В пражском Музее прикладного искусства мне попались на глаза необычные фотографии, больше похожие на картины. Очень темные, с крупным зерном, по жанру в основном портреты и абстракция. Все подписи гласили, что снимок представляет собой (oil) pigment print - так называемый масляный способ печати.
Прообразом масляной пигментной печати был метод француза Пуатвена. В конце 50-х годов XIX века он разработал способ получения отпечатков на бумаге с фотослоем, изготовленным не на солях серебра, а на слоях хрома. Он пользовался бумагой, покрытой хромированным гуммиарабиком с примесью краски, выбранной самим фотографом. Пуатвен получил довольно грубые отпечатки, лишенные подробностей.
Позже было найдено несколько других разновидностей позитивного процесса. Возникли пигментный, гуммиарабиковый, масляный и бромомасляный (бромойль) способы печати. С помощью новых методов фотограф мог вносить в отпечаток существенные изменения, стилизовать его. Пигментный способ, к примеру, позволял придать снимку вид гравюры.
Чтобы лучше передать полутона, процесс с одним и тем же отпечатком повторяли несколько раз. От автора зависел выбор бумаги соответствующей фактуры и краски нужного цвета. Сообразно своим намерениям он мог при проявке изменить соотношение светлых и темных мест на любом участке снимка, мог уничтожить лишние подробности, создать впечатление рисунка углем, мазка кистью на полотне и т.д.
Масляный процесс заключался в следующем. Бумагу, предварительно покрытую слоем желатины, очувствляли двухромовокислым калием. Затем, после сушки, ее прикладывали к негативу и экспонировали на свету. Хромированная желатина на бумаге под действием света дубилась и теряла способность впитывать воду и разбухать. Это происходило на тех участках бумаги, на которые попадало больше света. После промывки отпечатка на бумагу толстой кистью наносили масляную краску; к задубленным участкам она приставала больше, а к участкам, соответствующим светлым местам на изображении, - меньше. Фотограф мог ослаблять или усиливать концентрацию раствора, очуствляющего бумагу, брать краску большей или меньшей густоты, изменять характер движения кисти, - все это помогало ему достигать желаемого эффекта¹.
¹ - отсюда
Фото вверху František Drtikol; фото внизу František Drtikol и Augustin Škarda из серии фотографий, посвященной дворам Праги.
Про пикторализм в фотографии и другие нестандартные способы печати.
Сделай сам: руководство по производству собственных масляных отпечатков (англ.).
Комментарии
Подписаться