Views Comments Previous Next Search

Still Life: Как снимать неживые объекты

1318201
Написалolympus_pen14 ноября 2011
1318201

«В фокусе» — поток о фотографии, в котором два профессиональных фотографа рассказывают о фотоискусстве, жанрах современной фотографии и на собственных примерах раскрывают секреты мастерства и владения камерой Olympus PEN.

Still Life: Как снимать неживые объекты. Изображение № 1.

Родилась в Краснодаре, училась в группе Ирины Меглинской в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко. окончила резиденцию Fabrica the Benetton Group Communications Research Center в департаменте фотографии у Энрико Боссана.    Работает с парижской галереей theRussiantearoom на протяжении нескольких лет. По первому образованию юрист, влюблена в фотографические книги, Альпы, средневековое искусство и кино на стыке постановки и документальности.

 

Still Life: Как снимать неживые объекты. Изображение № 2.

Что такое still life?

Натюрморт в фотографии — это довольно странное понятие и весьма условный термин, в то время как понятие still life является более широким и, по-моему, отображает суть этого жанра фотографии гораздо лучше.     

Даже без пристального изучения истории съемки предметов можно сказать, что именно Нисефор Ньепс, один из изобретателей фотографии, экспериментируя и создавая первый фотографический процесс, часто снимал то, что было под рукой и оставалось статичным. Без ложной скромности жанр still life в фотографии был всегда и одним из первых. В классической школе именно на нем познают основы композиции и студийного света. 

Первые still images были близки к тому, что мы привыкли обозначать понятием «натюрморт» в классической живописи. Но, если смотреть снимки того времени, все без исключения пытались воплощать классические живописные каноны с помощью камеры, как, допустим, портрет в ателье. Фотография объектов к сегодняшнему дню эволюционировала, раздробилась, и большая часть того, что мы видим каждый день, вокруг принадлежит этому жанру. От фотографии фруктов в каталоге ближайшего к дому супермаркета до, например, работ классика американской фотографии Уильяма Эгглстоуна, выставленных в 1976 году в МОМА как первая цветная персональная выставка фотографа. 

 Кокосы, Aenne Sternefeld Biermann, 1929. Изображение № 3.Кокосы, Aenne Sternefeld Biermann, 1929

Still Life: Как снимать неживые объекты. Изображение № 7.

Still life как жанр современной фотографии

Возможно, это один из самых кропотливых жанров фотографии, он требует усидчивости. Зачастую фотографы, работающие со still life, — максимально внимательные к мелочам люди. Студенты арт-школ и университетов питают невообразимую любовь к созданию подобных фотографий. Возможно, потому что перед самой сдачей триместровой работы озарение приходит ночью, и ни моделей, ни возможности куда-то поехать и организовать что-либо масштабное просто нет.

C другой стороны, многие из представителей современной фотографии снимают именно объекты. Формально это можно отнести к still life, так как все эти композиции были сконструированы не ими самими. Фотограф делает snapshot, который идеально ложится в его идею. Русские фотографы иногда называют это «найденными натюрмортами», и у нас есть свои последователи этого жанра. Есть еще очень большой пул фотографов, работающих со стиллами как с частью серий. Это такие известные мастера своего дела, как уже упомянутый Эгглстоун, англичанин с гипертрофированным сарказмом Мартин Парр и безумный японец Набуоши Араки.

Отчего still life в современной фотографии работает как нечто очень личное и очень холодное одновременно? Основной прием этого жанра в том, что он отображает жизнь человека без непосредственного его участия в самой картинке. Жанр тесно связан с бытом, с привязанностью людей к разнообразным мелочам. Как правило, именно они раскрывают множественные смыслы, как, например, у Арака цветы — это метафора женской красоты, а фотографии еды Мартина Парра — метафора человеческого абсурда и жадности.

Grey Lemon. Martin Parr . Изображение № 8.Grey Lemon. Martin Parr

Still Life: Как снимать неживые объекты. Изображение № 16.

Как сделать проект в жанре still life

Идея съемки всегда определяет техническое оборудование и помогает выбрать стилистику. Тут может сыграть существенную роль и нейтрально-серый фильтр, и преднамеренное увеличение выдержки, и цветокоррекция. 

Именно поэтому при съемке предметов с самого начала необходимо определиться, как вы собираетесь использовать полученные изображения. Будет ли вся серия состоять из них, или же они будут составляющей частью композиции, или идти в комбинации, например, с портретами. Следом стоит подумать о технике и о стилистике, которую она приносит.

К примеру, вы хотите сделать картинку, которая будет напоминать классический натюрморт. Используя современную цифровую или пленочную камеру, имеет смысл представить, что у вас крупноформатная камера на штативе, она медленна и неповоротлива, ей сложно управлять и снимать. Исходя из этого понимания и нужно выстраивать всю композицию, стараться создать подобное освещение, используя нейтрально-серый фильтр или максимально уменьшив количество света, и обязательно при длинной выдержке. Тени должны быть глубокими и густыми, а если изображение цветное, то поберегитесь синего и фиолетового цвета, эти красители наименее стойкие и разрушаются быстрее, чем все остальные.

Still Life: Как снимать неживые объекты. Изображение № 17.

Предметы при съемке still life

У людей, которые профессионально снимают товары для журналов/каталогов, существует огромное количество специальных приемов, позволяющих улучшить картинку. Например, фрукты брызгают лаком для волос для эффекта глянца. При желании пользуйтесь этим, все эти дикие штуки можно использовать, но только при условии, что они вписываются в вашу идею.

Фотография Andrzej Maciejewski. Переосмысление голландского натюрморта в стиле северного Ренессанса. Изображение № 18.Фотография Andrzej Maciejewski. Переосмысление голландского натюрморта в стиле северного Ренессанса

 

Still Life: Как снимать неживые объекты. Изображение № 48.

Как снимать still life на Olympus PEN?

Снимать на небольшую цифровую камеру интересно тем, что благодаря размеру ее легко использовать в ранее недоступных местах. Благодаря ее мобильности и компактности вы можете стилизовать съемку под историю подглядывания. Год за годом журналы и разные институции объявляют темы для групповых выставок: voyer, privacy, paparazzi. Подобные идеи витают в воздухе именно из-за высококачественной и компактной техники. Кроме того, мобильность, которую дает камера, сама подталкивает к экспериментам.

Фотографии, снятые камерой Olympus PEN. Изображение № 49.Фотографии, снятые камерой Olympus PEN

А вот интересный сюжет жанра still life, который можно опробовать с Olympus. Отчасти он связан с тем, что камера — экофрендли. Написать предложение из садовых семян, затем поставить камеру на штатив и снимать кадры с определенной периодичностью, следя за ростом зелени, запечатляя, как они меняются каждый день, как в цветах проступают, а затем теряются слова.

Изменения, подвижность в неподвижном — это точно то, что стоит пробовать со still life, и хотя, строго говоря, это становится уже не фотографией, а мультимедиа, такая игра с картинкой делает все только интересней.

Фотографии Марго Овчаренко. Изображение № 59.Фотографии Марго Овчаренко

Still Life: Как снимать неживые объекты. Изображение № 69.

Если вы думаете над тем, не заняться ли вам still life, то, пожалуйста, искренне полюбите этот жанр. Вместо того, чтобы заливать все ровным светом и делать изображение тухлым и скучным, полюбите голландские натюрморты, модернистов в фотографии 1920-х годов и картинки из каталога дорогого французского фарфора.

Still Life: Как снимать неживые объекты. Изображение № 70.

Рассказать друзьям
13 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются