«В фокусе» — поток о фотографии, в котором два профессиональных фотографа рассказывают о фотоискусстве, жанрах современной фотографии и на собственных примерах раскрывают секреты мастерства и владения компактной полупрофессиональной камерой Olympus PEN.
Утверждает, что фотография для него — образ жизни. Фотографии нигде не учился. Побывал студентом экономического факультета, но так и не окончил институт. Много путешествует. В последние месяцы успел поработать для Forbes, «Большого |
города», а также ряда российских и зарубежных компаний. Любит узнавать что-то новое, путешествовать, интересных людей, хорошие фотоистории и свою работу, от которой получает огромное удовольствие. |
Репортаж — один из самых сложно конкретизируемых жанров. Под ним подразумевают съемку новостей, документальные проекты, спорт. Также постоянно путаются понятия фотожурналистики и репортажа, где они пересекаются, а где нет. Например: cчитать ли светскую хронику репортажем? Фотожурналистика, когда люди позируют в среде своего обитания, — это еще репортаж или уже нет?
Для простоты считается, что репортаж — это фотография, сделанная на месте определенного события. Основная цель — не просто красивая картинка, а фиксирование момента на месте происходящего самого события и максимально оперативная передача информации.
Считается, что репортаж появился в последней четверти XIX века. Но тогда массово еще не существовало носителя для репортажной фотографии, так как журналы не могли печатать полутона изображений.
Репортажная фотография в том виде, в котором существует сейчас, появляется только в тридцатые годы XX века, когда газеты смогли печатать фотографии. Тогда же выпускается первая компактная фотокамера Leica, на которую начинают снимать, отказываясь от неудобных среднеформатных камер, ставшие позже звездами мировой величины Роберт Капа (Robert Capa), Юджин Смит (Eugene Smith) и Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Также появляются большие журналы: в 1936-м Life Magazine начинает выходить таким, каким его теперь все знают: с захватывающей фотографией на обложке, с кучей фотографий внутри и на большой хорошей бумаге.
Золотая эра репортажного жанра начинается с гражданской войны в Испании, продолжается во время Второй мировой войны, о реальности которой узнавали преимущественно по фотографиям. Только на итальянском фронте было аккредитовано несколько тысяч фотожурналистов. Невозможность оперативно показывать видеохронику сыграла на руку фотографии. Золотые годы длились до конца войны во Вьетнаме. Фотография все еще была главным носителем визуальной новости. Эпоха кончилась, когда события и войны смогли транслировать в прямом эфире по телеканалам. Правда, одновременно с этим фотожурналистика стала все больше и больше восприниматься как жанр искусства, перемещаясь со страниц журналов в галереи.
Следующим переворотом репортажного жанра стало падение доходов журналов, печатающих фотографии. Сначала падение рекламного рынка, а потом и рост онлайн-СМИ. Вытеснение печатных СМИ онлайном сопровождалось (и сопровождается) умиранием традиционных агентств, производящих авторские истории и ростом четверки сетевых (wired) агентств: Reuters, Associated Press, Agency France Press, EPA, по сути монополизировавших создание и дистрибуцию новостной фотографии. Это мотивировало независимых фотографов сосредоточиться над работой над историями, требующими глубокой проработки. А журнальное финансирование заменили гранты, галереи, частные компании и краудфандинг.
Среди актуальных репортажных фотографов, которых я люблю, хотелось бы выделить этих шестерых:
Я знаю, только как добраться до нужного места пешком. Ибо чем занимается уличный фотограф, кроме как ходит и наблюдает, и ждет, и говорит, и снова наблюдает, и снова ждет, пытаясь сохранить уверенность, что неожиданное, неизвестное или тайная сущность уже известного ждет его прямо за углом.
— Алекс Вебб
Юрий Козырев, один из лучших репортажников, работающий для Time и National Geographic. В 2011 году снял четыре революции в рамках «арабской весны». Посмотрите чеченскую войну на сайте noorimages.com.
Кристофер Андерсон (Christopher Anderson), совершенно универсальный, снимал мигрантов, войны, моду, семью, портреты. Из обязательного к просмотру — Capitolio, история про Каракас, которую Крис снимал несколько лет. Гаитянских беженцев, тонущих по пути в США, а также серию про Нью-Йоркскую неделю моды.
Энтони Суо (Anthony Suau) снял почти все за последние лет сорок, фантастическая работоспособность и умение снимать маленькие темы. Русскому зрителю будет интересна тема про криминал девяностых, а из последнего — получившая первый приз WPP история про кризис в Штатах.
Денис Синяков, фотограф Reuters, работающий в московском бюро. На его блог denissinyakov.ru очень советую подписаться.
Анастасия Тейлор-Линд (Anastasia Taylor-Lind). Посмотрите истории про женщин, сражающихся на стороне курдских сепаратистов, историю казаков в Ставрополье. Еще за полгода до начала волнений в Египте она сняла историю блогеров в Каире, которые в дальнейшем сыграли большую роль во время свержения режима Мубарака.
В репортаже основная задача фотографа — не просто сделать красивую картинку, а сочетать форму и содержание, так как в слове «фотожурналистика» часть «журналистика» важнее части «фото». Снимая, старайтесь найти новый, свежий взгляд на происходящее, не стоит пытаться копировать кого-то. Нужно стараться снимать так, как это не делает никто вокруг, особенно это касается съемки новостей или на месте активных событий, когда вокруг много фотографов. Cпорт это или митинг, надо стараться получать максимально непохожую на всех картинку, только тогда это будет интересно и востребовано. Искать и раскрыть те аспекты, которые не видят другие фотографы.
Самое сложное в фотожурналистике и репортаже — это подготовка к съемке. Чем больше будет сделано заранее, тем лучше будет результат. Надо превосходно понимать визуальное решение съемки, расписывать вперед сюжеты, планировать съемочное время, заранее договариваться о допуске и разрешении на съемку, если это требуется. Всем всегда будет интересно смотреть на картинки из мест, в которые тяжело или невозможно попасть, где мало кто снимает: от жизни матросов на базе атомных подлодок до закулисья балетных танцоров.
Никогда не бойтесь снимать много, делать множество дублей. Это легенды, что во времена пленки делали меньше кадров. На простой митинг фотограф шел с пятнадцатью катушками пленки, а на футбольный матч и того больше. Когда много снимаете, старайтесь первично разбирать съемку в тот же день, а потом возвращаться к ней через пару недель. Не бойтесь снимать длительные проекты!
Используя ваш Olympus PEN, экспериментируйте с режимами съемки. Делайте эксперименты с длительной выдержкой. Пользуйтесь брекетингом, когда не уверены в освещении или налицо сильный контраст между объектами. Камера достаточно быстра, чтобы позволить вам снимать экшен, у нее самый быстрый автофокус среди камер со сменной оптикой, включая зеркальные камеры, и она способна делать множество кадров в секунду. Не менее важным фактором является то, что матрица не шумит на высоких исо, позволяя снимать в сложных световых условиях.
Прежде чем снимать что-то, к чему вы подходите ответственно, прочтите инструкцию, научитесь быстро выбирать точку автофокуса, настройте функциональные кнопки под себя, узнайте, как быстро переключаться между режимами. И обязательно купите запасной аккумулятор, чтобы в длительных поездках эта проблема никогда не давала о себе знать.
Конкурс для читателей потока «В фокусе» — Приём работ завершен
Воплоти теорию на практике, создай работу, используя данные автором советы, и выиграй компактную камеру со сменными объективами Olympus PEN.
Для участия в конкурсе необходимо:
- правильно ответить на два вопроса о камере Olympus PEN;
- создать работу в соответствии с творческим заданием;
- ответы на вопросы и творческую работу прислать по адресу olympus@lookatme.ru с темой «Olympus — Репортаж» не позднее 12 января 2012 г.
Победителей определит выбор жюри в январе 2012 года.
Вопросы:
- Как вы можете расширить возможности объектива, не покупая новый (к примеру для съемки очень мелких деталей или пейзажей)?
- Какие варианты установки баланса белого доступны в Olympus PEN?
Творческое задание по репортажной фотографии от Макса Авдеева:
Снять репортаж об одном из зимних видов спорта. Это может быть катание на сноуборде, коньках или лыжах. Репортаж должен показать особенности выбранного вида спорта.
Комментарии
Подписаться