Даже Пикассо не гнушался изображать футбольных игроков на своих бессмертных полотнах. Переоценить влияние футбола на современное искусство сегодня практически невозможно.
Мужественные точеные тела спортсменов привлекали скульпторов и художников еще в античные времена. Но древние греческие и римские мастера были слишком зациклены на физионлогии: они с фетишистской дотошностью изображали структуру напряженных мышц, оставляя за скобками всякую эмоциональную составляющую игры.
Скульптор Мирон, «Дискобол» (ок. 450 до н. э.)
Лишь столетия спустя, художники XX века, вернувшись к теме футбола, старались изобразить футбольное зрелище, а главное – страсть и эмоции, через которые проходят как игрок на поле, так и зритель на трибуне. В свойственной себе манере Пикассо в 1905 году создает работу «Игрок в футбол», а в 1924 году французский художник Жан Жакоби удивляет современников своей работой «Угловой». Он был вдохновлен Парижским олимпийским турниром 1924 года, изобразив вратаря в один из самых ответственных и напряженных моментов матча.
Пабло Пикассо, «Игрок в футбол» (1905)
Жан Жакоби, «Угловой» (1924)
В современном постиндустриальном мире увлеченность художников футболом стала благодатной почвой для всевозможных конкурсов и премий. Так, Футбольная Ассоциация Великобритании регулярно проводит церемонию Football Prize Art Award. В последний раз за приз боролись более 900 художников, а победителем стал живописец Бен Келли из Манчестера (угадайте, за какую команду он болеет) со своим полотном «Финальный свисток».
Бен Келли, «Финальный свисток» (2006)
От Бена Келли не отстает современный художник Мартин Тиг из Австралии. Футбол красной нитью проходит практически через все его, безусловно, монументальные полотна.
Мартин Тиг, «Последние напутствия» (2003)
Претендуя на полноту данного обзора, вскользь упомянем о давней дружбе футбола с нелегальным уличным искусством. Началось все примерно в конце 70-х, на волне расцвета молодежных субкультур. Именно тогда зародилось все то, что сегодня называется «околофутболом»: агрессивные фанатские группировки, массовые «выезда», шарфики, кричалки, стиль «кэжуалс» (который изначально служил инструментом маскировки в безликой толпе) и, конечно же, разного рода настенный арт, которым фанаты метили свою территорию.
Трафарет с изображением Франческо Тотти, капитана итальянского клуба «Рома»
В 2008 году по инициативе бренда Nike стартовал международный арт-проект «Искусство футбола», приуроченный к чемпионату «Евро 2008». На выставке, прошедшей в Париже, были представлены работы известных европейских художников и дизайнеров. Россию тогда представлял Артемий Лебедев. Помимо признанных мастеров, в конкурсе могли принять участие все желающие, имеющие опыт в области визуальных коммуникаций.
Работы, созданные в рамках проекта «Искусство футбола»:
Успех 2008 года вдохновил бренд Nike Sportswear на продолжение экспериментов по скрещиванию футбола и современного искусства. В 2010 году подвернулось сразу два отличных повода: глобальный (Чемпионат Мира по футболу) и локальный («Nike Cup Москва», самый массовый любительский футбольный турнир в истории города). Специально для «Nike Cup Москва» одиннадцать российских художников, дизайнеров и граффити-райтеров создали серию визуальных работ, вдохновленных футболом и рекламной кампанией Nike «Создавай будущее!» Работы художников были впервые представлены публике на интерактивной streetwear-выставке Faces&Laces. В центре выставочного пространства был установлен гигантский футбольный мяч, внутри которого на гранях были экспонированы работы художников.
Инсталляция «Создавай будущее!» от Nike Sportswear на выставке Faces&Laces
Работы участников проекта:
Алексей Кио, один из участников проекта, рассказал, чем он вдохновлялся, при создании работы.
«Я вдохновлялся советской фантастикой. Стояла задача – показать будущее футбола и Москвы, и я решил попробовать объединить эти две темы. В советское время, среди прочего, существовал массовый культ спорта, здорового тела и духа, который играл большую роль в жизни людей. Это накладывало отпечаток на видение будущего у советских фантастов. Я тоже решил изобразить некий город будущего, некий центр, где сочетались бы стерильная антиутопическая атмосфера, монументальные архитектурные формы и футбольный мяч, выступающий в центре архитектурного ансамбля. Сам я люблю футбол, но без фанатизма – люблю посмотреть игру хороших команд, вне зависимости от того, какую страну они представляют».
Комментарии
Подписаться