Views Comments Previous Next Search

Портрет и психология: Как снять удачный кадр

1421971
Написалolympus_pen21 ноября 2011
1421971

«В фокусе» — поток о фотографии, в котором два профессиональных фотографа рассказывают о фотоискусстве, жанрах современной фотографии и на собственных примерах раскрывают секреты мастерства и владения компактной полупрофессиональной камерой Olympus PEN.

Портрет и психология: Как снять удачный кадр. Изображение № 1.

Родилась в Краснодаре, училась в группе Ирины Меглинской в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко, окончила резиденцию Fabrica The Benetton Group Communications Research Center в департаменте фотографии у Энрико Боссана.    Работает с парижской галереей theRussiantearoom на протяжении нескольких лет. По первому образованию юрист, влюблена в фотографические книги, Альпы, средневековое искусство и кино на стыке постановки и документальности.

Портрет и психология: Как снять удачный кадр. Изображение № 2.

Портрет и психология

Портрет является моим любимым жанром фотографии. Если вы откроете первый попавшийся совет на первом попавшемся сайте, который предлагает научить фотографировать, то в самом начале вы прочтете, что портретному фотографу, кроме того, что просто хорошо снимать, необходимо быть психологом. Учась делать портреты, вы cможете позволить себе сделать несколько сотен кадров со своей подругой и после выбрать всего один. Когда же стоит задача сделать как минимум три кадра, и предоставить их на выбор редактору, но времени минут десять и тот, кого вы снимаете, не только совершенно незнакомый человек, но еще и раздражен очередном фотографом, отнимающим у него драгоценное время, вы поймете, насколько важно находить общий язык. Навыки в психологии и в том, как располагать к себе героев съемок, действительно необходимы. Но помимо них вам понадобятся и другие.

В тот момент, когда фотография еще не была доступной всем подряд, но уже достаточно распространилась, стали появляться фотографические ателье. Заведения были очень разными, и те, кто раньше заказывал парадный портрет художнику, теперь стали приходить сниматься семьями, делать групповые портреты или фотографироваться в одиночестве. Это было дешевле и быстрее. Сейчас это звучит дико, но порой портретируемый сидел до получаса в неподвижной позе для того, чтобы фотография получилась резкой. Вот что тогда люди понимали под словом «быстрее». Моя любимая деталь заключается в том, что в ателье были специальные кресла с привинченной к ним металлической стойкой с зажимами, чтобы фиксировать голову человека на нужное время. Они удивительным образом похожи на орудия пыток. Современный вариант этого приспособления использует немецкая пара фотографов Уте Малер (Ute Mahler) и Вернер Малер (Werner Mahler) в съемке своей серии Mona Lisas of the Suburbs.

Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs. Изображение № 3.Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs


Видео о съемке Уте и Вернера Малеров на камеру большого формата

 

Если вы хотите попробовать стилизовать свою работу под первые фотографии, то попробуйте сделать портрет, где лицо человека будет будто выпавшим из времени. Для этого оставьте свою модель неподвижной какое-то время. Сделав кадр, вы сможете поймать расфокусированный взгляд человека. При этом хорошо соблюсти всю технологию: не использовать вспышку и дополнительный искусственный свет, дать что-то в руки человеку, на что он как будто бы облокачивается, или просто попросить его подпирать подбородок рукой.

История с классическими живописными мотивами невероятно популярна. Многие авторы часто пробуют себя в этом жанре, но только в некоторых случаях получается что-то, что притягивает взгляд и заслуживает фразы зрителя «да, именно так выглядит современная Венера». Некоторые фотографы говорят, что стараются уложить руки портретируемого так, как это выглядит на живописных портретах или фотографиях начала века. На это стоит обратить внимание, если вы не хотите получать бесконечные куриные лапки на фотографиях, потому как даже профессиональные модели не знают, куда девать руки.

Фотографии Rineke Dijkstra. Изображение № 12.Фотографии Rineke Dijkstra

 

На мой вкус, от немецкой фотографии веет техничностью и холодом. Так получилось, что за бесчисленные портреты моделей, облаченных в голубые джинсовые или простые белые рубашки, на белом фоне все издания, которые боготворят эту эстетику, обязаны немецкому довоенному фотографу Августу Зандеру (August Sander). Он сделал, отснял и каталогизировал профессии, да и немецких людей вообще. Все фотографии сняты немобильной камерой и с длинной выдержкой. Фотограф выстраивал весь кадр до того, как нажать на спуск, потому как у него была возможность сделать всего лишь несколько дублей.

Фотографии August Sander. Изображение № 17.Фотографии August Sander

 

Есть такое упражнение, которое буквально заставляла делать свою группу фотограф Хелен ван Мин (Helen van Meen), чей летний семинар я посещала в Санкт-Петербурге. Мы снимали портреты совершенно незнакомых людей в парке. Делать такие вещи для фотографа, который хочет научиться снимать портрет, предельно важно. Общение с незнакомыми людьми позволяет более трепетно подходить к чувствам другого человека, и при этом проявляются полезные навыки: как объяснить человеку, зачем ему необходимо позировать, уговорить его расслабиться, не улыбаться так, будто это фото для семейного архива, и  что самое главное  научиться эмпатии. Понять на уровне интуиции, что важно сказать человеку, чтобы он сразу был готов сниматься и стал расположен к тебе.

Фотографии Хелен ван Мин. Изображение № 24.Фотографии Хелен ван Мин

 

Самый важный совет, который нам дала Хелен, заключался в том, что даже если вы не знаете, что делать, не давайте почувствовать модели ни на секунду то, что вы неуверенны. Человек просто перестанет вам доверять. Если вы научитесь располагать к себе людей, то даже при ограниченном времени вы сможете делать необходимые снимки. Хотя существует и прямо противоположное мнение. Прием, который я использую, когда мне необходимо раскрыть человека и сделать интимное изображение. В этом случае лучше всего притвориться, что ты не знаешь, что делать, и человек будет помогать сделать интересный кадр порой самыми необычными способами.

Фотографии Antoine D’agata. Изображение № 31.Фотографии Antoine D’agata

 

Количество времени, дублей и то, как это влияет на снимок, зависит от вашей цели. Есть авторы, которые специально отбирают неудачные дубли.

Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue». Изображение № 35.Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue»

Признаться честно, я никогда не видела портретиста, который бы кричал или грубил своей модели. Если это обнаженный или полуобнаженный портрет, то не стоит раздевать человека сразу же, как только он к вам пришел (если это, конечно, не профессиональная модель, позирующая каждый день голой, и вы ей платите поминутно). Билет на интимность и доверие человека для изображения в мельчайших подробностях его тела надо заслужить. Давить нельзя ни в коем случае, важно всегда оставаться деликатным. Иногда в качестве психологической игры фотограф может уйти из комнаты, доверив портретируемому автоспуск. Что, безусловно, также является способом коммуникации.

Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin. Изображение № 45.Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin

Снимая на цифровую камеру, можно позволить себе делать более динамичные кадры и, что называется на языке документальных фотографов, «бомбить», то есть делать почти серийную съемку. Потом делая выбор, использовать, например, промежуточные кадры, когда человек еще не принял позу (при условии если позволяете ему делать все, что хочет он, а не поворачиваете его на три сантиметра влево). Что является интересным ходом, когда вам надо сделать не официальный портрет, а тот, которому поверят.

Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN. Изображение № 55.Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN

Если вы хотите сделать портрет человека, который бы не позировал вам, чтобы получиться так, как они видит себя сам, стоит использовать бесшумную камеру. Именно этим мне понравился Olympus PEN. По сравнению с аналоговыми камерами, которые я обычно использую, мне нужно меньше времени, чтобы человек перестал вести себя так, как будто он «фотографируется», а просто расслабился и получился естественно красивым.

Наладив контакт, вы cможете сделать любое изображение, играя с помощью тонких эмоций: попросив вспомнить, как в последний раз модель порезалась бумагой или пережила печальное происшествие. Вы сможете получить любую отрицательную эмоцию самой разной глубины. Воспоминания — самый легкий способ вызвать эмоции и в лице, и в позе. Если вам нужен загадочный и томный портрет девушки, попросите ее смотреть не на вас, а за вас, вспоминая о романтическом приключении.

 

При съемке портрета на Olympus PEN вам пригодится:

 

Портрет и психология: Как снять удачный кадр. Изображение № 61.

 

Возможность снимать в классической портретной пропорции 6:6. Такое соотношение размеров имитирует съемку среднеформатными пленочными камерами.

 

 

Портрет и психология: Как снять удачный кадр. Изображение № 62.

 

Встроенные художественные фильтры. Особенно стоит отметить soft focus, который поможет художественно размыть второстепенные детали сюжета и сконцентрировать внимание зрителя на главном.

 

Портрет и психология: Как снять удачный кадр. Изображение № 63.

 

Портретный объектив, обеспечивающий малую глубину резкости и привычный для глаз угол обзора. Если вам нравится снимать портреты с размытием заднего фона и насыщенными цветами, идеальным объективом в линейке Olympus PEN будет светосильный портретник M.Zuiko Digital 45 мм 1:1.8.

 

Портрет и психология: Как снять удачный кадр. Изображение № 64.

Конкурс для читателей потока «В фокусе» (Приём работ на конкурс завершен).

Воплоти теорию на практике, создай работу, используя данные автором советы и выиграй компактную камеру со сменными объективами Olympus PEN.

Для участия в конкурсе необходимо:

  • правильно ответить на два вопроса о камере Olympus PEN;
  • создать работу в соответствии с творческим заданием;
  • ответы на вопросы и творческую работу прислать по адресу olympus@lookatme.ru с темой «Olympus — Портрет» не позднее 5 декабря 2011 г.

Победителей определит выбор жюри в январе 2012 года.

Вопросы:

  1. Каких цветов бывают кожаные чехлы CS-31B для Olympus PEN? 
  2. С помощью чего возможно передать фотографии с Olympus PEN на смартфон, ПК или другую камеру Olympus PEN, не используя кабель?

Творческое задание для портрета: «Человек и среда, которая описывает его» от Марго Овчаренко:

Сфотографируйте близкого вам человека таким образом, чтобы были понятны ваши чувства к нему. Портрет должен быть выполнен при естественном освещении в любой среде (квартира, парк, свободное пространство) и показывать его эмоциональное состояние на данный момент.

Полные правила конкурса

Портрет и психология: Как снять удачный кадр. Изображение № 65.

Портрет и психология: Как снять удачный кадр. Изображение № 66.

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются