Рольф Гобитс - известный английский фотограф, портретист, пейзажист и рекламных дел гуру. Он с равным успехом делает коммерческую фотографию для мировых брендов (среди его клиентов Mercedes Benz, BMW, Audi, Volkswagen, General Motors, IBM, Apple, British Airways, Hyatt Hotels, American Express, AT&T, Bosch, Gucci, Hewlett Packard, Compaq, Mobil Oil, BT, Chrysler Corp, Sotheby's), лирические пейзажи и причудливые арт-проекты. Его приглашают звезды калибра Дамиена Херста и Нормана Фостера, архитектурные снимки Гобитса украшают марки Английской Королевской почтовой службы.
Так получилось, что я участвую в одном интересном издательском проекте, посвященном портретной фотографии («Фотографии замечательных людей», см. PhotoPeople в Фейсбуке). В частности, недавно Рольф Гобитс снимал Александра Васильева (историка моды) для нашей будущей фотокниги. Мне пришла в голову мысль - раз уж рядом работает профессионал такого уровня, почему бы не задать ему несколько вопросов о технике и лирике. Гобитс согласился, и в результате получилось это интервью.
Что нужно делать молодому фотографу сегодня, чтобы добиться успеха в рекламной фотографии?
Я считаю, что для начинающего фотографа важно улавливать, чего хочет агентство или клиент, однако всегда стараться предложить что-то свое, если остается хотя бы немного времени. Вы должны быть не просто исполнителем, но еще и показать, что вы творческий, думающий фотограф. Именно креативность отличает вас от других фотографов, которые получили такое же образование и, следовательно, способны выполнить работу так же хорошо, как и вы. Я не могу даже передать, насколько важно думать иначе, чем остальные.
Бывает ли, что при работе над коммерческим заказом возникает какая-то спонтанная идея, сильно меняющая итоговый кадр? Как строится на западе взаимодействие фотографа, заказчика и рекламного агентства?
Изменить идею заказчика можно, но сначала нужно сделать то, что он просит, а затем, в оставшееся время, ты осуществляешь спонтанные идеи, пришедшие на ум в процессе съемки.
Взаимодействие? Вы можете годами обсуждать идею и исполнение задачи с рекламным агентством, а с самим клиентом вы можете встретиться уже перед выпуском рекламы или непосредственно на съемке.
Расскажите о какой-нибудь интересной рекламной съемке - что и как снимали, что запомнилось.
Я занимаюсь фотографией для журналов и рекламы уже более 35 лет, провел не одну сотню съемок, однако одна работа запомнилась мне больше всего. Почему? Чтобы сделать один превосходный кадр, мне потребовалось 12 дней.
Это была съемка для одной очень известной рекламной кампании сигарет, которая шла уже достаточно долго и принесла массу наград британскому агентству CDP Creative. Эта сюрреалистичная серия для сигарет Benson and Hedges буквально открыла новые горизонты. Билборды с этими плакатами стояли по всей Англии, люди ждали каждой новой рекламы. Приглашение поработать для этого проекта было большой честью, своего рода признанием таланта со стороны коллег.
Серия для B&H
Задача состояла в том, чтобы создать изображение, напоминающее по стилю и настроению кадр из «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, лучшего фильма всех времен и народов, по мнению многих критиков кино.
Нужно было построить холл с лестницей, чтобы все выглядело так, будто дело происходит в огромном замке. Из-за размеров студии было невозможно построить холл замка в натуральную величину, и мы построили лестницу в масштабе, чтобы казалось, будто потолок находиться на высоте 35-40 метров, а ступени идут с 1-го этажа до потолка. Только постройка этой конструкции из специального пенопласта заняла около недели.
Идея состояла в том, чтобы поместить в холле канделябр с тремя свечами, на одной из которых – логотип Benson and Hedges, затем изобразить, будто окно замка открывается порывом ветра со снегом, который гасит 2 свечи, но свеча с логотипом продолжает гореть.
Основной сложностью было сделать так, чтобы одновременно подсветить канделябр лампами накаливания, а летящий из открытого окна снег – 2000-ваттной вспышкой для создания эффекта стоп-кадра. Кроме того, важно было, чтобы ветровые машины не задули свечу с логотипом.
В итоге у нас получилась такая схема: выдержка 28 минут, 5 коротких импульсов вспышки, чтобы зафиксировать побольше снега, свеча должна была гореть примерно 5 секунд. Затем один из участников съемки, одетый в черный костюм, чтобы не попасть на пленку, должен был подойти и задуть свечу. После каждого дубля нам приходилось убирать весь искусственный снег и начинать сначала.
Поскольку нам нужна была выдержка по 28 минут, мы могли снимать только ночью, так как нам мешали вибрации от движения машин и перемещения людей в других студиях. Это значит, что вся команда спала днем, а работала ночью. Из-за длинной выдержки и попытки использования цветных фильтров для различных источников света (для правильного баланса) мы не могли использовать промежуточные полароидные снимки для проверки правильности ототенков. Поэтому мы успевали сделать только по два кадра между 21.00 и 6.00 следующего дня.
У меня никогда не было возможности работать столько дней для того, чтобы снять всего 1 кадр. Это была сложная и увлекательная работа, нам пришлось решить массу задач в попытке создать идеальный снимок. В начале я знал только одно: что я способен дать агентству и клиенту именно то, что они хотят увидеть.
Какие фотографы на вас повлияли? Кто вам нравится из современных авторов? Есть ли у вас любимые художники?
Сложно сказать, какие фотографы оказали на меня влияние, ведь, как пел Фрэнк Синатра, «I do it my way». Существует много фотографов, чьи работы мне очень нравятся, однако я не могу сказать, что они оказали на меня большое влияние. Однако вот некоторые из этих великих фотографов: Эдвард Стайхен, Эдвард Кёртис, Уинстон Линк, Ирвинг Пенн, Ричард Аведон. Я могу продолжить этот список, однако это именно те авторы, имена которых первыми приходят на ум.
Что касается моих любимых художников, это Рембрандт (портреты), Винсент Ван Гог (цвета), Вермеер (свет), Хаммершёй (настроение), Эдвард Хоппер. На картинах всех этих художников в основном изображены люди, а портретная фотография - это один из моих любимых жанров.
Что вас привлекает в пейзажной съемке?
Я люблю пейзажную съемку за то, что она позволяет вырваться из повседневной жизни в большом городе. Когда я снимаю пейзаж, меня ничего не интересует, кроме освещения и структуры кадра. Вы не можете контролировать пейзаж, вам остается только терпеливо наблюдать, ожидая малейшего изменения освещения для того, чтобы превратить что-нибудь совершенно обычное в нечто магическое.
Большинство людей забывают о том, что фотография - это, прежде всего, живопись светом, а не просто фиксация того, что вы видите. В пейзажной съемке есть только две вещи, которые делают фото выдающимся – свет и тот решающий момент, когда вы нажимаете на кнопку затвора. Никакой реквизит или люди в кадре вам в этом не помогут.
Как отличить действительно хорошую фотографию от посредственной? Иногда бывает, что признанная критиками работа кажется посредственной чепухой. Каков должен быть критерий оценки?
В чем разница между хорошей фотографией и посредственной? Это очень сложный вопрос, это зависит от человека, который держит в руках фотографию. Один человек посмотрит на мою фотографию и скажет: «мне не нравится этот кадр», а другой, глядя на тот же снимок, скажет, что он потрясающий. Все мы любим разную еду, разные места, разных людей. Так почему же нам всем должны нравиться одни и те же фотографии? Только автор снимка может сказать, удачный он или нет, если, конечно, он настоящий художник.
В предыдущих интервью вы говорили, что снимаете только на пленку. Поменялось ли ваше отношение к цифре за последнее время?
С точки зрения большинства заказчиков, цифровая фотография - это шаг вперед, так как она помогает сразу принять или отклонить кадр, который создает фотограф. Цифра также позволяет клиентам требовать большого количества дополнительных дублей, чтобы иметь возможность выбрать тот или иной кадр позже, либо получить больше кадров за те же деньги. Количество всегда выигрывает у качества - чем больше, тем лучше. Это как придти в ресторан, где можно съесть сколько хочешь за небольшую сумму или вообще бесплатно.
Сами фотографы меньше думают о том, что делает снимок хорошим, ведь в отсутствие затрат на пленку и проявку так легко нащелкать массу кадров. А теперь попробуйте представить, что у вас только одна пленка на 12 кадров - вы будете думать о том, чтобы сделать отличный кадр сразу.
В общем, я считаю, что место цифровой фотографии в той сфере, где снимки необходимы немедленно. В остальных же случаях я продолжаю снимать на пленку и с нетерпением жду, когда посмотрю кадры на световом столе.
Как появилась идея снять серию Entertainers? Как вы находите моделей? Как происходит съемка?
Я начал свой проект про бродячих артистов, когда получал степень магистра в Королевском Колледже Искусств. В качестве выпускной работы я должен был выполнить фотоэссе на любую тему по собственному выбору. Об этих артистах, путешествующих по всей Англии, выступающих в театрах и клубах, я узнал от своего друга.
Я решил найти этих людей и снять их в домашней обстановке, но с реквизитом и в костюмах. Благодаря сарафанному радио я постепенно находил новых персонажей для эссе. После выпуска я решил продолжить работу над этой темой, так как я был очень увлечен образом жизни бродячих артистов. Их золотые дни пришлись на те времена, когда телевидение еще не было широко распространено. Можно сказать, телевизор убил эту профессию.
Некоторые фотографии из серии Business People похожи на картины Рене Магритта, на его знаменитых «людей в котелках». Есть что-то в этой догадке или это просто совпадение? О чем вы хотели рассказать зрителю, создавая эту серию?
Когда я окончил университет, одной из моих первых работ стала съемка для журнала «Менеджмент сегодня», арт-директором которого был потрясающий человек по имени Рональд Шенк. Ему не нужны были обычные портреты президентов и управляющих крупных компаний. Он ожидал от вас восхитительных и принципиально новых портретов, что было необычно для делового журнала.
Чего я хотел, так это показать этих людей в их довольно скучных и пустых офисах, обезличенных и как бы лишенных характера. В большинстве случаев мне давали всего 15 минут для того, чтобы установить камеру и сфотографировать их. Я думаю, они чувствовали себя очень некомфортно перед камерой. По каким-то странным причинам многие из этих бизнесменов говорили, что они предпочли бы посетить стоматолога, чем участвовать в фотосессии. Интересно, говорили ли они стоматологу, что предпочли бы фотографа?
Кем вы хотели стать в детстве?
Меня часто спрашивают, как получилось, что я занялся фотографией. Свою первую камеру мне дала мама, когда мне было около 13 лет, с тех пор я не перестаю фотографировать. В детстве я проводил многие часы, глядя в окно и наблюдая за людьми, меня очень занимало все то, что происходило вокруг. Когда я был маленьким, я и не думал, что стану фотографом. Я думал, что стану врачом или хирургом, но я не мог смотреть на кровь, а это плохо совместимо с работой врача. Потом мне пришла в голову идея заняться гостиничным бизнесом, но, в конце концов, победила моя страсть к фотографии.
Я думаю, что работать фотографом – довольно эгоистичное занятие. Особенно ощущаешь это, когда фотографируешь личностей, которые помогают нуждающимся людям, но сам идешь за творческим порывом, целиком поглощающим тебя.
Специально для Lookatme в рамках проекта PhotoPeople.
Комментарии
Подписаться