Views Comments Previous Next Search

Yana Yaseneva

82581
Написалvakha29 июля 2010
82581

Известно: живет в Ванкувере, там же учится на оператора, не закончила ВГИК.
Неизвестно: как ей удается вытаскивать содержимое своей жизни на пленку с такой легкостью.

Есть такое понятие в физике – невесомость. Это состояние тела, когда чтобы оно не совершало или чтобы не совершали другие (внешние силы) – это не вызывает взаимных давлений частиц друг друга. Понимаете? Независимость на молекулярном уровне. И для меня лично Яна Ясенева, как фотограф (потому что только как фотографа я ее знаю) является человеком именно с этим врожденным состоянием, на духовном, конечно, уровне.

НЕВЕСОМАЯ ЯНА…

Yana Yaseneva. Изображение № 1.

1. Автопортрет.
Синди Шерман объясняла такое большое количество автопортретов тем, что фотографируя других, она чувствовала как давит на людей. К тому же, они не всегда понимали, чего она хочет от них. Ван Гог рисовал автопортреты, так как у него просто не было денег на натурщиц, а тогда мало кто готов был позировать великому художнику бесплатно. Чем для тебя является автопортрет?

Возьмем Дитрих. Для нее автопортретами были все фильмы, на которых ей удалось ставить освещение для самой себя. Фон Штернберг научил ее работать со светом, она очень чутко все усваивала, а позже, после разрыва со своим режиссером, воспроизводила. Давила она при этом на людей непрестанно. Снимая себя. Это не суть автопортрета, вот я к чему веду. Боязнь давить на людей - это отрыв от людей. Отгорожение себя от них. Снимая, ты вытаскиваешь их из насиженных точек, из их зоны комфорта. Показываешь другие перспективы. Кто не захочет посмотреть на себя другими глазами? У меня правило: если человек мне доверился, снимать его красиво. Много красивых людей вокруг. Я не доверяю фотографам, которые делают из людей уродов.

Yana Yaseneva. Изображение № 2.

2. Сфотографировать достопримечательность и успокоиться.
Иногда люди одержимы идеей снять какое-то интересное место, допустим, достопримечательность города. Много разговоров про Эйфелеву башню. Что бы выбрала ты?

Я все время возвращаюсь к океану или морю. Меня притягивают большие пространства. Море. Пшеничное поле. Степь. Человек на их фоне/в них выглядит одиноко и божественно. У меня есть серия, кстати, первая в жизни серия, "They sea". Игра слов. Sea and see. Мечтаю снять маковое поле. И еще одно очень Северное Место. Пока не скажу, где это.

Yana Yaseneva. Изображение № 3.

3. Деньги.
Начинающие фотографы часто жалуются на дороговизну техники. Насколько, по-твоему, оправдывает себя дорогой фотоаппарат? И так ли он нужен?

Я снимаю на Бронику, купленную на E-Bay за 400 долларов. Технику перерастаю, хочется пробовать все время новое. Но также снимаю и на Хольгу. А Хольга стоит копейки, как вам известно. Оправдывает себя все то, что может передать мою суть в данный момент и мое настроение. Я очень люблю снимать на слайд. Дорого, потому редко. Люблю квадрат. Цифру не люблю. Только потому, что не нашла еще любимый объектив.

Yana Yaseneva. Изображение № 5.

4. О кино.
(Здесь следует отрывок письма Яны, которое я просто не имею право редактировать!)

Короткометражку написать сложнее, чем полный метр. И снять ее, как выяснилось, не намного легче. Ее нужно четко продумывать, иначе придется возращаться и переснимать. Мне очень нравится этот жанр. Такая эстафета-соревнование с самим собой.
Я пишу сценарий, это моя сильная сторона. Сильнее, чем фотография. Ближе. Роднее. Тут меня уносит. Фотография - скорее (не?)контролируемый выплеск эмоций. Фотография чем хороша: в ней нет вот этого языкового препятствия, она переводима на все - сразу - языки мира. А теперь я пишу сценарии на английском и тут надо сидеть и думать. Собирать слова в предложения. Без ошибок во временах и прочее.

Вот если бы был бюджет, ты бы снимала полнометражное кино? Ведь короткометражка - это по сути фокус. Тем он и хорош, мы (зрители) редко знаем что выйдет.

А то. Полнометражное кино "обречено" на успех больше, чем короткометражка. Через это мы все уже проходили. На фестивалях к полнометражке отнесутся гораздо внимательнее. Короткометражку - скорее пролистнут. А, хотя, Стивен Долдри (фильмы "Часы", "Чтец" ! Его "Восемь" Британская академия номинировала на лучшую короткометражку того года! Я влюбилась в эту короткометражку! Посмотрите, она есть на ютубе ("Eight" by Stephen Daldry). Вообще, я же оператор по образованию, не режиссер. Но мне пришлось снимать, мне понравилось совмещать режиссуру с операторством. Колдовать светом. Создавать объем в комнате, студии благодаря свету. Люблю фон Штернберга, Георгия Рерберга, Витторио Стораро. Вот, кто лепил из света. Для них свет - как дух. Живой. Его нужно только поймать и вылепить из него необходимую красоту. Публика никогда не запоминает имен операторов-постановщиков, это я уже поняла. Все спрашивают: "Кто там играет?", а не "Кто снял?". В фотографии мне все-таки не хватает движения. Я эту динамику в ней (в фотографии) все время пытаюсь воссоздать. Статика мне чужда абсолютно. Скучна. За фотографией стоит история - тогда она цепляет. Когда хочется узнать про снятого персонажа, про снятое место по-подробнее. Поэтому меня бесит эта сиюминутность в многочисленных снимках в инете. Сидит девушка и свет от окна падает на нее. Через жалюзи. И - что? Дальше - что? Короче, не цепляет.

Допустим, ты хочешь снять одну сцену (идею) как сын обижает своего уже старого отца. Дали денег, дали время для работы. В каком кино тебе было бы интересней себя выражать?

Сюжет: сын обижает отца, объявив тому, что является геем. Реакция отца. Жизнь сына. Современная история.
Выражать себя интереснее в том кино, которые близко и интересно. Съемочная группа тянется к небанальным историям. Там, где нужно устанавливать интересный свет. Преодолевать какие-то сложности. К концу съемок вы друг для друга - семья. У вас уже нет сил, чувство, будто крови в венах не осталось, а расставаться не хочется.

Yana Yaseneva. Изображение № 7.

5. Страна чудес.
Твои работы - это созданный тобой мир. В нем герои будто из цирка, бродяги, женщины-самоубийцы, дети с каким-то преждевременным взрослением в глазах. Есть какие-то планы "переселения" следующих людей? Кто они?

(А кто имелся в виду под женщиной-самоубийцей?) Никаких планов, только визуализация. До того, как встретила Дану, представляла ее. Не внешность, а личность. Которая материализовалась во дворе университета. Короткая мальчишеская прическа, огромные серьги, куча колец. Она сидела одна и курила. Я смотрела на нее из окна аудитории целую неделю. А потом подошла к ней и сказала, что она мне нужна. Так она стала главной героиней моего фильма, моих снимков. Через два месяца она уезжает навсегда. Герои моих снимков почти всегда исчезают и больше не повторяются.

Yana Yaseneva. Изображение № 9.

6. Ситуация.
Ты гуляла по парку. Вдруг увидела невероятный кадр, но фотоаппарата с собой нет. Твои действия в таком случае?

Сегодня ехала в автобусе, вошел мужчина и вместо билета предъявил водителю мобилу. Водитель обалдел, а я пожалела, что нет камеры. Но идея - есть. Ее можно использовать потом в кино. Когда с головой уходишь в съемки фильма, фотография уже не имеет такого огромного значения, как раньше. Она делается, да. Но между прочим как эскизы к будущим или настоящим съемкам. Например: она вышла на балкон покурить, там дождь бил о пол этого самого балкона. Бил так, как может только бить в Британской Коламбии: со всего размаху, крупно, не жалея себя. И это не фотографируешь, а откладываешь в огромный карман воспоминаний-заначек, и при случае достаешь и воспроизводишь.Yana Yaseneva. Изображение № 11.

7. Список необходимых вещей.
Часто сейчас можно услышать фразу типа: "и как мы раньше жили без телефона?" К необходимым вещам сейчас для многих можно отнести и следующее: деньги, сигареты, ключи. А что для тебя, действительно, так необходимо иметь с собой?

Мобильника у меня, кстати, нет. Ключей не ношу, потому что теряю или забываю. Приходилось лезть через балкон. Пару раз чуть не сорвалась, было весело.
Обязательных вещей нет. Навскидку: солнечные очки. Книга. Блокнот. Ручка. Духи. Иногда ноут.Yana Yaseneva. Изображение № 12.

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются