередной раз стал центром крутой «заварушки». Черные братья погуляли на славу, так, как только умеют в этих кварталах. Они стоптали не одну пару «джорданов» и «форсов» на стритбольной площадке, и плевали они на эту долбанную жару!
Мы все это время следили за событиями в Москве и в Нью-Йорке. И вот настало время для приятных воспоминаний. Пока за окном плавился асфальт, а наш фотограф простывал на Бали, мы заказали огромную коробку пиццы с двойным пармезаном и спустились в бруклинские трущобы 90-х вместе с Мистером Love Daddy.
Если ты соскучился по олдскульному детству и Public Enemy, тебе просто необходимо посмотреть/пересмотреть фильм Спайка Ли «Делай как надо» (Do the right thing, 1989).
Do the right thing
В самый жаркий день лета, в спальном районе Бруклина Bed-Stuy, каждый спасается от пекла как может: Муки (Спайк Ли) – разносчик пиццы между заказами пытается охладиться у подружки, владелец итальянского кафе Сэл (Дэнни Айелло) отдыхает только рядом с Джейд, радиодиджей Сеньор Love Daddy наслаждается звуками старого джаза, Радио Рахим достает всех криками «fight the power!» из гигантского бумбокса, Буггин Аут ищет приключений на свои новенькие «джорданы».
My Jordans
Несмотря на 100 градусов все жители этого бедняцкого квартала выглядят круче Брайнбоя с его дружками в первых рядах лондонских показов. Нам всем следовало бы у них поучиться: помимо олдовых «найков» они носят лосины под шорты в тон носкам, кольца-кастеты, нереальные шляпки, фантастические цепи и браслеты (это тебе, братишка, не «Полтинник» с его «голдой» наперевес). Художники фильма подбавили побольше насыщенного оранжевого и красного, для того чтобы передать ощущение адского марева. Вся эта невероятная ярмарка идеального «тряпья» сопровождается дворовыми историями, милой и дурацкой болтовней, запахом плавленого сыра и отменной «черной» музыкой. Love Daddy перечисляет самых наикрутейших джазистов, а Радио Рахим жить не может без Public Enemy, для которых Спайк Ли неоднократно снимал музыкальные клипы.
Фильмы Спайка Ли тесно связаны с культурой чернокожих. Критики часто обвиняют его в призыве к расовым беспорядкам и национальной розни. Его первые картины пугали белую публику, они боялись реакции черных на некоторые эпизоды. Многие сцены фильма «Делай как надо» отсылают зрителей к реальным инцидентам и беспорядкам, которые происходили в США в 80-90е годы. Граффити на стене кафе гласит: «Tawana told the truth!», что является прямой аллюзией к случаю с афроамериканкой Таваной Броули, которая была изнасилована шестью полисмэнами, и, впоследствии, обвинена в клевете. В финале толпа выкрикивает имя Элеоноры Бампурс, чернокожей женщины, убитой полицейскими за задержку квартплаты. Полицейских понизили в должности за то, что они не сумели вовремя добиться оплаты аренды. Третий случай, упоминающийся в фильме, связан с инцидентом в Говард Бич. Вечером 20 декабря, 1986 года, трое мужчин-афроамериканцев зашли в местную пиццерию и были жестоко избиты группой подростков. Один из мужчин скончался на месте.
Американская академия киноискусств каждый раз обходила стороной шедевры Спайка Ли и по сей день все так же успешно избегает режиссера.
После шумной премьеры своего первого полнометражного фильма «Ей это нужно позарез», в 1985 году, получившего награду Каннского фестиваля, начинается история многолетней дружбы Спайка Ли, Майка Джордана и компании Nike.
«Ей это нужно позарез»
Спайк Ли
Спайк снимает серию рекламных роликов для линейки Air Jordan, которые выводят «джорданы» на абсолютно новый уровень. Теперь это кроссовки не только для баскетбола и спортсменов, это кроссовки для тех, кто любит баскетбол и стритбол, для парней из Бруклина, для парней из всех кварталов Нью-Йорка, для тех, кто живет в ритме уличной культуры. Главными героями популярных видеороликов стали Майкл Джордан и персонаж Спайка Ли Марс Блэкмон из «Ей это нужно позарез». Марс Блэкмон стал узнаваемым символом «джорданов». Ему пытались подражать, его обожали, его цитировали. Сам Спайк Ли впоследствии использовал образ Блэкмона как «трафарет» для остальных своих героев. Например, Мистер Love Daddy употребляет фирменный речитатив Марса Блэкмона, со множеством дурацких повторений и инверсий.
Air Jordan III Commercial
На протяжении многолетнего сотрудничества Спайк Ли сделал для Nike множество коллаборационных работ, видеороликов, коммерческих проектов. Одним из последних – стал короткометражный фильм «Практика - это все» для пространства Nike Stadium в Нью-Йорке.
Air Jordan Spizike
Комментарии
Подписаться